Найти в Дзене
Светлана Долгина

Воспоминания о 90-х

Как-то раз меня спросили в комментариях как я сдавала экзамен в автошколе. Ну я написала что ничего серьезного, сдала с первого раза. На самом деле вопрос интересный, но не про то как сдавала на права, а как села за руль. До 2010 года, когда мы по всем правилам купили нынешнюю авеюшку с каско и кредитом, мой стаж вождения насчитывал лет пять с перерывами. Писать про это подробно не буду, но напишу про нашу первую машину. Помните ваучеры? Так вот мы ваучеры не про...али, нам дали на них машину! Дали машину от ПМК, где трудился супруг и это была всамделишная машина, просто даже в те далекие времена она была старой. Стояла несколько лет задом к забору, считалась недвижимостью и была отдана нам по принципу на тебе боже что нам негоже. Это был ГАЗ-52 с двойным выжимом сцепления, на бензиновом двигателе(тогда газа не было). Бензин и масло Газон жрал как не в себя и технически был чуть сложнее мотоцикла. С драным тентом, скамейками для людей в кузове и фарой на проволочке - морда у него

Как-то раз меня спросили в комментариях как я сдавала экзамен в автошколе. Ну я написала что ничего серьезного, сдала с первого раза. На самом деле вопрос интересный, но не про то как сдавала на права, а как села за руль. До 2010 года, когда мы по всем правилам купили нынешнюю авеюшку с каско и кредитом, мой стаж вождения насчитывал лет пять с перерывами. Писать про это подробно не буду, но напишу про нашу первую машину.

Помните ваучеры? Так вот мы ваучеры не про...али, нам дали на них машину! Дали машину от ПМК, где трудился супруг и это была всамделишная машина, просто даже в те далекие времена она была старой. Стояла несколько лет задом к забору, считалась недвижимостью и была отдана нам по принципу на тебе боже что нам негоже. Это был ГАЗ-52 с двойным выжимом сцепления, на бензиновом двигателе(тогда газа не было). Бензин и масло Газон жрал как не в себя и технически был чуть сложнее мотоцикла. С драным тентом, скамейками для людей в кузове и фарой на проволочке - морда у него сгнила и фара вываливалась. Представляете - людей можно было в кузове возить на скамейках совершенно официально! Максимально возможная скорость передвижения составляла 60 кэме в час, быстрее никак - он начинал дребезжать как трамвай и что то внизу мелодично тренькало колокольчиком. За все годы покатушек и постоянных ремонтов мы так и не поняли что там тренькало. Работы у мужа не было, я вообще безработная. Правда платьишки для кукол Барби шила и сдавала в Детский мир, но денег это приносило копейки. Сдавала совершенно официально и налоги платила, но на размере пенсии это не сказалось никак. Кажется даже в минус пошло. С работой было плохо, зарплаты не платили и подлатав машину муж подался в грузоперевозки, скорешившись с армянами первой волны эмиграции. Они давно обрусели и торговали фруктами на рынке. У них там была своя тусовка и он как-то в неё влился. Возил самое разное, от телят на забой, до картошки с огурцами по району, но наш пепелац слишком много жрал и тихо ездил. Далеко, например на Питер он нерентабельный был и мы перестроились на торговлю по деревням. Ну как перестроились - мужа наняла тетка, держащая развозную торговлю и как-то раз я поехала продавцом с ними. На следующий день мы поехали уже сами от себя. Бензина у нас было в одну сторону, зато дали в долг товар на той же базе что и тетка брала. Почему-то нам верили ну или что семья сказывалось. В качестве товара было печенье, конфеты, яблоки, чего-то еще незамысловатое. Нам одолжили весы, какие-то левые, но внешне правые и хит продаж, который обеспечил выручку - бананы. Невидаль и деликатес для того времени. Вот их дали под реализацию знакомые армяне.

И пошло дело: день ехали в сторону Волота через Шимск, оставляли там продавца, другой день в Крестцы, тоже продавца оставляли по пути. Я естественно торговала, муж за рулем и ГАЗона ремонтировать постоянно надо было. Он на ходу разваливался. Кстати ремонтировали его там, где сейчас Светофор торгует! В девичестве это был цех ПМК. Потом сняли закуток рядом со знакомыми армянами в бараке возле рынка, недалеко от автошколы где я потом училась. Сейчас этот барак снесли и на его месте стоит Дикси, а школа до сих пор работает. Муж с её директором корешился, курили они постоянно у бараков. Помню потом поменялись мы с ним листами алюминия которым хотели обшить фургон нашего ГАЗона на новый тент для него же. Учтите, времена дикие были, никаких доставок, запчастей по ВИНу, супермаркетов, оптовой торговли. Рынков не было никаких. Торговали у магазинов, с ящиков. Никаких излишеств вроде прилавков, холодильников или касс не водилось. Даже палатки появились позже. Документы на торговлю это накладная из типографии заполненная сикось накось лично мной с утра, в темноте, на коленке, часто без печати и пара сертификатов мутных, копия сотой копии. Никакого соответствия, да и никто не понимал какое оно должно быть, соответствие. Добыла хоть какой-то сертификат - уже удача. Просто была установка штрафовать - штрафуют. Не было установки - хоть чем торгуй, без холодильника и стола на свой страх и риск в любой канаве. Покупатели тем же руководствовались. Ох, помню торговали мы сардинами в консервах из военных запасов. Они практически просроченные были, но вкусные и качественные. Брали их охотно в деревнях и гоняла милиция нас за эти сардины безбожно.

Как ни странно армяне к нашей семье относились уважительно и доверия было больше к нам именно как к семье. Они были не такие, как нынешние мигранты: на русском говорили хорошо, бананы давали без всяких записей как своим - два ящика бананов утром, вечером деньги за них занесем в соседнюю дверь. А куда денемся, склады рядом, обедали в одном месте, в забегаловке у рынка. Склад - ну как склад - полуживой, ветхий барак, часть стены в дальней комнате давно упала. Туалет типа сортир на задворках в зарослях малины стоял. Уставали мы жутко. Торговать летом хорошо, но не зимой и не в дождь и выезжали мы рано, часто в пять. Пока товар выдашь, загрузимся, часа полтора ехать. Учтите, погреться и купить поесть было негде. Про шаверму и слыхом не слыхали. Потом в Крестцах задымили самовары с пирожками. А так есть столовая в городе, успела - поела, но торговала я, муж днем дрых в кабине. Я дрыхла по пути туда, а оттуда считала. Так что хлеб купишь, консервы из своего товара откроешь, те что помялись и продать труднее и вот тебе обед. Потом стали торговать пастой Алиса, кофе Нескафе, йогуртами, майонезом, маслом подсолнечным, Воймиксом. Сменился ассортимент и брали мы его в другом месте. Тогда оптовых рынков не существовало. Возле ларька с наваленной у двери кучей товара(просто не влез внутрь), куда меня занесло за растворимым кофе я разговорилась с продавцом, с мужчиной нерусской внешности, который возил такой товар из Питера Камазами. Почему-то он дал в товар под реализацию. Но вообще дать товар первый раз встреченной на улице тётке под честное слово - это странно. Но мужик сказал что я вроде показалась знакомой и мы были не пешком, а на Газоне и товар куда-то девать надо было. Сами с реализацией уже не справлялись. Потом понял что поступил легкомысленно, но уже было поздно. Познакомились плотно, сработались и торговля пёрла как паровоз. Надо было вечером приехать в промзону на задворках Новгорода к приезду машины из Питера и загрузиться товаром, отдав деньги за вчера по бумажке. Телефоны только стационарные, поэтому приехать надо лично, часто помочь разгрузить машину, потом разгрузить еще свой товар в свой склад и утром ехать торговать.

Время шло, появились оптовые склады, накладные печатать стали, появились кассы, отчетность какая-никакая. А ГАЗон прожил долго и был родным и любимым и я научилась не то что его водить, просто могла завести и проехать до заправки например. Его водить физически тяжело, руль крутился с усилием - никаких гидроусилителей руля в помине не было, два раза сцепление выжимать надо и габариты как у танка. Потом мы взяли ГАЗ 53, более новый и торговля стала затухать по деревням, переключились на город, у нас появилась девятка и склад переехал в Панковку. Понимаете, когда рядом с машиной живешь и каждый её чих на слух знаешь, не уметь водить смешно и смешно не разбираться что где под капотом. Поэтому когда девятка появилась а у мужа спина болела, пришлось сесть за руль и ехать самой. Ну и само собой научилась.

Когда сдавала на права, пришлось выучить карточки и выучить как надо ездить, чтобы на права сдать. С практикой в городе сложилось легко, села и поехала. Помню инструктор только головой крутил: отправились по городу проехаться, пока ездили по старым улицам постоянно делал замечания: надо соблюдать определенную траекторию, определенным образом трогаться с ручника, ругал что не пропускаю пешеходов, хотя им до перехода еще идти и идти, а выехав в город пролетели по маршруту мигом. Кататься-то я умела, а сдать на права это отдельная наука. На экзамене у машины сломался ручник, куча народа не сдала, но у нашей машины ручник был сломан почти постоянно! Так что мне было сдать даже легче.

Читать все легко и вспоминаются хорошие и смешные моменты, а на самом деле тяжелое было время. Напишу как-нибудь про склад в старом бараке у рынка, про знакомых армян, продавцов и котов.

PS Фото найдено в сети. Где-то в альбоме вроде были полароидные снимки нашего ГАЗона, но так как сейчас ремонт в разгаре, то содержимое шкафа я свалила кучей на диван. Поэтому похожее фото нашла в сети. Вот такой вот ГАЗ-52 у нас был. Позже, когда мы купили ГАЗ-53, то его разобрали на металлолом.