Завершается год и все ближе становятся новогодние и рождественские праздники. Время подумать о подарках друзьям... или о том, какую хорошую и серьезную книгу можно почитать в дни каникул, когда наконец-то появится время на такое вдумчивое чтение!
Книги издательства ПСТГУ могут пригодится и для первой, и для второй цели, если, конечно, вы и те, кому вы хотите сделать подарок, интересуются церковной историей и христианской культурой. У этой подборки новинок историческая «специализация», а зимние вечера очень располагают к тому, чтобы отправиться в путешествие в далекое прошлое или обратиться к свидетельствам и материалам прошлого недавнего и через него лучше понять современность.
Кстати, в предпраздничные дни издательство ПСТГУ объявляет рождественскую скидку: до 10 января все книги издательства можно купить на его сайте со скидкой 10%.
1. Начать с Античности
Сергей Аверинцев. Первый том собрания сочинений
Самая заметная новинка, которая только-только вышла из типографии – первый из шести томов собрания сочинений филолога и философа Сергея Сергеевича Аверинцева. Лучшего подарка всем любителям истории культуры не найти.
Выдающийся ученый и переводчик, Сергей Аверинцев прекрасно разбирался в литературе и религиозной мысли Античности и Средних веков, читал в МГУ лекции по византийской эстетике, переводил библейские и богослужебные тексты, писал научные труды и статьи. Русская и европейская литература более позднего времени также оказывалась в фокусе его внимания, например, Аверинцев переводил современных немецких писателей на русский язык.
А еще Сергей Аверинцев был религиозным человеком, крестившимся сознательно по собственному выбору в 1973 году. В советские времена в университетских аудиториях он не боялся открыто говорить о Боге, Евангелии и христианской культуре. Позже стал алтарником и чтецом, произносил проповеди в храме.
Наследие ученого и мыслителя, ставшего знаковой фигурой отечественной культуры, разнообразно и уникально, а вот публиковались его тексты в последние годы редко. Потому так значительна задача собрать все работы Сергея Аверинцева (в том числе малоизвестные и никогда ранее не переиздававшиеся) в собрании сочинений, и радует, что начало этому важному делу положено. Кстати, средства на подготовку издания собирались через платформу краудфандинга, и проект поддержало множество людей, неравнодушных к исследованию христианской культуры.
Первый том собрания сочинений Сергея Сергеевича Аверинцева включает тексты, посвященные Античности, в том числе монографию о Плутархе и античной биографии, статьи из сборника «Риторика и истоки европейской литературной традиции», переводы античных авторов и комментарии к их текстам.
Кому будет особенно интересна эта книга?
- Учащимся и абитуриентам магистерской программы «Православное богословие и философия в современном дискурсе», включающей курс античной философии и предлагающей темы для исследований, связанные с русским религиозным наследием XX века.
- Всем, кто интересуется историей литературы и христианской культурой.
2. Жизнь подвижника
Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника
В 2024 году исполнилось 170 лет со дня рождения святителя Агафангела (Преображенского) – архиерея, чья история служения неразрывно связана с самыми важными эпизодами русской церковной истории XX века. По случаю такой даты в серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви» выпущено новое издание жизнеописания святителя.
Первая книга, посвященная судьбе и трудам митрополита Агафангела, была издана в 2006 году и уже стала библиографической редкостью, к тому же появилась возможность дополнить биографию святителя новыми данным и свидетельствами, в том числе воспоминаниями внучатой племянницы святителя Агафангела Нины Алексеевны Преображенской-Болотовой и материалами, которые передал для издания ее сын Сергей Альбертович Болотов. Предисловие к настоящему изданию написано первым ректором ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьевым.
Те, кто хоть немного знает историю Русской Церкви, вспомнят о священноисповеднике Агафангеле (Преображенском) как о Местоблюстителе Патриаршего престола в 1922 году, и об одном из кандидатов на местоблюстительство, которого указал Патриарх Тихон в завещании 1925 года. Выполнить обязанности местоблюстителя митрополиту Агафангелу было не суждено, так как в это время он находился в ссылке в Нарымском крае. После окончания срока ссылки митрополит пытался принять на себя обязанности Местоблюстителя, что привело к конфликтной ситуации с уже выполнявшим их в качестве заместителя митрополита Петра (Полянского) митрополитом Сергием (Страгородским). Непростым событиям последних лет жизни святителя Агафангела, его сложным выборам и решениям в период, когда он был готов возвысить голос против Декларации митрополита Сергия, но не стал порывать общения с последним ради сохранения церковного мир, в книге посвящается особое внимание.
Однако жизненный путь подвижника не сводится к последним – пусть и самым важным! – шести годам, ведь митрополит Агафангел к 1920-м годам оказался старейшим по хиротонии российским архиереем. Его детству и семье, учебе, служению на разных кафедрах, от Сибирской земли до Риги и Вильно, также посвящены разделы книги.
Жизнеописания святых Русской Церкви, достаточно близких нам по времени, особенно дороги и возможностью увидеть за деталями из биографии, письмами к родным и друзьям, строчками семейных воспоминаний, живых людей, близких и понятных нам. Эта возможность прикоснуться к жизненной истории подвижников делает еще значительнее подвиг тех, кто вопреки обычным человеческим слабостям, страстям и страхам, в трудные для Церкви годы сумел выступить в ее защиту и пойти по пути мученичества и исповедничества.
Кому будет особенно интересна эта книга?
- Тем, кто изучает историю Русской Церкви XX века (например, в рамках магистратуры «Церковная история советского периода»).
- Всем, кто хочет больше узнать о церковной истории и судьбе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
3. Прошлое глазами современника событий
Митрополит Арсений (Стадницкий). Дневник: 1906–1907
Те, кому приходилось заниматься русской церковной историей конца XIX – начала XX векова, знают, каким ценным источником для погружения в данный период является дневник митрополита Арсения (Стадницкого). В дневниковых записях владыки Арсения (надо оговориться, что изданные тома дневников охватывают период, когда он еще не был митрополитом) подробно описывается его участие в заседаниях Синода и Предсоборного присутствия, даются живые и яркие характеристики представителям церковной иерархии и политическим деятелям, с которыми ему приходилось общаться, затрагиваются события общественной жизни и вызвавшие отклик иерарха публикации в прессе... История, знакомая по страницам учебников и монографий с «внешней стороны», в этом дневнике раскрывается совсем иначе, оживленная личными впечатлениями непосредственного участника или наблюдателя событий, имевшего живой и острый ум и прекрасно владевшего словом. За счет этих дарований владыки Арсения его дневники становятся не просто ценным материалом для специалистов, но и увлекательным чтением для любителей церковной истории.
До настоящего времени было издано четыре тома дневников митрополита Арсения, и вот в свет вышел пятый том, охвативший период с октября 1906 по июнь 1907 годов. Отголоски первой русской революции 1905 года, деятельность II Государственной Думы, членство в Государственном совете и подготовка Поместного Собора, управление Псковской епархией – епископу Арсению было что описывать в дневниковых записях. Было и о чем размышлять: он постоянно обращается к вопросам отношений Церкви и государства, участия священнослужителей в политической жизни страны, проектам церковных реформ... А еще здесь уделяется много место описаниям богослужений, в которых участвовал владыка.
Митрополит Арсений (Стадницкий) на Соборе 1917–1918 годов был избран одним из трех претендентов на Патриаршество, вместе с митрополитом Тихоном (Белавиным) и митрополитом Антонием (Храповицким). В известной характеристике этих трех архиереев, цитировавшейся в разных источниках, свт. Тихона называли «самым добрым», владыку Антония – «самым умным», а митрополит Арсений заслужил эпитет «самый строгий». Прочитав его дневник, можно составить самостоятельное мнение о том, в какой мере строгость была значимой чертой его характера и в каких вопросах эта строгость проявлялась.
Цитаты из книги:
«Государственный совет пока почти бездействует, общие заседания очень редки, потому что из Думы не поступает законопроектов. Правда, работают комиссии по рассмотрению бюджета; но в комиссиях я не состою, да и в денежных делах мало понимаю. Слышно, будто собираются партии. Но я пока не приписался ни к какой партии. Все более и более сознаю свою политическую невоспитанность. Еще много времени пройдет, пока мы сделаемся политиками». (31 марта 1907 года)
«Почти все время служил – и утром, и днем, и вечером, и ночью. Утомления не чувствовал, не смотря на уставной пост в Страстную седмицу. Да разве можно уставать при этих чудных службах, поэтических песнопениях, глубоко содержательных, возвышенных, спасительных! Как жаль наших псевдоинтеллигентов, не посещающих этих служб, да и не понимающих, не чувствующих их красот! Пасха поздняя – 22-го апреля (...) Получил около двухсот письменных и телеграфных поздравлений. Приблизительно столько же и ответов. Некоторые письма очень интересны – те я и сохранил». (13–30 апреля 1907 года)
«Приехал домой около шести. Наскоро, в десять минут пообедал. Чрезвычайная скорость еды – мой большой недостаток. Стараюсь избавиться от него – не могу. Сегодня, например, в приложении к «Новому времени» напечатана солидная статья «Искусство еды», где доказывается вред поспешности еды и излагаются правила, как есть и как научиться правильной и здоровой еде. Одно из правил – медленная еда. Держал ее перед глазами, тем не менее – все по-прежнему». (10 ноября 1906 года)
«Убили ректора Пензенской семинарии архимандрита Николая (Орлова), моего ученика по Московской академии. При мне и по моему представлению он [был] освобожден от ректуры Благовещенской и назначен сюда. На прощание пред отбытием в Пензу он, помню, сказал: «Ничего, я не боюсь. Пусть и убьют». Быть может, он и не подозревал, что это скоро исполнится. Не будучи слишком «далеким», он был честным человеком, церковным, искренне желающим добра...» (20 мая 1907 года)
Кому будет особенно интересна эта книга?
- Тем, кто изучает русскую церковную историю на разных программах – от отдельного курса «История и богословие Русской Церкви» до магистерской программы «Церковная история советского периода».
- Всем, кто хочет больше узнать о событиях и важных персонажах церковной жизни начала прошлого века.
4. Взгляд историка
А. А. Кострюков «История Русской Зарубежной Церкви: 1920–2007»
Эту книгу особо представлять не нужно, потому что мы уже неоднократно о ней рассказывали на нашем сайте. Учебник, посвященный истории Русской Церкви в эмиграции, написан преподавателем нашего института и специалистом по истории церковного зарубежья Андреем Александровичем Кострюковым, который ведет соответствующий курс в магистратуре по церковной истории советского периода.
Прошлое столетие было очень драматичным временем для Русской Церкви: это период, насыщенный событиями и в то же время слишком близкий к современности, чтобы на происходящее легко было смотреть отстраненно и объективно. Несмотря на относительную близость событий XX века к настоящему историков этого времени ждет много сложностей при поисках материалов, которые терялись во время революций и войн, оказывались засекречены вместе со следственными делами репрессированных, оседали в архивах разных стран...
Учебник Андрея Александровича Кострюкова стал результатом многолетних исследований и содержит множество ценной информации о жизни Церкви в эмиграции: административные вопросы, отношения с московскими церковными властями и другими церковными структурами, взгляды представителей иерархии, богословские дискуссии, внутрицерковные конфликты, миссионерская деятельность и канонизации, – всему этому нашлось место в учебном пособии, структурированном по периодам служения пяти митрополитов РЗЦ: владыки Антония (Храповицкого), владыки Анастасия (Грибановского), владыки Филарета (Вознесенского), владыки Виталия (Устинова) и владыки Лавра (Шкурле).
Кому будет особенно интересна эта книга?
- Тем, кто изучает церковную историю в рамках магистерской программы «Церковная история советского периода»
- Всем, кто хочет составить цельную картину жизни Русской Зарубежной Церкви до начала XXI века.