Это не реклама. Статья ко Дню энергетика.
Поздравляю теплоэнергетиков, электроэнергетиков, энергетиков укрощающих солнце, ветер и воду на благо людей! Инженеров, проектировщиков, монтажников, работающих, как на производстве, так и в проектировании, строительстве, и эксплуатации.
Это уже история, в 90- е годы в нашу жизнь стали входить передовые технологии при производстве тепловой и электрической энергии, в том числе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При советской власти коммунальные услуги стоили копейки и существенно не влияли на бюджет семьи. Сколько воды утекало из кранов и сколько платили за тепло не считали (может кто-то и считал). После того, как предприятия тепло-водоснабжения стали уходить в частные руки, и за ресурсы стали устанавливаться новые тарифы, потребители заволновались: "А за что платить?".
Порой в жилых домах было холодно, а платить надо по полной. Необходимость в приборах учета потребления стала очевидной, а отечественные предприятия производили приборов учета просто каплю в море.
Предприятия, связанные с приборостроением, заинтересовались разработкой и выпуском новых приборов учета, как перспективным направлением.
Одним из первых было предприятие в г. Мытищи Московской области. Специалисты предприятия разработали отечественные приборы учета тепловой энергии на базе импортных аналогов.
В то время я работала в Центре энергосбережения и энергетики Кубани. Центр создавался для информации и внедрения энергоэффективных технологий. Для этого принимались решения по внедрению энергосберегающих технологий. Одним из таких - установка теплосчетчиков в школах, детских садах, с целью снижения затрат на теплоснабжение.
Командировка в г. Москву и г. Мытищи
Для закупки небольшой партии теплосчетчиков директор предприятия командировал меня в Москву и на завод в г. Мытищи, нужно было приобрести в Москве приборы и оборудование для создания демонстрационной зоны в сфере ЖКХ.
Я работала инженером в техническом отделе, а не в отделе снабжения, но на меня пал выбор, отстаивать свои права согласно должностной инструкции не приходилось. В те годы тысячи инженеров в связи с закрытием предприятий и проектных институтов оказались выброшенными на улицу. Некоторые мои знакомые торговали на вещевом рынке, а другие работали операторами в котельных.
А я была не против поездки в г. Москву, поскольку несколько лет жила в столице нашей Родины, и была бы рада встретиться со своими друзьями и знакомыми.
Вагон сахара в обмен на теплосчетчики
Заявка на завод "Теплоучет" в г. Мытищи была отправлена заранее. Как рассчитываться за покупку, если лишних денег на счету нашего предприятия не было? Кто помнит, тогда существовал товарообмен, т.е. одно предприятие меняло свою продукцию на другую, хорошо, если это были продукты питания, то этим расплачивались с работниками.
Для расчета с заводом наше предприятие отправило на завод партию сахарного песка, который появился у нас при расчете за тепловую энергию от колхоза, который был должен за тепло от котельных в одном из районов края. Вспоминаю, что и работники нашего предприятия тогда получили по 2 мешка сахара даже не в счет зарплаты, а как премию.
В Москву я полетела на самолете, и в тоже время от нас направилась грузовая машина "Газик", чтобы забрать оборудование. Водителями были два сельских хлопца из станицы Малиновской, которые у нас работали. Раньше они дальше Краснодара никуда не ездили, а тут сразу в Москву.
Было несколько организаций в Москве, где нужно было что-то забрать по мелочи - небольшой насос "Грундфосс", автоматические регуляторы "Данфосс", теплоизоляцию "Термафлекс", теплосчетчики на заводе в г. Мытищи, и да, ещё съездить в г. Гусь Хрустальный Владимирской области, чтобы закупить 4 регулирующие задвижки для котельных.
И вот добравшись до завода в г. Мытищи я обратилась в отдел сбыта, а там уже с утра была очередь. Со всей РФ приехали представители желающие приобрести теплосчетчики. Дошла до меня очередь, служащая очень обрадовалась, что я из Краснодара и сказала, что меня приглашает директор. Я прямо испугалась, думаю, и что не так, но напрасно волновалась, директор вежливо попросил передать благодарность нашему предприятию за поставку сахара. Ничего, что некоторые мешки погрызли мыши, сахар пригодился для того, чтобы расплатиться с работниками и сказал: "Привозите ещё".
Можно было бы забрать оборудование и ехать домой, но, во-первых, не полностью наш заказ был укомплектован, и, во вторых, нужно было еще заехать в г. Гусь Хрустальный Владимирской области за задвижками на предприятие "Армагус", выпускающее водопроводную арматуру.
Куда исчезли водители машины?
Я осталась ночевать у своей подруги, которая живет в г. Мытищи, а водители остановились на ночь в общежитии завода, и мы договорились о встрече в 9 часов утра следующего дня.
Приехав утром на место, я обнаружила, что машины нет, и водителей тоже нет, в общежитии заявили, что они уехали рано утром и неизвестно куда. Я вообще не знала, что делать, ведь сотовых телефонов у нас не было. Сотовые телефоны были тогда редкостью. Решила позвонить на завод "Армагус" в отдел сбыта и узнать, не приехали ли водители из Краснодара, в ответ услышала, что не видели таких. Ну, думаю, что они в пути, и решила ехать из Москвы до г. Владимира и далее до г. Гусь Хрустальный, чтобы на заводе с ними встретиться.
Была уже поздняя осень, конец ноября, а зима была ранней и уже выпал снег.
По дороге в г. Гусь Хрустальный за окном открылась удивительная панорама зимнего леса. Фотоаппарата у меня с собой не было, да, если бы и был, то не успела бы сфотографировать. У нас дома был фотоаппарат "Полароид", который моментально выплевывал снимки, что казалось чудом техники, его берегли, и такую ценность я не могла взять с собой.
Так вот, не сбежали бы водители, я и не увидела бы Владимирского леса.
Приехав на завод "Армагус", прихожу в отдел сбыта продукции и узнаю, что никто "кубанцев" там не видел, оставила в отделе записку и попросила передать, что уезжаю в Москву. Приехав в Москву, звоню и узнаю, что они наконец-то объявились на заводе в г. Гусь Хрустальный и попросила, чтобы им передали, чтобы они меня там ждали, поскольку мне нужно было передать им деньги. И вот мне пришлось второй раз ехать в г. Гусь Хрустальный, наконец мы встретились, я попыталась узнать, почему же они уехали из общежития ранее условленного времени, и не дождались меня. В ответ услышала, что -то невразумительное, что оставили записку в общежитии, но мне никакой записки не передавали, а сами (оказалось!) уехали к кому-то из знакомых. Ну, что с них возьмешь? А я ведь оставляла номер телефона подруги, у которой я останавливалась. Передала им деньги и документы и машина уехала « до родных краев».
Мне нужно было возвращаться в Москву, завершить дела и оттуда отправляться в Краснодар.
Как я отстала от автобуса по пути в Москву?
Из Гусь Хрустального я поехала на автобусе, который шел через Рязань в Москву, другого ближайшего рейса не было. Уже был поздний вечер, выпал снег, и по дороге я любовалась из окна автобуса, на припорошенные снегом ели и деревья. В дороге мне захотелось хотя бы попить воды, и на ближайшей автостанции, я зашла в магазинчик, чтобы купить минеральной воды, а выйдя из магазина, обнаружила, что моего автобуса уже нет. Вспомнила поговорку "Без паники, майор Кардаш!", фильма не помню, а название прижилось, как поговорка и мне помогает в трудных ситуациях.
Хорошо, что деньги и документы были со мной, на станции стояли таксисты - "бомбилы", я попросила ребят догнать автобус, на котором я ехала, естественно, что не бесплатно. Один молодой человек согласился, я села в машину, и через несколько километров заметила впереди мчавшийся автобус, водитель просигналил, и автобус остановился, меня впустили в автобус, а шофер сказал, что подумал, что я уже приехала и вышла, хотя странно ведь билет у меня был до Москвы. Продолжался путь, в автобусе было мало пассажиров и многие дремали, ведь был уже вечер, проехали через вечернюю Рязань, я полюбовалась городом из окна автобуса, и около 11 часов вечера я была в Москве.
Выполнение командировочного задания
На следующий день поехала на поезде в Краснодар и уже доехала без приключений. Выполнила задание, как я считаю на 5, только этого никто не заметил. Жаловаться на водителей было бесполезно, они бы все равно отговорились, и , я бы стала виноватой. Больше по работе я с ними не сталкивалась и снабжением не занималась.
Жалею только, что побывала проездом в двух городах в г. Владимире и в г. Рязани и видела их только из окна автобуса, тогда подумала, когда-нибудь вернусь, но так и не пришлось.
Может быть и у вас были случаи из 90-х, которые сейчас кажутся нелепыми, смешными или абсурдными, поделитесь!
Спасибо за прочтение! Думаю, что не очень утомила вас.
Всем хорошей и успешной предновогодней недели!