Эту затею придумал в один из декабрьских дней мой муж Алексей. Он позвал меня покататься на рейсовых трамваях по центру города, чтобы зарядиться праздничным настроением, разглядывая уличные украшения, и чтобы увидеть новые модели трамваев, на которых мы за ненадобностью обычно не ездим.
Идея была отличная. Но, хотя мы заранее составили маршрут, с самого начала всё пошло наперекосяк. Что, впрочем, не испортило впечатлений от поездки.
Так как мы хотели посмотреть именно центр города, то выбрали два трамвайных маршрута — №6, который идёт с Васильевского острова к площади Ленина, и №3, курсирующий между площадями Ленина и Репина. Именно по этим маршрутам ходят симпатичные ретро-составы, которые нам хотелось увидеть.
План такой: доехать на метро до Василеостровской, там сесть на трамвай №6, проехать через Спортивную и Горьковскую до Финляндского вокзала, а там пересесть на тройку, вернуться немного обратно, пересечь Неву по Троицкому мосту и далее по Садовой добраться до Сенной.
Идеальный план дал трещину почти сразу, когда, прождав на остановке у Василеостровской шестой трамвай, мы осознали, что он там не ходит. Более того, он вообще теперь не ходит по острову — из-за ремонта трамвайных путей.
Да уж, мы не учли возможных ремонтных работ (зима ведь на дворе), потеряли время, но не отчаялись. Сели на автобус, успев немного помёрзнуть в ожидании, доехали до Спортивной, а оттуда прошли пешком до конечной теперь остановки шестого трамвая на Кронверкском проспекте.
Правда, трамваев там не было видно — ни вживую, ни на карте. Тогда мы решили не мёрзнуть просто так, стоя на остановке, а пошли на набережную, откуда открывался вид на Неву, Петропавловский собор и стрелку Васильевского острова.
Хотя до трамваев дело ещё не дошло, праздничное настроение мы успели поймать. Тротуары и спуск к реке покрыты свежим, чистым снегом, яркими огнями мерцает на стрелке ёлка, подсвечивается гирляндами здание Биржи, сквер и мост, а вся Дворцовая набережная залита тёплым светом.
Мы вернулись на остановку, но, судя по Яндексу, шестого трамвая мы вряд ли дождёмся, так как все точки, обозначающие на карте курсирующие в данный момент составы, были расположены далеко от нас. Поэтому, когда подошёл трамвай №40, мы без колебаний тут же в него запрыгнули.
Правда, это был не ретро-состав, который мы надеялись увидеть, а более современно выглядящий трамвай модели 71-932 «Невский».
Мы уселись на свободные места, благо выходной и людей в транспорте мало, и стали смотреть в окно. Трамвай проезжал мимо зоопарка, Балтийского дома, Александровского парка, станции метро Горьковская, Соборной мечети, Иоанновского моста, ведущего в Петропавловскую крепость, и Троицкого сквера.
Так как сороковой маршрут не идёт на площадь Ленина, а поворачивает на улице Куйбышева, не доезжая Сампсониевского моста, мы там и вышли, перешли дорогу и пересели на тройку, которая, в отличие от шестёрки, не заставила себя ждать.
Это оказался симпатичный ретро-трамвай серии ЛМ-68М2, стилизованный под советские вагоны конца 50-х годов — как снаружи, так и внутри.
На тройке мы переехали Неву по Троицкому мосту (наконец-то всё идёт по плану), выехали на Суворовскую площадь, где стоит небольшая, но красивая елочка, а далее мимо Летнего сада и Марсового поля, через Мойку на улицу Садовую.
На перекрёстке с Невским проспектом удалось увидеть украшенные огнями Думскую башню, Гостиный двор и Пассаж. Жаль, конечно, что по самому Невскому трамваи уже не ходят. Было бы здорово вот так проехать по главной улице от начала до конца.
На Сенной площади наша самостоятельная экскурсия подошла к концу, мы вышли на остановке, чтобы пересесть на метро и поехать домой. В итоге вот таким вышел наш маршрут: красным обозначен путь на автобусе, синим — пешком, голубым — на трамвае №40, розовым — на трамвае №3.
Как только мы перешли улицу к метро, увидели тот самый трамвай, ради которого вся поездка и в общем-то и затевалась — зелёно-бежевый вагон 71-421Р «Довлатов», тоже стилизованный под ретро, но выпущенный всего лишь в прошлом году.
Он выглядит как старый ленинградский трамвай ЛМ-57, а внутри него есть интерактивное окно-экран с туристической информацией о маршруте.
Хотя мы и подумали на минуту, а не заскочить ли нам в него и не отравиться ли по второму кругу, но не стали этого делать. Надо было возвращаться домой. Пусть всё пошло не по плану, но мы всё равно остались довольны этой прогулкой по нарядному Петербургу. Тем более что экскурсия обошлась нам всего в сто рублей.
Дело в том, что по карте «Подорожник» в течение 60 минут действует пересадочный тариф (о котором мы тогда же случайно и узнали). По этому тарифу первая поездка на общественном транспорте стоит 44 рубля, вторая — 10 рублей, а последующие бесплатно. Так, за поездку на автобусе и двух трамваях по центру города мы отдали по 54 рубля. Без скидок вышло бы почти в три раза больше. Мелочь, а приятно!