Найти в Дзене

Церковь Богоявления Господня в Верее

Богоявленский храм расположен в городе Верее в Заречье. С высокого холма Верейского кремля, где расположены главные достопримечательности – городской собор Рождества Христова и памятник герою Отечественной войны 1812 года И. С. Дорохову, открывается живописный вид на низкий противоположный берег реки Протвы. Здесь раньше располагалась Заречная слобода с церковью Богоявления Господня. С. Яковлев в "Подмосковных дорожных заметках" еще в 1862 году записал актуальные и сегодня лова о Верее: Местоположение Вереи живописно; город раскинулся на вершинах крутой горы, внизу которой журчит река; по ту сторону реки тянутся сады и среди их веселенькие домики; куда ни взглянешь, везде встречаешь веселый, приветливый пейзаж… Храм Богоявления Господня с приделом бессребреников Космы и Дамиана был построен в 1777-1786 годы на средства местного купца Михаила Егоровича Седельникова. Церковь относится к стилю провинциального барокко, при этом колокольня, соединенная с храмом трапезной частью, отражае
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Богоявленский храм расположен в городе Верее в Заречье. С высокого холма Верейского кремля, где расположены главные достопримечательности – городской собор Рождества Христова и памятник герою Отечественной войны 1812 года И. С. Дорохову, открывается живописный вид на низкий противоположный берег реки Протвы. Здесь раньше располагалась Заречная слобода с церковью Богоявления Господня.

С. Яковлев в "Подмосковных дорожных заметках" еще в 1862 году записал актуальные и сегодня лова о Верее:

Местоположение Вереи живописно; город раскинулся на вершинах крутой горы, внизу которой журчит река; по ту сторону реки тянутся сады и среди их веселенькие домики; куда ни взглянешь, везде встречаешь веселый, приветливый пейзаж…

Храм Богоявления Господня с приделом бессребреников Космы и Дамиана был построен в 1777-1786 годы на средства местного купца Михаила Егоровича Седельникова. Церковь относится к стилю провинциального барокко, при этом колокольня, соединенная с храмом трапезной частью, отражает архаичные для конца XVIII века черты допетровского зодчества.

В XVIII веке произошли важные перемены в жизни Вереи. Петровские реформы, победа в войне со Швецией и строительство новой столицы дали новый импульс к развитию тех подмосковных городов, которые находились на больших торговых путях, связывавших центральную Россию и европейские страны. Верея в этом смысле располагалась удачно: с одной стороны, через нее шел водный путь через Протву и Оку. Кроме того, неподалеку пролегал Смоленский тракт, связанный с Гжатской пристанью, откуда товары отправлялись в Санкт-Петербург и Ригу. Уже в 1720-е гг. число купцов в Верее достигло 1500 человек.

К 1811 году Верея в экономическом отношении входила в тройку лучших городов Московской губернии:

Местоположение оных городов [Московской губернии] не столь выгодно, исключая Коломны и Серпухова… и потому сии два и третий к ним должно присоединить Верею, суть лучшие города в губернии; прочие же… могут почесться маловажными.

Верейские купцы торговали хлебом, пенькой, маслом не только с Москвой и Петербургом, но и с немецкими городами: Лейпцигом, Кенигсбергом и Данцигом.

Расцвет торговли неизбежно повлиял на облик города: именно в XVIII веке богатые купцы построили почти все ныне существующие в городе храмы. Вот что писал об этом известный верейский краевед С. А. Поспелов:

С первых десятилетий XVIII века богатое верейское купечество приступило к сооружению в городе крупных зданий и в первую очередь церквей. Были завершены работы по перестройке на городище Рождественской соборной церкви. К западной ее стороне была пристроена высокая многоярусная колокольня с колоннами, в северо-западной части города выросла пятиглавая Ильинская церковь, в Заречье – Космодемьянская церковь.

Храм в Заречной слободе назывался Космодемьянским по приделу, устроенному в память о старом деревянном храме. В XVI веке в Верее насчитывалось17 церквей и только одна Космодемьянская располагалась на противоположном от кремлевского вала берегу реки Протвы. В окладных книгах Патриаршего казенного приказа встречается первое упоминание о деревянной "церкви Козмы и Дамиана на посаде", которая была построена в 1673 году на месте храма, разрушенного в Смутное время.

В 1717 году молодой диакон Ефим Кириллов, рукоположенный знаменитым церковным деятелем петровской эпохи Стефаном Яворским, жаловался на притеснения со стороны двух местных священников Василия Харитонова и Никиты Иванова, которые лишали служителя денежного и хлебного дохода. Этот диакон в 1710 году занял место священнослужителя в Космодемьянской церкви вместо рано скончавшегося тестя. На попечении Ефима Кириллова были не только его собственные дети, но также теща и малолетние сироты – сестры жены. Духовное ведомство встало на сторону обиженного собратьями по служению дьякона и велело священникам церкви Космы и Дамиана впредь выделять ему третью часть дохода.

Богоявленская церковь стоит у реки Протвы, символизирующей, быть может, по замыслу основателей этой церкви, библейский Иордан. Для западной части Подмосковья и ближайших окрестностей Протва имела большое религиозное значение. В ее водах, по преданию была обретена почитавшаяся в Верее чудотворная икона Владимирской Божией Матери с ликом Николая Чудотворца на обратной стороне. Также в Протве у села Вышгород был чудесно обретен резной образ Параскевы Пятницы, хранящийся сегодня в каменной часовне в центре Вереи. На Протве великий русский святой преподобный Пафнутий основал знаменитый Богородице-Рождественский монастырь в Боровске. Отсюда же вышел не менее знаменитый ученик святого Пафнутия – основатель собственной обители под Волоколамском преподобный Иосиф Волоцкий.