Елизавета Борзунова – основатель и креативный директор бренда Liza Borzaya, накануне важного для компании года рассказала в интервью для нашего канала о том, с чего нельзя начинать ювелирный бизнес, кто и зачем покупает авторский дизайн в золоте и бриллиантах, а также о том, как школьные «дразнилки» могут помочь брендингу. В этом материале – первая часть интервью, ссылку на продолжение добавим позже. Приятного просмотра!
Елизавета, в следующем году бренд Liza Borzaya отметит 10-летие. Какие планы у ювелирного дома, какие новые коллекции нас ждут?
Знаете, если я буду перечислять все наши амбициозные планы на будущее, это будет довольно скучное интервью. Несмотря на 10-летие, у всех нас в компании есть ощущение, что все только начинается: наконец-то удалось собрать отличную команду на всех направлениях, чем мы очень гордимся! Так что вместо итогов года и планов на будущее просто пожелаю и нашей команде, и всем читателям – новых открытий. Ведь открыть для себя что-то новое, невероятное, волшебное – вдвойне приятно самостоятельно. Это такое удовольствие!
А про новинки расскажете?
Считайте это ювелирным суеверием, но я придерживаюсь принципа «показывай, а не рассказывай»: мы готовы говорить только о том, что уже приехало из мастерской в бутик. То есть то, что можно показать на витрине, потрогать «вживую», рассмотреть в лупу, примерить, надеть – вот это предметный разговор. Заходите и посмотрите, например, нашего нового всеобщего любимца Буратино, новую интерпретацию кольца «Щелкунчик» – они уже готовы. А про будущие коллекции – на словах, в эскизе та или иная идея украшения может казаться стоящей, а на деле оказаться чем-то иным. Только в реализации, в конкретной технике и конкретном материале, можно оценить, что на самом деле получилось.
Надеюсь, получится показать много красивого, интересного, сложного – ведь, конечно же, мы готовим много сюрпризов в 2025 году.
Так давайте покажем! Назовите всего три украшения, которые за эти годы стали отражением Вашего стиля как креативного директора марки?
За 10 лет – и всего три? Сложно, но попробую. Первым украшением назову «Игру ласточек», наладонный браслет, который я сделала для себя и с которого начался наш ювелирный дом 10 лет назад.
Эти первые бриллиантовые птички, кстати, вполне могли бы быть выполнены в формате колье, но тогда я выбрала для торжества закрытое платье. Поэтому они «приземлились» на тыльную сторону ладони, а не на ключицы.
От этих же ласточек, вдохновлённых эпохой ар-деко, берут своё начало и другие коллекции – например, другие high jewelry-браслеты «Ласточки весной» и «Белочки на дереве», а также колье «Райские птицы».
Второе украшение – это бумажный самолётик, коллекция, по которой чаще всего узнают бренд Liza Borzaya. Особенно выделю нашего «первенца», самолёт с красной полосочкой эмали. До сих пор меня трогает и волнует, когда вижу их мельком где-то на светском вечере! Или в соцсетях клиенток нашего дома – там они частые гости. Эта коллекция для меня о нежном, тёплом воспоминании родом из детства, такой ностальгический романтизм и вместе с ним – настоящая ювелирная «дерзость»: ведь мало кто готов не в латуни или серебре, а в золоте и бриллиантах предложить экспериментальный, неклассический дизайн.
Самолётики наши внешне простые, но в исполнении очень сложные, если по-настоящему понимать в тонкостях ювелирного дела и смотреть на качество работы пристально, что называется, через увеличительное стекло. И подделывают их, к слову, довольно часто, так что скажу важное предостережение – остерегайтесь подделок! Оригинал только в нашем бутике на Петровке.
Третье – последнее, но не в последнюю очередь – это моё личное помолвочное кольцо. Повторить его можно только вручную, причём «скручивать» основу-пружинку вручную должен опытный ювелир, что называется, «с хорошо набитой рукой».
Если пойти более традиционным путём разработки и постараться минимизировать ручной труд, то на стадии литья появятся проблемы, так называемый «литьевой мусор», который не позволит воссоздать дизайн в том качестве, которое я для нашего бренда сочла бы приемлемым. Тем более в золоте 750 пробы, с которым мы работаем. Поэтому мы и не выпускаем это кольцо в серию, хотя у нас сейчас уже появилась собственная помолвочная линия «Вечные ценности», где дизайн вдохновлён пушкинской «Сказкой о царе Салтане» - но этого моего кольца там нет.
Однако на заказ этот мой дизайн с таким объёмом ручного труда мы уже делали: когда кто-то из клиентов Дома видит его на моей руке и хочет повторить для себя, очень сложно отказать. В такой ситуации мы идём навстречу и стараемся найти время у наших мастеров.
По меркам человеческой жизни, 10 лет – это тинейджер, получается, бренд-подросток. Стилистику украшений вы также определяете как «дерзкую и романтичную». Нет ли в этом противоречия? Ведь ювелирные изделия, особенно украшения с драгоценными камнями, с бриллиантами, чаще носят женщины в возрасте?
На мой взгляд, никакое дело, тем более ювелирное, нельзя начинать с предубеждений. Особенно о своём клиенте, о покупателе: о том, кто сделает заказ, придёт к тебе в гости в бутик, кто станет частью твоего дела, твоей жизни. Про женщин и возраст – одно из таких предубеждений.
По моим наблюдениям, в 2010-е годы, когда я только начинала разбираться в новой для себя индустрии, консервативный подход в ювелирном деле действительно встречался часто. Золото и драгоценные камни – это дорогие материалы, с ними легко ошибиться, испортить. Поэтому многие мастерские и сейчас не рискуют, идут по накатанному пути. Отсюда и «бабушкин дизайн с бриллиантами», характерный для ряда отечественных марок. Наверное, одна из причин его существования в том, что значительная часть клиентов в те годы, 10-20 лет назад, и правда хотела чего-то хорошо знакомого, понятного. Но я видела, что появилось новое поколение покупателей, которые «как у всех» не хотят. И для них наши стилистические особенности, наш язык – дерзость и романтика – подходят идеально, независимо от их возраста. И я как креативный директор, как ювелирный дизайнер работаю в первую очередь для них.
А чего они хотят, на Ваш взгляд?
Ну вот представьте: допустим, человек состоялся в карьере, в бизнесе, в творчестве. У неё или у него сложился круг общения, который этому новому социальному статусу соответствует. Личный уровень дохода вырос и уже можно не просто закрывать базовые потребности, а чем-то специально себя и близких порадовать. Порадовать чем-то крутым, ярким, необычным! Не просто «заморозить деньги в камне и золоте», а что-то только своё найти, прочувствовать, выразить. Знаете, на некоторых светских мероприятиях так бывает: оглянешься – а там каждый первый в одних и тех же «каратах», в хорошо узнаваемых украшениях международных ювелирных конгломератов. Красиво, но это же «как у всех» в этом кругу! А человеку состоявшемуся в какой-то момент хочется проявиться, выделиться. И последние годы этот запрос на самовыражение, на индивидуализацию – он стал очень частым.
Вам часто говорят про Ваш бренд, мол, это «что-то на богатом»? Сталкиваетесь с негативом от тех, кто не может себе позволить, например, кольцо за миллион, за три?
С негативом сталкиваются все, кто делает хоть что-то сколько-нибудь значимое – таково моё глубокое убеждение. Возьмите любого отечественного дизайнера, к примеру, дизайнера одежды или интерьера, или из менее творческой сферы любого публичного предпринимателя. У каждого из них есть в соцсетях можно увидеть шлейф обесценивающих критиков и периодически волны «хейта». И от финансового положения таких «критиков» не особо зависит, как они себя поведут в интернете, где можно оставаться анонимными. Станет ли человек завидовать, негативить, ядовито высмеивать, преследовать, оскорблять или не станет до этого опускаться – скорее зависит от его личных качеств, чем от его дохода.
И потом, я же сама «с золотой ложкой во рту» тоже не родилась: я родилась не в Москве, а в маленьком городке на другом конце советской (тогда ещё) географии. Потом мы и беженцами были, и в деревнях-станицах жили, и с деньгами, как у многих семей в 1990-е годы, было трудно, сложно. Никакого «бесконечного кошелька» инвестиций у меня не было ни в момент основания бренда, как нет и сейчас. Так что могу понять любое положение «по ту сторону экрана», с одной стороны, и с другой – мы ведь и разрабатываем украшения в разных ценовых категориях. В нашем бутике выставлены не только объекты высокого ювелирного искусства (так называемые предметы high jewelry), и не только с бриллиантами.
Расскажите побольше о клиенте ювелирного дома Liza Borzaya. Кто это, как они вас нашли?
Это человек обычно состоявшийся, как я уже сказала – именно с их запросами на необычный авторский дизайн я начинала работать 10 лет назад, и именно они остаются нашими любимыми и долгожданными гостями все эти годы. Это и женщины, и мужчины – что, кстати, для ювелирного дома редкость: у многих частных марок подавляющее большинство клиентов женщины, у нас же примерно поровну. По возрасту я бы не стала какие-то рамки задавать, ведь ещё есть, например, мамы, которые приходят смотреть новые коллекции с дочками, или молодые люди, которые на юбилеи своим мамам ищут что-то оригинальное. Много семейных пар, кто-то со времён своего помолвочного кольца с нами, кто-то однажды пришёл за подарком на годовщину, кто-то на ком-то увидел наш самолётик или нашего шмеля и влюбился – история у каждого гостя бутика своя. Много и тех, кто с нами с момента основания Liza Borzaya, когда никакого бутика ещё не было.
А ваши клиенты похожи на Вас, как считаете?
Я бы хотела так думать, потому что люди к нам приходят совершенно невероятные – вдохновляющие, любящие, очень мудрые и, безусловно, очень привлекательные. Они излучают особое благородство, которое невозможно изобразить или подделать. Я ими искренне восхищена! И как минимум, у нас есть несколько общих ценностей: внимание к деталям, забота о близких, стремление познать свои истинные желания, и понимание, как важна для мира роль красоты. Они ценят работу мастера, знают, что прекрасное ювелирное творение облагораживает не только того, кто его носит, но и того, кто его сделал, и того, кто его придумал или даже только придумал его подарить. Также я вижу много общего в подходе к семье, отношениям – это не только про романтические порывы (бесспорно, прекрасные! У нас есть клиенты, которые невероятное для своих любимых проделывали), но и про верность, честь, достоинство сквозь года и расстояния.
Невероятные романтические порывы – это про что? Как Вы о них узнаете, клиенты сами рассказывают?
Клиентские истории, частные заказы и их контекст, подтекст – это неиссякаемый источник вдохновения, но большинство из них я никогда не смогу рассказать. Потому что доверие своих клиентов мы ценим больше всего на свете, а в таких историях всегда много личного, интимного. Вот, к примеру, помолвка. Только представьте, какое это важное жизненное решение, какая веха для мужчины – решиться сделать предложение! И сколько там сомнений, сколько шагов надо сделать! Надо тайно или явно выведать у девушки размер кольца и её любимый камень, если это не бриллиант. Потом решиться доверить свою тайну ювелиру-дизайнеру, что-то придумать вместе, снова сомневаться, что-то выбрать, а в случае изготовления кольца на заказ – ещё и гореть в ожидании месяц-два, пока твою задумку воплотит мастер. «Агония ожидания», как сказал нам однажды клиент, которому мы собирали кольцо из 50 элементов.
Зато такие заказы – это же само по себе начало семейной истории. Представьте, как поколения детей, внуков этой пары будут слушать эти рассказы о Том Самом Кольце?
И подарки на годовщину, и подарки без повода бывают не менее романтичными и невероятными. Помню один из наших давних заказов – муж решил порадовать жену, и работа нашей ещё тогда совсем маленькой мастерской встала на полгода! Это было очень интересное, сложное колье, а бриллиантов было, кажется, карат на 30 в общей сложности. В конструкции большинство элементов были подвижные, так что мы несколько месяцев собирали и пересобирали его из более чем 450 деталей. Пока его делали, считаю, очень выросли в мастерстве. Ведь колье для ювелира – как фирменное блюдо или «десерт от шефа» в авторской кухне, квинтэссенция мастерства и стиля. Я лично обожаю такие заказы, которые потом становятся частью чьей-то семейной истории. И моей в том числе!
Многие любят слушать семейные истории, но давайте вернёмся к Вашей. Правда ли, что логотип Liza Borzaya начинался с буллинга?
Если вопрос про то, дразнили ли меня за внешность, то да. Было такое, дразнили, но понятия «буллинг» тогда ещё не существовало: обычная советская школа, младшие классы, вполне обычные дети. Нос мой им казался тоньше и длиннее, чем «в среднем по больнице», так и возник этот образ – Буратино. При этом представляете, как совпало: это же один из моих любимых героев! Не Пиноккио, а именно наш, российский, даже ещё точнее – советский Буратино (он, в отличие от прототипа, по-настоящему честный и добрый парень). Вспомните, наш Буратино, он же выдающийся персонаж: смелый, любопытный, умный и деятельный. Так что во взрослом возрасте, в момент основания своего бренда, я тех, кто дразнил, даже с какой-то особой теплотой вспомнила, ведь именно Буратино в итоге стал маскотом Liza Borzaya. Вот уже 10 лет прошло, а о своём выборе я ещё ни разу не пожалела.
Продолжение следует..
Спасибо за Ваше внимание! По всем вопросам, связанным с украшениями Liza Borzaya, пожалуйста, обращайтесь в бутик бренда в г.Москва (ул.Петровка, д.5) или в личные сообщения в наших социальных сетях.