К вопросу, чьё оружие было лучше, советское или фашистское. Начнем со стрелкового оружия. Винтовки и карабины Маузер и Мосина, были примерно равны. У Маузера несколько больше начальная скорость пули. Была у нас и винтовка СВТ-40 и её укороченный вариант карабин СКТ-40. Отличная винтовка, только сложная. Наши ребята, призванные из сельской местности, где «верхом технологий» была только кузница, понятия не имели, как с ней обращаться. Поэтому, бывало её бросали вместе с патронами. Бойцы называли её женским именем Света, за её капризный характер. Но при должном уходе и внимании, он отвечала безотказностью и взаимностью. У немцев такой не было, для них было за счастье, “затрофеить” такую. Её не надо было перезаряжать и можно стрелять, не выпуская цель из виду. Были так же и АВТ-40 её огонь, фашисты часто принимали за пулемётный Пистолеты: У нас основной ТТ и не “основной”револьвер Наган. ТТ был хорош, но у ТТ ствола хватало выстрелов на 200, кроме того были случаи, когда боёк во время выстрела, вылетал назад. А предохранитель, ТТ, блокировал только нажатие на спуск. Если патрон находился в патроннике, то при падении на курок, даже не взведённый, происходил выстрел. Что приводило иногда к несчастным случаям. А Наган перезаряжать долго. Поэтому в бой брали с собой пару заряженных барабанов. А немецкие Вальтер и Парабеллум были изготовлены очень качественно, и были желанным трофеем. Пистолет-пулеметы МП 38 и МП 40 против ППШ 41 Были 50/50 со своими недостатками и преимуществами. Как говорили бойцы, “В наступленьи МП 40, в обороне ППШ” Потом, под конец войны у фашистов появился “Штурмгевер 44” , который превзошел все пистолет-пулемёты того времени. К стати, есть ошибочные разговоры, что Михаил Калашников, перенял эту конструкцию. Это не правда. Внутри у них, ничего похожего. Они даже разбираются по разному. Но и у нас тоже появился очень удобный ППС, у которого была снижена скорострельность, по сравнению с ППШ, для более рационального расхода патронов. После войны ППС был на вооружении немецкой полиции до 50-х. Если сравнивать пулемёты, то МГ 34 И МГ 42 Они и ручные и станковые , смотря как использовать. У них приклад и ствол на одной линии, так что при стрельбе очередью ствол не подбрасывает вверх, что позволяет не выпускать из виду цель. Они ни в какое сравнение не идут с нашими ДП и “Максимом”. Дальше, про танки. Не буду вдаваться подробно в названия и разные конструкции. Т-34 и КВ было мало, так что основными танками в начале войны их можно не считать. А БТ, Т -26, Т-28, и Т-35 Были просто “жестянками”, если танкист ветеран сказал, что их брал снаряд любого калибра. Про фашисткие лёгкие и средние танки ничего сказать не могу, так как плюс к ним, был сброд машин из разных стран, и мне это не интересно. Это дело историков. Было мало известное крупнейшее танковое сражение под Сенно в 41-м. Наши танки почти все погибли. Потом к середине войны у нас было уже много Т-34-76, он стал основным танком, а у фашистов появился “монстр” “Тигр”. Он и сейчас впечатляет своим видом. Бывало, когда наш Т-34 и “Тигр” окажутся друг на против друга, наши танкисты просто выскакивали из танка, потому, что это была гарантированная смерть. “Тигр” пробивал наш Т-34 с двух километров, а сам оставался совсем не уязвимым. Танкисты иногда не боясь стояли на возвышенности и наблюдали за обстановкой. Стрелять по ним было бесполезно, только себя обнаружишь. А под конец войны у них появились “Королевский Тигр” и “Пантера”. А когда у нас появились ИС-2 и САУ 100, и САУ 152, от выстрела которой Тигр разваливался на куски, даже от фугасного снаряда, то мы сравнялись с фашистами в этой части. А вообще, “затрофеить” фашистский танк было удачей. Его брали себе командиры. Внутренний комфорт, прекрасная радиостанция, отличная оптика. Дальше, самолёты. У фашистов были основные истребители Ме-109 в разных модификациях, и к середине появился ФВ-190. Они так и остались до конца войны одними из лучших, как по лётным качествам, Качеством изготовления, мощности, так и по вооружению. Был ещё у них тяжелый, двухмоторный, с мощным вооружением истребитель Ме-110. Но он в основном проявил свои “качества” на мирном населении, беженцах, эшелонах, автомобилях, на улицах городов. Что касается подготовки пилотов, то даже в конце войны, когда не хватало лётчиков, курсантов выпускали в строевые части с налётом не менее 60-ти часов. У нас и близко такого не было. А бомбардировщики Ю-88, Дорнье, Хейнкель 111, который сбить было проблема, настолько он был крепкий. А Ю-88 даже бомбил с пикирования, хоть это не его назначение, настолько прочный был его планер. Ю-87, “лаптёжник” был пикировщиком-снайпером. Наши танки переворачивал как спичечные коробки. Один ихний ас хвалился, что уничтожил 1000 танков Я как-то прогуливался по старой ж.д. насыпи, смотрю, воронка, точно по середине бывшего полотна. Все стрелки были защищены бронеплитами. А что было у нас в начале войны? Ишачки устаревшие, С двумя Шкасиками, правда к 43-му у них были уже плюс две пушки и мотор более мощный. Как рассказывал лётчик ветеран, с двигателем М-63, ”он за газом ходил” и скорость с Мессером была одинаковая. Его спросили, как так? У Мессера 600, а у ишачка 500. А дядечка этот говорит “ а в воздушном бою никто на полной скорости не летает”. А по динамике разгона, с двигателем М-63, он превосходил все советские самолёты, даже новых типов. Если в бою надо было оторваться, что мы от них, что они от нас, всегда отрывались. Инструктор, англичанин, майор Рук один раз на И-16 слетал, вылез мокрый. «Пусть – говорит – на нем русские летают!»
К стати, почему у наших самолётов верхняя часть фонаря сдвигалась назад, а у Ме-109, в бок. Это потому, чтобы лётчик Ме-109 не мог в полёте отрывать кабину, чтобы при этом не терялась скорость. На других самолётах в воздушном бою лётчики для лучшего обзора сдвигали “колпак” назад и даже высовывались из кабины. Потом ишачки заменили дурацкими неповоротливыми Харикейнами. Профиль крыла был не оправданно толстым. И Как говорили лётчики, было ощущение полёта на птеродактиле. Загорался от одной трассирующей пульки. Бывший лётчик говорил, “куда не посмотришь, всегда переборка перед глазами”. Его называли “хорёк” или “харитон” Их аварийность достигала 14%, чего не было ни у одного советского самолёта. Лётчики сожалели, что убрали их “ишачки”. А МиГ-3, был самолёт отличный, крепкий, но свои отличные лётные качества он проявлял только на большой высоте, где бои не велись. Поэтому он использовался В ПВО Москвы. А на средних и малых высотах был не поворотливый. Да и большая скорость сваливания, так что он был больше для квалифицированных пилотов. Да и что это за вооружение для истребителя, два крупнокалиберных пулемёта. ЛАГГ-3 Был тоже тяжелым, но вооружение было хорошее. Аэродромные острословы расшифровывали его название так: Лакированный Авиационный Гарантированный Гроб. Правда один фашистский ас описывал свой бой с ЛАГГ, что никак не мог поймать его полчаса, вксь вымок, как будто вышел из душа. Так и разошлись оба. Многое зависело от самого лётчика. Як-1Был лёгким, маневренным, но вооружение, одна пу шка, и один пулемёт, да и сделан из дерева, поэтому долго не горел . Не так как на бомбардировщике СУ-2. Лётчики говорили, “очень живучий самолёт, “горит и летит, горит и летит” . Яки к концу войны прошли много модификаций и “вершиной” технической мысли Яковлевского КБ был Як-3. Лёгкий, прочный, скорость за 800. Были и Як-9т, вооруженный пушкой 37 мм, и ли 45 мм. Как вспоминал один лётчик, “летишь 600, стрельнешь, 400” Это от большой отдачи. Но самым многочисленным был всё же Як-9. Был случай, когда война уже закончилась, наши стояли недалеко от американцев. Но, как-то они меж собой общались. Американский ас раздухарился со свим новеньким “Мустангом”, говорит нашему лётчику, “давай учебный поединок устроим, кто кого”. Наш согласился со своим изношенным ЯК-9. Американец, созвал всех, кого мог, те тоже, посмотреть, как он задаст трёпку нашему. Начался поединок и целых полчаса наш висел у америкоса на хвосте, как тот только не крутился. Итог. Американца отправили домой за дескредитацию американских ВВС. А ЛАГГ-3 тоже превратился в красавца, когда ему Семён Лавочкин поставил звездообразный мощный двигатель, которых скопилось на складах множество, для других истребителей Поликарпова, которые в серию не пошли по не выясненным причинам. Получился ЛА-5. Потом был Ла-7, которые к концу войны были на равне со всеми истребителями того времени. Потом уже после войны были ЛА-9 и Ла-11, четыре пушки, который по скороподъёмности превосходил реактивные истребители того времени. МиГ-3 Выпускать перестали, так как двигатели для них пошли на Ил-2, в котором РККА нуждалась больше. Один лётчик, не помню уже его фамилию, рассказывал, когда они прилетели получать новые Илы, были не приятно удивлены грубостью изготовления. Видимо, в начале войны, было не до качества. Правда, задуманный сначала как двухместный, его начали выпускать одноместным без прикрытия заднего стрелка. Из-за чего они несли большие потери. Но некоторые лётчики отваживались на них вступать в бой с истребителями на равных. Немцы этого боялись, так как залп из всего оружия Ил-2, разнёс бы в щепки любого. Когда поставили заднего стрелка, потери сократились, но не для стрелков, так как они не были защищены бронёй. (Я так думаю, для того, чтобы они лучше оборонялись. Это всего лишь мои догадки.)Этих самолётов фашисты страшно боялись, они летали в прямом смысле по головам и были почти не уязвимы. В них не стрелял, только ленивый. Иногда после вылета механики вытаскивали из радиаторов, пилотки или остатки мозгов. Ихние “замполиты” объясняли своим солдатам, по этому поводу, что на эти самолёты набирают преступников, отморозков и садистов, потому, что нормальные люди, так не летают. А в перерывах между полётами, чтобы эти сволочи не разбежались, и ещё каких бед не натворили, им приводят пленных для расстрела. И когда наш полк штурмовиков Ил-2 стоял на аэродроме, мимо проводили пленных. Когда они увидели эти самолёты, упали на колени и начали плакать. Наши стоят, недоумевают, в чём дело? Потом им немцы всё рассказали, наши их успокоили, покормили. А что касается бомбардировочной авиации, то наши самолёты так к концу войны и не сравнялись по качеству и лётным данным с немецкими. Наш ПЕ-2 был задуман как тяжелый истребитель. Потом он стал пикирующий бомбардировщик, даже тормозные рещетки были на крыльях, снижающие скорость пикирования. Но не все лётчики умели бомбить с пикирования. Хорошо владели этим приёмом лётчики генерала Полбина. Это была так называемая “полбинская вертушка”. Ведущий самолёт сбрасывал бомбу, за ним второй третий и т. д. Потом ведущий взмывал вверх, пристраивался в хвост к замыкающему, за ним остальные, и получалось гигантское колесо. К концу войны появился Ту-2. почти та же “Пешка”с виду, только двигатели такие, как на лавочкиных, что добавило скорости и добавлен ещё один задний стрелок. При наименьшей заправке, мог нести до 3000 кг нагрузки. Остальные бомбардировщики были, ИЛ-4, ЕР-2 , Пе-8 самый большой из выживших, Так как Тяжелый ТБ-3. не дожил и до Нового Года с июня. Они все были уничтожены, так как были отличной тихоходной летающей мишенью. На ИЛ-4 в августе 41-го наши лётчики летали бомбить Берлин. Немцы грешили на англичан, так как пан гебельс сообщил, что совецкая авиация вся уничтожена. А англичане открещивались, что у них в это время была не лётная погода. Лётчик, летавший на ИЛ-4 был разочарован, когда впервые взлетел на этом самолёте. Он сказал, что всё происходило как-то кое как. Дословно не помню, но смысл был такой. Двигатели на них были не то, чтобы ненадёжные, но не совсем надёжные. Многие из-за этого не вернулись с берлинских бомбёжек. У кого оружие было лучше вам судить. Я описал своё мнение. И написал эту статью, прочитав в нете, как один автор на полном серьёзе утверждал, всё наше вооружение было лучше фашистского. Ни к чему не призываю, ничего не утверждаю, написал только то, что удалось узнать.
С уважением, Вячеслав и Ко