Найти в Дзене
Йошкин Дом

Традиция

Василий торопился домой. Знал, что Катя и Алинка ждут его. Сегодня он обещал дочери нарядить вместе ёлку. Ей уже одиннадцать, а всё равно ждёт. Что поделаешь, традиция. Тем более, что Алина у них девочка домашняя и, хотя вроде ладит с ребятами и девчонками в классе, но все свои беды и радости несёт домой, маме и папе. Папе. Этим Василий втайне гордился. У него самого таких отношений с родителями не складывалось. Были они вечно заняты на своих работах. Маленького Васю воспитывали мимоходом: подзатыльник за "двойку" или замечание, деньги на мороженое или игрушку, когда всё хорошо. Все переживания и сомнения мальчик носил в себе. Нет, он не обижался на родителей, совсем даже. И сейчас отношения у них хорошие, но Василий по-прежнему никакими проблемами старается не делиться. Пусть думают, что всё у него хорошо. А Алинка не такая. Это Катя его научила слова детские слушать внимательно и не отмахиваться от дочери. Сама так делала, и он привык. Поэтому девочка пока рассказывала им всё, и с ро

Василий торопился домой. Знал, что Катя и Алинка ждут его. Сегодня он обещал дочери нарядить вместе ёлку. Ей уже одиннадцать, а всё равно ждёт. Что поделаешь, традиция. Тем более, что Алина у них девочка домашняя и, хотя вроде ладит с ребятами и девчонками в классе, но все свои беды и радости несёт домой, маме и папе.

Папе. Этим Василий втайне гордился. У него самого таких отношений с родителями не складывалось. Были они вечно заняты на своих работах. Маленького Васю воспитывали мимоходом: подзатыльник за "двойку" или замечание, деньги на мороженое или игрушку, когда всё хорошо. Все переживания и сомнения мальчик носил в себе. Нет, он не обижался на родителей, совсем даже. И сейчас отношения у них хорошие, но Василий по-прежнему никакими проблемами старается не делиться. Пусть думают, что всё у него хорошо.

А Алинка не такая. Это Катя его научила слова детские слушать внимательно и не отмахиваться от дочери. Сама так делала, и он привык. Поэтому девочка пока рассказывала им всё, и с родителями ей было весело и интересно, не хуже, чем со школьными друзьями. И традицию вместе новогоднюю ёлку наряжать придумала Катя. Вернее, не придумала, а словно перенесла из собственного детства.

- Когда я только родилась, - рассказывала она, - на первый Новый год, моя прабабушка подарила маме очень красивые новогодние игрушки. В коробочке лежали три ангела. Мама решила, что один будет мой, другой папин, а третий её. И тогда же, когда уже нарядили ёлку, на самый верх повесили эти игрушки, все три. Каждый своего ангела. Моего моей детской ручкой, конечно же, вешал папа. С тех пор каждый год мы всегда в завершении это делали. Выбирали день и наряжали ёлку все вместе. Каждый размещал на ветке своего ангела.

Однажды я попала в больницу с аппендицитом прямо под Новый год, и врачи никак не отпускали меня домой. Мама и папа сами украсили ёлку, и потом мама каким-то чудом уговорила врача, чтобы он разрешил забрать меня из больницы. Я увидела наряженную ёлку и расплакалась. Но мама достала ангелов и сказала, что без меня они не могли их трогать. Папа взял меня на руки, и снова каждый ангелок оказался на своём месте, на еловой ветке.

Даже в старших классах они ждали меня с дискотеки, чтобы не нарушать традицию. Только папа на руки уже не брал. А потом я уехала учиться в Москву. И в один из праздников не смогла взять билеты домой. Их вообще не было. Позвонила родителям, они, конечно, расстроились, но как могли успокоили меня, велели, чтобы я весело отметила праздник в своей компании. А буквально за два часа до отправления поезда вдруг появился один билет, наверное, сдал кто-то.

Вещи у меня ещё стояли собранные. Я подхватила сумку и бросилась на вокзал. Еле успела. Родителям решила не звонить, чтобы они не переживали за меня в дороге. Приехала, не выдержала и позвонила уже почти от самого подъезда. Сказала, что скучаю по ним, спросила, что они делают. Мама призналась, что они тоже очень скучают, хотели даже не наряжать ёлку в этом году, раз я не приеду, но вот в последний момент передумали и сейчас как раз украшают.

- Ангелов, Катюша, папа даже доставать не стал. Ты не волнуйся, традицию мы нарушать не будем.

- Конечно, не будем. - Ответила я и позвонила в дверь.

Мы опять надели серебристые петельки на ветки, каждый свою.

- И теперь так делаете. - Весело сказала Алина. - Я знаю, мне бабушка рассказывала. И ангелочков ваших я каждый год вижу. Пап, а ты? Что у тебя с дедушкой и бабушкой было?

- Я? - Василий смутился. - Ну, у меня в детстве ничего такого не было. У нас по-разному выходило. Когда-то ёлка была, когда-то не было. Но вот тётю твою, Полину, я однажды заставил поверить в Деда Мороза.

- Я тоже верила. - Засмеялась Алинка.

- Почти все дети верят безоговорочно, а вот тётя Полина с малых лет была скептиком, да ещё каким. Всех артистов, играющих Деда Мороза, разоблачала на раз. Мне тогда было десять, а ей пять. И решил я подшутить над ней, разыграть. Набрал какой-то телефонный номер, трубку поплотнее рукой прикрыл, чтобы ей длинных гудков не слышно было, и говорю.

- Алло, а это Дед Мороз?

И вдруг мужской голос в трубке.

- Алло.

Я растерялся, испугался даже. Хотел уже трубку повесить. А Полина у меня её из рук выхватила и как закричит.

- Дедушка Мороз, это правда ты?

- Я. - Отвечают в трубке. - А ты кто?

- Я Полина.

Слышу, что теперь и она растерялась. А "Дед Мороз" продолжает.

- Здравствуй, Полина. Ждёшь меня?

- Не знаю. - Полинка стоит, чуть не плачет. - А ты подарок принесёшь?

- А как же. Уже и мешок собрал.

- А ты точно придёшь? Не забудешь?

- Не забуду, жди. Под ёлку почаще заглядывай. С Новым годом тебя, Полина.

- С Новым годом, дедушка.

Тут я трубку отобрал, на рычаг положил, а она стоит, смотрит на меня, глазищи огромные.

- Вася, это что, правда Дед Мороз был?

- Конечно, - говорю, - а ты не верила.

- А на самом деле, пап?

- Да просто какой-то хороший человек, Алинка. Решил поддержать сказку и веру маленькой девочки в неё.

- А у нас в школе психолог говорит, что нельзя внушать детям, что сказочные герои на самом деле есть. Надо сразу рассказывать, что подарки родители дарят. Иначе потом травма будет.

- Я бы таких психологов к детям не пускала. - Тихо, чтобы не слышала дочь, прошептала Катя.

- И что, Алин, была у тебя травма? - Василий подмигнул дочери. - Когда ты меня под ёлкой поймала?

- Смешно было. - Девочка фыркнула. - Ты так растерялся. А я всё равно подарок уже до этого в вашем шкафу видела. А раньше, когда маленькая была, ну, просто интересно было. Нет, я бы не хотела, чтобы мне сразу всё рассказали.

- А я родителям до сих пор подарки под ёлку кладу. - Улыбнулась Катя. - Всё равно здорово.

- И мне кладите! - Решила Алина. - Только прячьте получше, чтобы всё равно сюрприз был.

Вася поскользнулся, взмахнул руками. Подумал и, разбежавшись, прокатился по тёмной полоске льда. Весело.

- Вась! - Раздался в трубке голос жены. - Ты далеко?

- Уже не очень.

- В магазин забежишь? Масло сливочное мне нужно и Алина сок попросила.

- Забегу. Вы там без меня не начали?

- Да ждём. Алинка уроки доделывает.

- Хорошо. Ну я скоро уже.

* * * * *

После ужина наряжали ёлку. Василий в прошлом году новую купил. Пушистую, под самый потолок, когда уже шла распродажа после праздников.

- Интересно, нам игрушек хватит? - Задумалась Катя.

- А мы сначала пореже повесим, потом понятно станет. - Василий включил гирлянды, чтобы веселее было.

- Красиво! - Оценила Алина. - Можно хоть совсем не наряжать.

Но всё же провозились долго. Полюбовались своей работой. Алина по очереди посмотрела на родителей.

- Мам, пап, мне рассказать кое-что надо. Про одного человека и про себя. Можно?

- Конечно рассказывай, Алин.

- Я с мальчиком одним подружилась, с Сеней Поповым. Мы из школы вместе ходим. Проект тоже делали вместе. Он мне нравится.

- Это же хорошо. - Катя улыбнулась.

- Ну да. Мы с ним недавно зашли в торговый центр. И я там одну вещь увидела, которая мне очень нужна была. Только я денег не взяла с собой. Попросила у Сени. Он сказал, что у него тоже нет. А она там одна была, и продавец отказалась отложить. Говорит, все сначала просят, а потом не приходят, а выручки и так нет.

Василий слушал молча, а Катя подбодрила замолчавшую дочь.

- А потом?

- Я сбегала домой за деньгами, вернулась... А её уже нет.

- Ты очень хотела эту вещь?

Девочка кивнула.

- Может быть, поищем в другом месте? Скажи нам с папой, что надо.

- Дело не только в этом, мама. Я рассказала подружке. А Аня сказала, что, когда я ушла, Сеня вернулся и купил что-то там.

- Так с вами ещё Аня была? - Удивилась Катя.

- Не с нами. Она просто там была, случайно, наверное. И увидела.

- Случайно. - Кивнул Василий. - Да, так иногда бывает.

- Папа, дело же не в этом. Дело в том, что Сеня меня обманул. Сказал, что у него денег нет. А они были!

- А ты не спросила об этом у Сени, потом, когда узнала? - Мягко поинтересовалась Катя.

- Нет. - Алина горестно вздохнула. - Я сказала ему, что друзья так не поступают. И больше не разговаривала с ним.

- Поссорились? - Уточнил Василий.

Дочь кивнула.

- А сегодня у нас в школе был "Тайный Санта", ну это, когда даришь друг другу подарки-сюрпризы, но кто подарил неизвестно. И мне подарили эту вещь. Я точно знаю, что это Сеня. Он для меня её купил.

- Ты подошла к нему? Помирились? - Катя обняла дочь.

- Нет. - На Алининых ресницах задрожала слезинка. - Стыдно было, что я плохо подумала про него. И Аня говорит, что он так делать всё равно не должен был. Мог бы что-то другое подарить.

- Я бы таким Аням с малых лет языки укорачивал. - Чуть слышно пробормотал Василий.

- А сама ты как хочешь, дочь? - Катя ласково, как в раннем детстве, дунула Алинке в макушку. - Сама как считаешь правильным поступить?

- Я бы всё же извинилась. - Нерешительно сказала Алина. - Только Сеня меня, наверное, и слушать не будет.

- Не попробуешь, не узнаешь. - Рассудила Катя. - А Сеня твой - мальчик не глупый. Знаешь, почему денег тебе тогда не дал? Потому что хотел именно подарить, а иначе ты бы долг отдала, правильно?

- Конечно.

- А ещё побоялся, что её и правда купят. Может быть, немного неуклюже он это сделал, но получиться должно было совсем иначе. Ты бы увидела, что вещь кто-то купил, огорчилась, а Сеня, раз - и сделал сюрприз.

- Он ведь не знал, что за вами кто-то подглядывать будет. - Хмыкнул Василий.

- Вася... - Остановила его жена.

- Пап, но Аня там случайно была!

- В этом, кстати, тоже ещё разобраться надо. Ну, ладно, молчу.

Но Василий увидел, что Алина задумалась.

- Алиночка, мы так много говорим об этой вещи. - Катя посмотрела на дочь. - А ты до сих пор не сказала, что это.

- Сейчас.

Алина ушла к себе и вернулась с продолговатой коробочкой в руках. Открыла. В ней, каждая в своём гнёздышке, лежали три изящные серебристые птички. Две побольше и одна маленькая.

- Мама, я хотела, чтобы у нас, как и у вас с бабушкой и дедушкой, были свои игрушки. Тебе, папе и мне. И чтобы мы их так же каждый год вешали.

- Теперь я понимаю, почему ты расстроилась. - Катя любовалась игрушками. - Я таких и не видела нигде. Ну что, повесим?

- Мам, а можно я сначала с Сеней помирюсь? - Дочь нерешительно закрыла коробку. - А то на душе плохо как-то...

* * * * *

- Пап! Ты сегодня на работе задерживаться не будешь?

- Не планировал. А ты чего это такая весёлая, дочь? С Сеней помирилась?

- А как ты догадался?

- Я же твой папа. Так, значит, сегодня у нас в планах зарождение новой семейной традиции?

- Ага. Будем птичек вешать. Не опаздывай, ладно?

- Уговор.

Василий торопился домой, зная, что его очень ждут. А как же. Никуда не денешься, традиция.