Имя датского художника Херлуфа Бидструпа, наверняка, знакомо большинству любителей карикатур. Его чёрно-белые истории, написанные много лет назад, и сегодня вызывают улыбку и смех. Ведь человеческие слабости, романтические отношения между мужчиной и женщиной, семейные проблемы и бытовые ситуации не теряют своей актуальности в любое время.
Казалось бы, эти вечные классические темы высмеивались уже много раз, но работы Бидструпа - это не просто смешной рисунок. Это полноценный юмористический рассказ, рассматривая который, ты погружаешься в сюжет, додумываешь фразы, проживаешь эмоции героев и в конце улыбаешься или философски размышляешь.
Вот, например, карикатура «Весёлое Рождество». Это же просто дружеский шарж на любую женщину в канун праздника. Как точно подмечены все моменты, что даже не верится насколько художник-мужчина может проникнуться этой предпраздничной женской суетой. Причем нарисовано это было много лет назад, а актуальным остаётся каждый год.
Родился Христиан Ханс Херлуф Бидструп (именно так звучит полное имя художника) в Берлине более 100 лет назад, в 1912 году. Отец его был датчанином, любителем путешествий, он мечтал стать художником. Так в одной из своих поездок он оказался в Германии, где и познакомился с будущей матерью Херлуфа.
Отец работал маляром и художником-оформителем, и маленький сын с детства видел краски и мольберт. Конечно же, любимым занятием мальчика было рисование, причём где угодно и чем угодно. Будь то угольки или огрызки карандашей, поля старых тетрадей или куски обоев. Путь в профессию был определён, можно сказать, на генетическом уровне и после окончания школы молодой Бидструп поступил в королевскую Академию художеств в Копенгагене.
Но классическое образование навевало скуку, будущему художнику хотелось рисовать лёгкие, весёлые картинки. И он рисовал на таком уровне, что многие экспрессионисты и портретисты могли бы позавидовать.
Времена, в которые родился и жил художник нельзя назвать простыми и весёлыми. Детство пришлось на первую мировую войну, молодые годы на вторую. Довелось испытать и голод, и «испанский» грипп, когда жизнь родителей была под угрозой смерти. Когда в Германии стало невыносимо жить семья перебралась в Данию.
Творчество Херлуфа Бидструпа можно разделить на два направления. Одно- это политические и злободневные карикатуры на бюракратов и чиновников, а другое - смешные жизненные истории, нарисованные с любовью и теплотой. И там и там художник, однозначно, преуспел.
Надо сказать, что большую популярность карикатуры Бидструпа приобрели и в Советском Союзе в 60-70 годы прошлого века. С 1945 года художник работал в газете Коммунистической партии Дании и неоднократно бывал в СССР. Ни в одной стране мира у него не было столько поклонников, сколько в нашей стране. Он даже был принят в почётные члены Академии художеств СССР и стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». А когда в конце 60-х годов в Советском Союзе вышел большой сборник его работ из 4 -х томов, то смешные чёрно-белые рисунки «до дыр» рассматривали не только взрослые, но и дети.
Это же как прочитать газету слева направо или посмотреть короткометражку без слов, но с понятным весёлым сюжетом. Именно так сам художник отзывался о своём стиле и считал, что карикатура не должна ничего искажать, а просто преувеличивать действительность. Персонаж должен быть нарисован так, чтобы произвести впечатление на читателя также, как «оригинал» впечатлил художника.
Наверное, поэтому рисунки датчанина «живут» уже много лет и вызывают желание у каждого нового поколения пересматривать их вновь и вновь.
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите в комментариях, какой из комиксов показался вам самым забавным? Ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.