Найти в Дзене

Живая память Лоидиса Александра Васильевича о том как создавался последний в истории Моссовет

Первый отрывок из книги Лоидиса А.В. «БРЫЗГИ ПАМЯТИ –ДВА» Звучит банально, но после юбилейных дат и разгульного 70-летия время «сорвалось с цепи», как бы скептически это не воспринималось! На память приходит затасканная временем шутка: «Как быстро летит время – казалось, только вчера был в бане, а уж полгода прошло… А тут целая жизнь оказалась уже позади – в прошлом! Но если первая часть жития – становления личности, была благополучно зафиксирована в моей единственной книге «Брызги памяти», то главные вехи мужания, моей политической деятельности в сложные времена «перемен», а также многообразные перепитии и увлекательные путешествия по белу свету все больше уходят в туман памяти. И это тем паче обидно, что более половины ушедших событий были мною описаны и рассованы по разным носителям в виде глав, фотографий и документов. Но тщательное просеивание всех флешек и твердых дисков не выявило никаких следов литературной пропажи… Обидно, Зин! Ну что же – вперед и с песнями! Что вспомню – о

Первый отрывок из книги Лоидиса А.В. «БРЫЗГИ ПАМЯТИ –ДВА»

Звучит банально, но после юбилейных дат и разгульного 70-летия время «сорвалось с цепи», как бы скептически это не воспринималось!

На память приходит затасканная временем шутка: «Как быстро летит время – казалось, только вчера был в бане, а уж полгода прошло… А тут целая жизнь оказалась уже позади – в прошлом!

Но если первая часть жития – становления личности, была благополучно зафиксирована в моей единственной книге «Брызги памяти», то главные вехи мужания, моей политической деятельности в сложные времена «перемен», а также многообразные перепитии и увлекательные путешествия по белу свету все больше уходят в туман памяти.

И это тем паче обидно, что более половины ушедших событий были мною описаны и рассованы по разным носителям в виде глав, фотографий и документов. Но тщательное просеивание всех флешек и твердых дисков не выявило никаких следов литературной пропажи… Обидно, Зин!

Ну что же – вперед и с песнями! Что вспомню – о том и расскажу, ибо это важно, в первую очередь, для меня. Но, уверен, что и для потомков тоже…!

ГЛАВА 1

В конце 80-х двадцатого века в стране бурно шла перестройка, причем одновременно с политической высовывала свое пока ещё хиленькое рыло свободная торговля – то, что в советское время называлось спекуляцией и «преследовалось по закону»!

И, казалось, ни что не предвещало такого крутого поворота в моей судьбе – я скептически воспринимал российскую, а тогда еще советскую действительность, воспитанный уже в детстве на различных радиоголосах, не давших юноше превратиться в коммунистического фаната. И именно поэтому я не рвался в ряды КПСС и в профсоюзные лидеры – после окончания легендарного Московского высшего технического училища им. Баумана у меня была интересная работа по автоматизации управления научными исследованиями в оборонной отрасли.

Только начался 1990 год, продолживший успешно раскачивать СССР усилиями Народных депутатов всех мастей и уровней. В разгаре находились идеологические сражения между кандидатами в депутаты в сельские, районные, городские и Верховные Советы союзных республик, включая и РСФСР и, конечно же, Москву.

Мой МВТУшный друг Лев ДЕМИДОВ был уже в пуле Эльцина, Руцкого, Музыкантского и периодически зазывал нас с супругой на различные шествия и политические тусовки, но … без успеха. Меня совершенно не задевала эта возня!

А тут как раз в оборонке случилось чудо, и сотрудников «почтовых ящиков» впервые стали отпускать организованными группами в турпоездки по «братским странам» социалистического лагеря!

Ну как тут было не поехать, тем более, что мне предложили возглавить группу, срочно вылетающую в столицу братской Чехословакии уже 4 марта 1990 года, т.е. в Единый день голосования по всему СССР. Да гори оно огнем – это голосование!!!

И я поехал, а, вернее, полетел в «Злату Прагу»…, вооруженный мощной электро-кинокамерой, бутылкой советского шампанского, водкой столичной и мизерной валютой в виде чехословацких крон.

Прага меня поразила, но не столько тем, о чем вы подумали – не красотами города и окрестностей, но чистотой улиц, дворов и домов. И это после грязной от зимнего снега и масляных луж Москвы!

Поездки по знаменитому по своей индивидуальности городу и его «замковым» окрестностям я опускаю до следующих моих писательских настроений, и вот мы возвращаемся в Москву – грязную и полутемную.

Я был потрясен разницей в облике двух столиц, хотя никогда не страдал романтизмом!

А тут еще на тротуарах валяется мусор от предвыборных обещаний и морды, морды претендентов во власть везде – на стенах, почтовых ящиках и на столбах.

Дома я попытался узнать, а кого выбрали в Моссовет по нашему району – бесполезно. НИКОГО ЭТО НЕ ИНТЕРЕСОВАЛО!!!

И ТАКАЯ МЕНЯ ВЗЯЛА ОБИДА НА НАШУ СЕРУЮ БЕЗЛИКУЮ ЖИЗНЬ, ЧТО Я ЗАДАЛСЯ ЦЕЛЬЮ ПРОБИТЬСЯ В ЗАГАДОЧНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЗОНУ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ!

Для начала надо было тщательно изучить объект атаки, и я отправился для консультаций к своему закадычному другу Лёвке Демидову - эльцинисту (см. 1-ю мою книгу). А уж он мне поведал, что в столице выборы депутатов Моссовета признаны несостоявшимися лишь в восьми муниципальных микрорайонах столицы и, в том числе, в соседнем от дома микрорайоне «Орехово ЮЖНОЕ». Но это означало, что на данных городских территориях должны быть организованы и проведены новые выборы и непременно с новым составом кандидатов.

В те, уже далекие времена «пробуждения» демократии, процедура выдвижения кандидатов была упрощенной: достаточно представить в окружную избирательную комиссию Протокол решения трудового коллектива подразделения (а не всего предприятия) о выдвижении из своих рядов достойного члена общества и замечательного работника в кандидаты на место депутата. Причем совершенно неважно, что живешь ты на одном крае Москвы, а одобряют твою кандидатуру сослуживцы, живущие далеко-далеко от тебя … Кстати, определенная логика в таком порядке была – ну кто еще знает так хорошо человека, с которым ежедневно и часами контактируешь на работе!?

Я никогда не был членом «нашей родной коммунистической партии» в отличие от Путина, Шойгу и многих-многих других современных политических фигур, хотя большую часть моего трудового стажа занимает руководящая деятельность на научно-исследовательских предприятиях оборонной промышленности. Тем не менее, собрался партком нашего отраслевого предприятия, и на основании решения трудового коллектива я – Лоидис Александр Васильевич, 1940 г.р., был единогласно рекомендован для участия в качестве кандидата в народные депутаты Моссовета по избирательному округу «Орехово-Борисово Южное».

Итак, первый этап бюрократической лестницы успешно преодолён, но это лишь незначительный шажок – ещё надо было зарегистрироваться в окружной избирательной комиссии, которая располагалась в здании райсовета у метро Каширская. А времени оставалось в обрез - всего два дня!

Уверенный в формальности предстоящей процедуры, с самодовольной улыбкой я поднимаюсь к секретарю окружной избирательной комиссии и гордо протягиваю ей свои документы, включая личную рукописную заяву на участие в качестве кандидата на должность народного депутата Моссовета.

Девица с ярко выраженной сексуальной озабоченностью оглядела меня сначала сверху вниз, а затем снизу вверх и вдруг захохотала: девки, девки, вы только посмотрите на него – сам никто и звать никак, и туда же, в народные депутаты!!!

Отсмеявшись, она вернула мне служебный конверт с комплектом документов и уже без улыбки сказала строгим и назидательным голосом: вам тут, Александр Васильевич, ловить нечего. У нас зарегистрированы серьезнейшие люди – не вам чета: директора школ, военно-начальники, крупные бизнесмены и даже замнач Главного управления МВД нашего Административного округа – ВСЕГО 41 КАНДИДАТ!

Ну, подумайте сами – кто вы и кто они? Короче, ваши документы я принимать не буду – мы закончили прием заявлений…

Со словами «жди, скоро вернусь!» и под издевательски-победный смех девицы я скатился со второго этажа райсовета и сразу же позвонил по городскому автомату Льву Демидову, ставшему «правой рукой» и «системным мозгом» главного охранника ЭЛЬЦИНА – Александра Коржакова: помоги в пределах Его Величества Закона! Лёва тут же соединился по спецсвязи с Музыкантским – тоже из команды Эльцина, который являлся на тот период Председателем ЦИК по Москве. Последующий разговор с окружной избирательной комиссией, а, вернее, монолог Музыкантского, продолжался всего полминуты…

И уже на следующий – последний день регистрации кандидатов, меня ласково приняла та же дева и через час выдала временный мандат кандидата для участия в выборах народного депутата Моссовета по 193 избирательному округу Москвы.

Именно с этого момента и началась уникальная избирательная эпопея, результатом которой явилось звание «Народного депутата Моссовета», врученного мне другой русско-греческой легендой тех времен – Председателем вновь избранного МОССОВЕТА Гавриилом Поповым.

Как же удалось победить 36 активных претендентов (четверо снялись в ходе избирательной кампании)?

Я думаю, не последнюю роль здесь сыграло честолюбие – я что, глупее основной массы претендентов? Проработав состав жаждущих пройти избирательный фильтр именно здесь, в тогда еще глухом спальном районе, я выделил 5 – 6 солидных фигур, среди которых присутствовал серьёзный предприниматель, тайно направляемый рукой грека Попова, о чем я узнал лишь в конце «битвы». Была и местная бузотерка-демократка лет 60-и, которую знали в каждом дворе, и генерал окружного управления МВД, а остальные претенденты – пришлые халявщики в надежде проскочить через чужое выборное сито.

Почитав биографии соперников, я решил продолжить усилия и по ходу дела понять, смогу ли я выдержать гонку и, тем более, выиграть её!?

А найти единственно правильный механизм воздействия на решение тех граждан, чье суммарное мнение определит победителя – вот главная задача претендента на победу в выборах тех времён!

Кстати сегодня, спустя 30 лет, такая установка вызывает снисходительную усмешку, поскольку ныне при традиционной пассивности основной массы голосующих избирателей все решает административный ресурс и программное обеспечение аппаратуры по формированию массива бюллетеней и их обработке.

Зевнув пару раз на этих рассуждизмах, двинемся дальше …

Теперь, обладая кандидатским мандатом, я должен был активно включиться в избирательную кампанию и убедить граждан – жителей микрорайона «Орехово-Южное», что я лучший из всех многочисленных претендентов.

Но с чего начинать и как действовать!?

Перебрав поверхностно известные мне зарубежные и советские истории государственных выборов, я понял, что надо выдумывать что-то свое – не привычное для плебса…

И решение нашлось! Эврика: листовки с моим видением обязанностей депутата Мосовета не клеить на стенах и столбах «моей» территории, а вручать предполагаемым избирателям лично – из моих рук.

«Моих» и не моих избирателей в микрорайоне насчитывалось более 16.000 человек, а домов – в основном 9-и и 12-этажных, примерно 20-23. Объемы предстоящих усилий впечатляли…

Выборы назначили на первое воскресенье апреля 1990 года, и гонка началась!

Из сорока одного заявителя в официальный список кандидатов вошло 38 человек, включая меня.

Интересная, на мой взгляд, деталь: за все время существования СССР и РФ, а также стран Запада, такой конкуренции, которой удостоился я, вплоть до конца 2024 года не было – даже на выборах Президента США! Так что мне и моим внукам есть, чем гордиться!!

Мой небольшой, но сплоченный трудовой коллектив был горд за меня, и все сотрудники высказали желание помогать в «этом святом деле», а мой заместитель – Миша, мечтавший занять мое место начальника отдела в нашем институте, просто горел энтузиазмом поскорее начать действовать.

И мы начали…

Поскольку по существу я являлся выдвиженцем от управленческого подразделения, то я воспользовался дружеским и уважительным ко мне отношением начальника отделения печати, основная и мощная техника которого находилась в филиале нашего института в подмосковном городке Ногинске – а ныне и «до того» именуемым Богородск.

Я пришел в кабинет начальника – старого доброго еврея и поделился с ним своей задумкой пройти в новый состав Мосссовета при очень жестких материальных и, особенно, временных обстоятельствах. К моему удивлению он буквально загорелся этой идеей и сразу же заявил, что пропагандистскими материалами он берется меня обеспечить полностью – было бы что печатать.

Все Обращения и листовки по ходу избирательной кампании я писал сам, а любящая супруга их слегка редактировала и исправляла грамматические ошибки.

Я понимал, что многое зависит от моих первых же шагов на поприще кандидата и поэтому так серъёзно отнесся к своему первому Обращению к гражданам – жителям Южного Орехова.

Надо было сразу же снять предубеждение насчет «пришельца» со стороны – я местный, «из нашенских», дочь ходит в соседний детский сад. До работы я добираюсь из-за отсутствия метро в нашем районе на троллейбусе, хотя давно обещают построить станцию «Домодедовская»…, и так далее, убеждая избирателей в моем знании местных бытовых и социальных проблем.

Там же – в листовке, обязательно следовало приложить мое фото и перечень обязательств перед избирателями с приложением телефонов моего мифического «штаба».

И «битва за трон» началась!

--------------------------------------------------------------------------------------

Продолжение непременно последует… Ваш автор и герой этой увлекательной повести-инструкции «Как Я стал депутатом МосСевета» - ЛОИДИС АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ.

-2