Во второй день мы отправились в те самые снежные горы, на которые накануне смотрели с "ретранслятора". Целью поездки в этот раз была не вершина горы, а ледник - ледник Актру. Организовав заброску на внедорожнике, мы поехали в соседнее село Курай, откуда и начинался путь.
Актру — это не один ледник, а огромный горно-ледниковый бассейн в составе горного узла Биш-Ириду. Склоны горы покрывают 7 ледников: Большой и Малый Актру, Водопадный, Купол трех озер, Стажер (Контейнер), Кар Малого Актру и Троновы штаны. Помимо вечных льдов и снегов в долине есть множество интересных объектов, в числе которых — раздвоенная скала Бараньи лбы, Голубое озеро, перевал Учитель и гора Караташ.
От села Курай до базового лагеря Актру путь был не близкий - часа два. Мы долго ехали по просторным степям по направлению к цепочке снежных вершин. Наш водитель, коренной алтаец, рассказывал, что бывал на всех вершинах в округе, кроме двух - тех, что являются своего рода божествами, тех, на которые путь запрещен. Степи остались позади, а после пересечения реки начались крутые каменистые подъемы. Наша зверь-машина одолевала любые, даже, казалось бы, самые неприступные валуны, и сам этот путь уже вполне сошел бы за отдельное приключение.
Базовый лагерь Актру расположился на берегу одноименной реки у самого подножия трех- и четырехтысячников.
От альпинистского лагеря стартуют все пешие маршруты на ледники, которым присвоены разные категории сложности — от 1А до 6А.
К нашему прибытию в лагерь тут собрались уже десятки внедорожников, доставивших своих туристов в назначенный час - утренний. Мы же приехали к половине второго, а значит, времени у нас оставалось немного, и вот почему. В жаркий солнечный день ледники тают; реки, берущие свое начало на ледниках становятся полноводнее. Внедорожник, конечно, должен бы их одолеть, но в целях безопасности лучше при пересечении реки находиться в компании хотя бы из двух машин. А они, по словам нашего водителя-алтайца, стартуют из лагеря в пять часов.
Получалось, у нас было примерно четыре часа, чтобы сбегать до ледника и вернуться обратно. И мы побежали. Со всех сторон возвышались могучие горы; в тенях, образуемых их неприступными вершинами, протянулись языки ледников; эти вечные снега давали жизнь речкам, которые срывались водопадами со скал, раздавались эхом по всей долине и затем соединялись с рекой, вдоль которой и пролегала наша живописная тропа. Мощные потоки этой реки неслись по каменным каскадам и разбивались на миллионы блестящих капель.
Солнце палило; мы подставляли лицо и руки прохладным оживляющим брызгам. Продвижение вперед сильно замедлилось, что неудивительно, когда вокруг такие красоты. Придерживаясь указаний нашего алтайца, мы, не отходя далеко, шли строго справа от реки. Видимо, слишком строго, ведь тропа стала растворяться в россыпях мелких камней и в какой-то момент совсем пропала. Мы взобрались на холм и разглядели нужную нам тропу - она проходила гораздо правее и дальше от реки. По ней прерывистой цепью двигались туристы. Тут пришлось оставить в стороне нашу речку, дарующую в жаркий день такую желанную прохладу, и выйти на нужную нам тропу.
До этого путь был пологим, с лишь небольшим подъемом, но теперь тропа сильно пошла вверх. В некоторых местах приходилось взбираться на четвереньках, хватаясь за камни и выступы в скалах. Это был тяжелый подъем. Мы часто останавливались отдышаться, а заодно и посмотреть на пройденный путь, масштабы которого с каждым шагом увеличивались - внизу разверзалась устрашающая пропасть. Я старалась не думать о предстоящем спуске: он, как известно, может быть гораздо сложнее и опаснее подъема.
Но и этот этап пути был пройден, и мы вышли к небольшому горному озерцу с ледяной водой. Вдалеке завиднелся наш ледник. Тут на высоте уже не было и островка той сочной зелени, что благоденствовала внизу, в долине реки, - только снег, каменные россыпи и остроконечные суровые вершины. Стало холоднее; казалось бы, недавно страдали от жары, а теперь натягиваем на себя всю одежду, что имелась в рюкзаках.
Мы добрели до грязноватых снежных языков - вот оно, начало ледника. В том месте, где ледник встречается с камнями, с ледяной кромки срываются капельки и где-то собираются в бурую речушку. Тропа шла правее и вела дальше, к озеру; к нему то и двигались все туристы. Но, раз время у нас было сильно ограничено, озеро оставим на потом. Мы пошли прямо по леднику. Он будто что-то бормотал: в его невидимых недрах шло таяние - капала вода, собиралась в ручейки, которые, как сосуды живого организма там, в снежной толще, должно быть, пронизывали весь ледник. Вскоре мы заметили, что снежное полотно испещрено трещинами, некоторые из них оказались бездонно глубокими. Мы опомнились - мы отошли слишком далеко о края, слишком далеко от тропы. И почему же тут нет людей? Лишь нам одним пришло в голову пойти гулять по леднику, а ведь это могло быть опасно. Сообразив, мы вернулись на тропу.
Алтай всегда казался мне каким-то недостижимо далеким, и дело не в географической удаленности. Я обозначила для себя эту мечту в 2017 году, когда на стене в моей комнате появилась огромная карта: я ткнула пальцем на Алтай - вот она, моя мечта - и больше про него никогда не вспоминала. Алтай был мечтой, не целью - именно мечтой. Такой, которая спит в дальних уголках сознания, для которой не предусмотрен даже примерный план или сроки. Не знаю, по какой такой случайной ошибке эта мечта попала в разряд несбыточных. Даже когда мы оказались в Новосибирске, мне и в голову не приходило, что мой Алтай стал намного ближе. И вот мы тут, почти за три тысячи километров от дома, в окружении гор, рек, кедров. Какие-то пути меня сюда все-таки привели.
На обратном пути мы заметили, что река и правда стала полноводнее. Огромные массы воды неслись по перекатам, а на подходе к лагерю река и вообще растеклась на десятки ручейков, затопив тропу так, что пришлось прыгать по камням. Прав был алтаец - с горными речками лучше не шутить. Когда мы пересекали реку на машине, нас на всякий случай попросили выйти и пройти пешком по бревенчатому мостику.
Вот такое получилось путешествие, подарившее одни из самых красивых и ярких горных пейзажей за всю мою жизнь. Спасибо, что прочитали до конца. Всем путешествий!