Найти в Дзене
Из поэта в аналитика

"Человек с его характером не мог ни понять рока, ни примириться с ним"

или образ старого Джолиона в романе "Собственник" Дж. Голсуорси

"Собственник" - первый роман "Саги о Форсайтах" Дж. Голсуорси, который, хотя и творил на рубеже веков, был приверженцем критического реализма и своими произведениями выступал против декадентских течений в искусстве и в литературе в частности.

Этот роман является как бы экспозицией всей саги, потому что именно в нем читатели знакомятся с большой семьей Форсайтов, которые "завоевали и поглотили громадный Лондон". Голсуорси изображает три поколения семьи: старшее (так называемые "деды") в лице старого Джолиона, его брата Джеймса и их сестер, старых тетушек, среднее, поколение "отцов", которое представляют из центральных персонажей молодой Джолион и Сомс, а также младшее, то есть "внуков".

Одной из "младших" является и внучка Джолиона Джун, из-за которой герой становится центральным персонажем романа. Именно в его семье происходит драма, и он становится косвенно втянут в главный конфликт произведения, когда архитектор Босини предает слово о помолвке, данное его Джун. Кроме того, уже здесь, в первом романе саги автор показывает скрытое противостояние Джолиона и его брата Джеймса, которые все время соревнуются как в успехах на бирже, так и в благосостоянии собсвтенных детей: чей сын все-таки лучше.

Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2528786/
Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2528786/

Старый Джолион представляется повидавшим жизнь человеком, который, казалось бы, многого достиг: он богат, крепок, у него есть сын и прекрасная внучка. Однако герой все время погружается в печальные думы о собственно несчастно прожитом. Картинка идеальной жизни постепенно рушится с введением в текст новых подробностей биографии героя. Например, он долгое время не общается с собственным сыном молодым Джолионом, считает его неудачником, которого сгубила любовь; помолвка его внучки Джун разрушается, подобно карточному домику, из-за любви Ирэн и Босини. Что-то все время скребет его сердце, которое, как показывает Голсуорси, у него все же есть.

"Громадный Лондон, завоеванный Форсайтами и поглотивший их всех, – разве он оставлял время для сантиментов?" - пишет автор. Однако место для сантиментов все-таки находится, и находится оно именно в душе старого Джолиона. И здесь можно сказать, что это герой неоднозначный, противоречивый, сложный. Автор здесь не рисует его критически, односторонне отрицательным: он не погружен всецело в размышления о своих деньгах, ему чужда та своекорыстная сила, которой обладает, например, Сомс. Большинство форсайтских качеств из него с течением жизни и времени, словно выветрились, испарились, и в этом контексте его характер является, на мой взгляд, одним из самых интересных и многогранных.

«Старого Джолиона тревожила и смущала мысль, что он стал отцом и дедом людей, словно рожденных для несчастий. Про Джо ничего плохого не скажешь. Однако его положение в жизни никуда не годится; история с Джун тоже ничем не лучше. Во всем этом было что-то роковое, а человек с его характером не мог ни понять рока, ни примириться с ним»

Из чисто форсайтского в нем есть разве что вот эта внутренняя сила, этот внутренний протест против рока, с которым мириться он не хочет. Он, с одной стороны, не понимает его, с другой чувство покорного смирения для него чуждо.

Для такого гордого, отчасти даже себялюбивого человека, как Джолион, пойти на примирение - шаг очень выстраданный, как и то, что герой идет на уступки в отношения с внучкой Джун, понимая, что она выросла, и стараясь просто оставаться для нее любящим дедом. Автор рисует, как любовь, истинная родительская любовь побеждает гордыню: Джолион не только возобновляет общение с сыном, но и принимает своих внуков - детей Джо от второго брака, а чувства Джолиона к Джун являются не столько пассивным умилением, сколько действенной любовью, ради которой он идет на компромиссы. Он вдруг ясно сознает, что никакой радости в жизни его не осталось, кроме как эту самую радость дарить. И именно в этом проявляется абсолютное, кристальное мастерство Голсуорси в изображении реалистичного, жизнеподобного и многогранного характера.

Кроме того, если сравнивать, например, Сомса и старого Джолиона, то различие между так называемой "порывным" чувством и истинным, рожденным в результате долгих жизненных переосмыслений и перипетий, становится особенно очевидным. Сомс лишь на мгновение, как бы в безумии свойственного горя вдруг (очень важное слово), именно вдруг сознает все то, что должен был понять еще давно и понять ясно: "что она (Ирэн) ненавидела его все эти годы, что во всем, в каждой мелочи они были как люди совершенно разных миров; понял даже, что она страдала, что ее надо жалеть". В это мгновение Сомс предает в себе Форсайта - он, отбросив жажду собственной выгоды, корыстолюбие, свою форсайтскую "практичность" и чувство собственничества, поднимается до той самой любви, о которой думает Джолион: "радость дарить". Однако если старый Джолион, дойдя до этого бескорыстия, осознав его, с этим же чувство остается, то для Сомса мгновение проходит быстро, и он возвращается к себе - к Сомсу-собственнику.

Мне кажется Джолион самым сложным и диалектичным персонажем: он проходит некоторый путь, приобретая положительные душевные качества, которые абсолютно чужды для семьи Форсайтов. И если другие персонажи в конце "Собственника" возвращаются к исходной точке - к началу романа (Ирэн отказывается от своего бунта, Сомс остается собственником, у второстепенных персонажей, как Джеймс или Суизин, в целом ничего не происходит), то старый Джолион проходит некую трансформацию, и в этом проявляется сильная сторона Голсуорси-реалиста.

P.s Если вам была интересна моя статья, ставьте лайки, и пишите в комментариях, какого персонажа мне еще разобрать.