Предыдущая публикация: ПЕСНЯ о первом знакомстве.... - https://dzen.ru/a/Z2P5K8vPfilOp_gF
Аннотация: в и-нете множество учебников по кинологии, содержащих ценные советы уже опытных инструкторов, пожелавших поделиться своими знаниями. Первые учебники адресуются к началу 20-го века и адресованы будущим профессионалам для службы в погранвойсках страны и т.д. Методики воспитания со временем развивались и появились новые тенденции дрессировки и, как это часто бывает, новое постепенно затемняет истоки… И получается, что первый контакт владельца с питомцем настолько «забит» полезной информацией, что потеряна суть начала общения с собакой. Потеряна связь с природой отношений человека и собаки. Авторы пытаются ее нащупать и предлагают Вам ознакомиться с их попыткой.
Немного отступим от нашего изложения и попытаемся обсудить — почему постоянно упоминается взаимосвязь пищи для щенка с его воспитанием? В чем подоплека постоянного упоминания фактора подкармливайся щенка и нашего требования от него каких-либо действий, как то следование за нами — будущая команда «рядом» и просто постоянный контроль за положением хозяина, подход к хозяину и кормление наряду с поимкой взгляда хозяина (будущие команды «кличка» и «ко мне») и другие?
Наверно стоит уделить этому некоторое внимание, чтобы не превращать изложение подхода к воспитанию щенка к частному моменту в воспитании, которое встречается очень часто, а постараемся обосновать данный подход, т.е. подвести под него научные обоснования. Давайте обратимся к первоисточникам — трудам великого физиолога академика Павлова, заложившего фундаментальные основы трудов по, в том числе, и рефлексам животных. Конечно, не будем углубляться в науку, а только воспользуемся ее трудами. В принципе наука и создается для того, чтобы человечество основывало на ее базе свои шаги — без ошибок, с подведением под наши действия, подтвержденные и открытые наукой основания — как фундамент любого здания… Сперва теория и прочная основа — затем само строение. В нашем случае — это воспитание собаки. Повторимся — именно воспитание — не дрессировка, а воспитание, предваряющая дрессировку и превращающая дрессировку в последующий этап становления собаки как ДРУГА ЧЕЛОВЕКА.
Уделим внимание следующему фактору — щенок выполняет наше требование, нашу будущую команду — получает кормление. Вспомним — мы кормим с руки и малыми порциями — как при будущей дрессировке. Повторяем данные действия многократно. Вспомним и наши действия — даем прикормку после того, как щенок посмотрит нам в глаза — команда «кличка щенка» (ее действие — произносим кличку и ждем реакции, одновременно поднося к носу щенка прикормку, располагая ее на одной линии с нашим взглядом — для этого наклонимся к щенку), после того как щенок выполняет требуемое — он получает прикормку. Повторяем многократно — фактически мы вырабатываем рефлексы щенка на свою «кличку». И сразу отметим — рефлекс в виде одобрения — получение пищи (удовлетворение своих важнейших потребностей) — следует после реакции щенка на свою «кличку» в виде взгляда в глаза хозяина. А давая щенку прикормку из руки мы вводим в действие еще один рефлекс — одобрение щенка (прикормка) совпадает с ощущением запаха хозяина. И этот запах будет сопровождать щенка при каждой прикормке при исполнении команд ( а сейчас — пожеланий) хозяина — ЕГО ВОЖАКА, на данный момент заменявшего щенку мать и отвечающего за безопасность и жизнь щенка самым главным — его едой. Итак, все наши действия по подкормке щенка после исполнения им наших пожеланий — все выливаются в формирование устойчивых рефлексов — выполнил команду (пока только пожелание хозяина) — получил подкормку и ощутил запах хозяина, одновременно совмещающийся с наслаждением от приема пищи. Многократное повторение приводит к устойчивому формированию рефлексов, в том числе и к устойчивому совмещению представления щенка о хозяине как о источнике пищи — источнике жизни. Почему так много уделено внимания представлению о совмещении представления о хозяине как об источнике пищи — источнике жизни в аспекте формирования рефлексов? Ведь не будете Вы далее каждую команду повзрослевшей собаки сопровождать подкормкой? Вы повелеваете ее действиями, действиями уже повзрослевшей и самостоятельной собаки, являющейся Вашим другом и не можете каждую команду сопровождать прикормкой… Но выработанный с малого рефлекс, что хозяин, что ВОЖАК ЕЕ СТАИ — это источник корма, источник самой жизни — становится главным в ее поведении. И выполнение Вашей команды, подтвержденное Вашим голосом, командой «хорошо», «молодец», интонациями — замещает для собаки эффект от получения пищи. Это уже рефлекс — положительный рефлекс, дающий собаке удовлетворение от исполнения команды, сравнимый с эффектом от приема пищи — эффектом продления самой жизни собаки. И Ваш запах, также совмещенный с эффектом от принятия пищи, станет для собаки важнейшим фактором ее существования.
Вот мы и подвели, пусть и весьма кратко, основные положения, заимствованные у науки, в качестве основы в аспекты воспитания щенка.
Также упомянем, что персональная консультация и разбор любого типа питания собак, кошек и т.д. по контактам: digitalized_reality@mail.ru; WhatsApp +7-903-1876938 (только переписка)
Спасибо
Савельева Я.А. – специальность зоотехния и ветеринария
Савельев А.Б. – подготовка статей