Найти в Дзене

Как живут современные оленеводы в Югре

Самым большим впечатлением от путешествия по Югре стала поездка в стойбище настоящих оленеводов. Давайте посмотрим, как живут оленеводы ханты в 21 веке. В Ханты-Мансийском автономном округе оленеводы не кочуют на сотни и тысячи километров. В Югре у семей оленеводов есть родовые угодья — это очень большие, но все же ограниченные территории. Пастись круглый год на одном месте олени не могут, иначе они уничтожат всю растительность, а потом погибнут от голода. Перемещения оленеводов со стадами переходят в пределах угодьев. У ханты (тут это слово не склоняют), как правило, есть четыре стойбища по временам года. Мы были на зимнем. Интерес к родовым угодьям оленеводов проявляют не только ханты и олени, но и нефтедобывающие компании, охотники, рыбаки, туристы. Особых конфликтов сейчас нет, с нефтяниками договариваются, если туристы или жители округа не нарушают спокойствия и ничего не портят, к ним относятся спокойно. Но съезды непосредственно к стойбищам оленеводы перекрывают. Для кого-то п
Оглавление

Самым большим впечатлением от путешествия по Югре стала поездка в стойбище настоящих оленеводов. Давайте посмотрим, как живут оленеводы ханты в 21 веке.

Семья оленеводов Сопочиных
Семья оленеводов Сопочиных

Родовые угодья оленеводов

В Ханты-Мансийском автономном округе оленеводы не кочуют на сотни и тысячи километров. В Югре у семей оленеводов есть родовые угодья — это очень большие, но все же ограниченные территории.

-2

Пастись круглый год на одном месте олени не могут, иначе они уничтожат всю растительность, а потом погибнут от голода. Перемещения оленеводов со стадами переходят в пределах угодьев. У ханты (тут это слово не склоняют), как правило, есть четыре стойбища по временам года. Мы были на зимнем.

-3

Интерес к родовым угодьям оленеводов проявляют не только ханты и олени, но и нефтедобывающие компании, охотники, рыбаки, туристы. Особых конфликтов сейчас нет, с нефтяниками договариваются, если туристы или жители округа не нарушают спокойствия и ничего не портят, к ним относятся спокойно. Но съезды непосредственно к стойбищам оленеводы перекрывают. Для кого-то проезд по дороге — возможность лихо прокатиться, для самих оленеводов — вопрос выживания, лишний шум тревожит оленей, да и по разбитой дороге можно не выехать.

Жилище

Современные оленеводы живут не в чумах, а в избах. По устройству они далеки от традиционных капитальных русских изб, так как из-за полукочевого образа жизни нужно строить четыре жилища вместо одного.

-4

Внутри дома холодные сени и одна большая обогреваемая комната, в которой живут, готовят еду, ремонтируют утварь. Когда Сопочины стали активно принимать гостей, они обустроили гостевую избу, но общие принципы сохранились.

-5

Обогревается жилище небольшой печкой на дровах. Она не очень хорошо держит тепло, но зато очень быстро нагревается.

Степан с сыном Сергеем
Степан с сыном Сергеем

Магистрального электричества на стойбище нет. Есть электрогенератор, его включают не круглосуточно.

-7

Связи на стойбище тоже нет, ни интернета, ни сотовой. Чтобы позвонить или отправить пост в соцсеть, нужно отъезжать к озеру или в сторону населенных пунктов. Однако есть проект IT-стойбище по оснащению жилищ оленеводов интернетом. Это будет очень важный шаг, можно будет не только быть ближе к благам цивилизации, но и реализовать гибридное обучение детей. Сейчас дети учатся и живут в интернатах.

Транспорт

Современные оленеводы в Югре могут держать ездовых оленей, но в повседневной жизни пользуются более удобным транспортом. У Сопочиных есть и внедорожник, и «буханка». Для того, чтобы возить детей в интернат и ездить за покупками в город, они удобнее.

-8

Зимой активно используются снегоходы. Олеся гоняет на «Буране» не хуже мужчин.

-9

Традиционные и современные занятия оленеводов

Далеко не все потомки оленеводов выбирают образ жизни предков. Очень многие выбирают жизнь в городах.
Степан и Олеся Сопочины — ханты, выросшие и жившие, как тут говорят, «в лесу». У них есть высшее образование, опыт работы в организациях и в бизнесе. Но они сами решили жить так, как жили их родители: заниматься оленеводством, рыбалкой, чтить традиции предков. На стойбище семья Степана и Олеси живет рядом с родителями Степана. У них общее стадо, они помогают друг другу.

Степан, Олеся и Иосиф Иванович Сопочины
Степан, Олеся и Иосиф Иванович Сопочины

У Сопочиных большое стадо — около 300 оленей. В более северных регионах страны есть стада крупнее, но там и площади для оленеводства побольше.

-11

Помимо оленеводства ханты занимаются рыбалкой.

-12

Сейчас Степан и Олеся занимаются еще этнотуризмом. Желающих приехать в стойбище, посмотреть на оленей и покормить их с рук, примерить традиционную одежду оленеводов, выехать на рыбалку и узнать про культуру и быт народов Югры очень много.

-13

Мы приехали с проектом «Медиаразведка», объединяющим тревел-блогеров и журналистов. Посмотрели, попробовали строганину, слепили пельмени, прокатились по зимнему лесу, получили кучу позитивных впечатлений, сделали множество фотографий и отсняли множество роликов. И теперь с удовольствием рассказываем на страницах соцсетей и СМИ.

Автор этих строк с Олесей, журналисткой «Ленты.ру»
Автор этих строк с Олесей, журналисткой «Ленты.ру»

Я думаю, что этнотуризм — это очень важно для сохранения культуры малочисленных народов Севера, а также хороший магнит для развития туризма в России. Во всяком случае, для меня посещение стойбища оленеводов — самое яркое впечатление года.

-15

Ставьте лайк в поддержку публикации 👍🏻, заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие материалы.