Найти в Дзене
ЭраАвто

Легендарная «восьмерка»: история ВАЗ-2108 и его необычные особенности

Оглавление

40 лет назад, в декабре 1984 года, на заводе в Тольятти с конвейера сошел первый экземпляр автомобиля, который впоследствии стал одним из символов отечественного автопрома — трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108.

ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)
ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)

Модель получила статус культовой и оставила заметный след в истории российской автомобильной промышленности. В этой статье мы вспомним важные факты о ВАЗ-2108 и его значении для автопрома, а также раскроем интересные подробности из истории и эволюции этого автомобиля.

Начало пути: разработки и тесты

Эскиз новой модели АвтоВАЗа (Фото: АвтоВАЗ)
Эскиз новой модели АвтоВАЗа (Фото: АвтоВАЗ)

История ВАЗ-2108 началась еще в 1970-х годах, когда проект будущего автомобиля носил кодовое название «Гамма». Первый эскиз будущего хетчбэка был сделан в 1977 году, а в 1978 году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр. Все тесты, которым подверглась модель, были крайне жесткими и многогранными, и они ничем не уступали современным испытаниям новых автомобилей. Прототипы ВАЗ-2108 отправлялись по всей стране — от Средней Азии до Сибири — чтобы испытать машину в различных климатических и дорожных условиях.

Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г. (Фото: Виталий Созинов / ТАСС)
Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г. (Фото: Виталий Созинов / ТАСС)

Однако официально разработка новой модели была объявлена только в начале 1981 года, когда министр автомобильной промышленности Виктор Поляков сообщил на съезде КПСС, что в Тольятти разрабатывается новая переднеприводная модель, которая не будет уступать западным аналогам.

Название и цена

ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)
ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)

Процесс выхода автомобиля на рынок также был запоминающимся. В разных источниках приводятся разные даты начала производства — 17, 18 и 19 декабря 1984 года, но серийный выпуск начался только 22 декабря того же года. В продажу ВАЗ-2108 поступил лишь в 1985 году, и цена машины составила 8300 рублей, что на тот момент было довольно доступно. Для сравнения: средняя зарплата в СССР тогда составляла чуть более 190 рублей.

Первоначально автомобиль получил название «Спутник», а экспортный вариант носил имя «Самара». Однако в народе он стал известен как «восьмерка», а позже, благодаря необычной внешности, машину стали называть «зубилом». Такое прозвище дали именно за экстравагантный дизайн, который стал отклонением от привычных стандартов того времени.

Tоп-версия 2108 с двигателем 1,3 л для рынка Великобритании (Фото: AutoWP)
Tоп-версия 2108 с двигателем 1,3 л для рынка Великобритании (Фото: AutoWP)

Кроме базовой модели, на ВАЗ-2108 предлагались различные опции, такие как задний стеклоочиститель, дополнительные ремни безопасности, обогрев заднего стекла, которые могли увеличить стоимость автомобиля на 100 рублей и больше. Эта модель не стала самой дорогой в СССР — на тот момент более дорогими были «шестёрки» и «семёрки», однако ВАЗ-2108 по праву стал одним из самых популярных автомобилей в стране.

Влияние Porsche и необычный дизайн

Одним из наиболее интересных аспектов истории ВАЗ-2108 является участие немецкой компании Porsche в разработке технической части автомобиля. Сотрудничество с Porsche началось еще в 1980 году, и немецкие инженеры внесли значительный вклад в проект. В частности, они предложили установку переднего лонжерона, который заходил в пороги пола — такую конструкцию на тот момент применяли на новых моделях, например, Opel Kadett.

ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)
ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)

Кроме того, специалисты Porsche активно тестировали ходовую часть ВАЗ-2108 и помогали в настройке динамических характеристик машины. Кроме Porsche, в разработке участвовала и фирма UTS (дочка Fiat), которая помогала советским инженерам с разработкой переднего привода. Также на ВАЗ-2108 использовались иностранные комплектующие, такие как дисковые тормоза от Lucas, рулевой механизм ZF и карбюратор Solex.

Дизайн и особенности экстерьера

Внешность ВАЗ-2108 разработал советский дизайнер Владислав Пашко, который ранее работал над «шестеркой» (ВАЗ-2106). Важной особенностью дизайна «восьмерки» стала радиаторная решетка, получившая в народе прозвище «клюв». Такое решение вызвало неоднозначные отклики, особенно на Западе, где владельцы часто меняли эту решетку на более традиционную. Кроме того, автомобиль получил короткие крылья с пластиковой передней маской для защиты от коррозии и сколов.

ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)
ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)

Не менее интересны и бамперы ВАЗ-2108 — они были усиленными и ударопрочными, что было новшеством для автомобилей того времени. Уникальными были также дверные ручки, выполненные в стиле Porsche. Все эти элементы создавали узнаваемый образ автомобиля, который не мог остаться незамеченным.

ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)
ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)

Модификации и интересные версии

Lada Eva (Фото: AutoWP)
Lada Eva (Фото: AutoWP)

ВАЗ-2108 имел несколько интересных модификаций. Например, для сотрудников МВД и КГБ были выпущены так называемые «догонялки», которые имели более мощные двигатели и усиленную ходовую часть. Одной из самых необычных модификаций стала версия «Наташа» — кабриолет, который был создан в 1990 году в Бельгии. Машина получила складывающийся тканевый верх, новые молдинги и бамперы. Несмотря на небольшое количество выпущенных экземпляров, такие кабриолеты периодически появляются на продаже даже сегодня.

Lada Natacha (Фото: AutoWP)
Lada Natacha (Фото: AutoWP)

Другой необычной модификацией стал «Тарзан» — гибрид ВАЗ-2108 и «Нивы». В этом автомобиле использовалась несущая рама, пластиковый обвес и задняя независимая подвеска, а в моторную гамму входили 1,7- и 1,8-литровые двигатели.

ВАЗ-210834 «Тарзан» (Фото: AutoWP)
ВАЗ-210834 «Тарзан» (Фото: AutoWP)

Итоги и наследие

ВАЗ-2108, или как его часто называли «восьмерка», стал не просто автомобилем, а настоящим символом своей эпохи. Этот хетчбэк произвел революцию в отечественном автопроме, предложив советским гражданам качественную и современную альтернативу устаревшим моделям. Разработка ВАЗ-2108 положила начало целому семейства моделей, а также открыла путь к массовому внедрению переднего привода в отечественные автомобили. В течение 20 лет с конвейера завода в Тольятти сошло 884 657 экземпляров этой модели, которая приобрела культовый статус среди автомобилистов.

Несмотря на завершение производства в 2004 году, ВАЗ-2108 продолжает оставаться в памяти многих как один из самых значимых автомобилей в истории российского автопрома.

Lada
208,9 тыс интересуются