Найти в Дзене
Живописные истории

АЛЕССАНДРО АЛЬГАРДИ || Художественный словарь времён барокко

Скульптор Алессандро Альгарди (1598–1654) родился в Болонье в семье торговцев шелком.

Сначала он обучался в академии Карраччи, а затем у скульптора Джулио Чезаре Конвенти.

Единственная его известная работа, которая была выполнена в Болонье для церкви Санта-Барбара — это «Обнимающиеся святые Филипп Нери и Карло Борромео» (1613/16) ныне утеряна.

В 1622 году Альгарди отправился в Мантую, где работал на герцогов Гонзага и имел возможность изучить работы из их впечатляющей коллекции, которая включала великолепные образцы эпохи Возрождения, а также фрески художника-маньериста Джулио Романо в Палаццо дель Те, созданные для Федериго Гонзага в 1527/34 годах.

Работа Джулио Романо в Палаццо дель Те
Работа Джулио Романо в Палаццо дель Те

После краткого визита в Венецию Альгарди прибыл в Рим в 1625 году и по рекомендации семьи Гонзага получил работу у кардинала Людовико Людовизи, своего соотечественника из Болоньи, для которого он реставрировал различные антикварные предметы.

В это же время на кардинала также работал художник Доменикино (1581–1641).

Альгарди подружился с ним, и благодаря этой дружбе получил заказ на две статуи в нише в капелле Бандини в церкви Сан-Сильвестро-аль-Квиринале. Эти две работы представляют Святую Марию Магдалину и Святого Иоанна Евангелиста, обе датируются 1627/28 годами.

Уже в Болонье Альгарди обучался классицизму у Карраччи.

В Риме он продолжил общаться с художниками, исповедовавшими схожую художественную философию, включая Никола Пуссена (1594–1665), Франсуа Дюкенуа (1597–1643) и Андреа Сакки (1599–1661).

Что сделало его прямым конкурентом Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680).

Бернини, однако, оказывал большое влияние на Альгарди.

Святая Мария Магдалина, по сути, во многом схожа со статуей Бернини Святой Бибианы (1624/26) в церкви с тем же названием, особенно в выразительной позой фигуры, драматическим выражением лица и текучей обработкой драпировки.

Святая Бибиана Бернини. Фото из Википедии
Святая Бибиана Бернини. Фото из Википедии

Альгарди не получал никаких других крупных заказов до 1634 года, главным образом потому, что Бернини монополизировал рынок скульптуры.

В том году кардинал Роберто Убальдини попросил его оформить гробницу папы Льва XI, двоюродного деда кардинала, для размещения в соборе Святого Петра (1634–1652).

Фото из Википедии
Фото из Википедии

В том же году Вирджилио Спада поручил Альгарди исполнение Мученичества Святого Павла для церкви Сан-Паоло Маджоре в Болонье (1638/43).

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Во время работы над этими двумя заказами Альгарди также попросили создать статую святого Филиппа Нери с ангелом (1640) для церкви Санта-Мария-ин-Валличелла, которую высоко оценили современники за то, что она удачно передала религиозную преданность святого.

-7

Когда в 1644 году на папский престол был избран Иннокентий X, а Бернини временно впал в немилость, карьера Альгарди пошла в гору.

Его величайшим достижением этого периода стал большой рельеф в соборе Святого Петра, изображающий встречу Атиллы и папы Льва Великого.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Это один из самых больших когда-либо созданных рельефов.

Он украшает гробницу папы Льва Великого в связи с одним из самых значительных событий в его жизни, произошедшим в 452 году н.э..

На берегах реки По он встретил гунна Аттилу, который намеревался вторгнуться в Рим и разрушить его. Во время встречи святые Петр и Павел с мечами в руках появились на небесах и пообещали отомстить варварам, если они осуществят свой план. В страхе гунны отступили, и Рим был спасен от разрушения.

Вилла Дориа-Памфили. Фото из Википедии
Вилла Дориа-Памфили. Фото из Википедии

Альгарди также работал архитектором, участвуя в проектировании виллы Дориа-Памфили (1644/52) по заказу Иннокентия X.

И был искусным портретистом, о чем свидетельствуют его бюсты кардинала Лаудивио Заккии (1626/37)

-10

и Иннокентия X (1650).

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Он считается самой важной фигурой в барочной скульптуре после Бернини и тем, кто наилучшим образом воплотил классицистически-идеализированный способ репрезентации в этой среде.

Художественный словарь времён барокко:

Cловарь барокко | Живописные истории | Дзен
-12