Найти в Дзене
Авто и точка

Просто купить не получится, только заслужить. Почему микроавтобусы, "Чайки" и "УАЗы" не продавали в Союзе обычным людям?

В Советском Союзе простой гражданин мог позволить себе не каждый автомобиль. Не только потому, что они дорого стоили, но и не все машины продавали частным лицам. Об иномарке можно было только мечтать и довольствоваться малым. В Советском Союзе частного предпринимательства не было, от слова совсем. Автобусы и грузовики считались коммерческими автомобилями, впрочем как и сейчас, поэтому для личного пользования их не продавали. Небольшие фургоны, которые выпускали на базе Москвичей, также были под запретом. Многие люди выращивали овощи и продавали их на рынках, некоторые занимались ремонтами квартир и очень хотели иметь у себя в арсенале такую вместительную машину. Но, увы, нет. Эти виды деятельности, хоть и были распространены довольно широко, все же формально считались незаконными. Универсалы же продавали, но они были дефицитными. Те, кто имел такой автомобиль, использовали его как фургон. Отцы больших семей частенько засматривались на микроавтобусы, но их тоже не продавали даже списанн
Оглавление

В Советском Союзе простой гражданин мог позволить себе не каждый автомобиль. Не только потому, что они дорого стоили, но и не все машины продавали частным лицам. Об иномарке можно было только мечтать и довольствоваться малым.

Нет частному предпринимательству

В Советском Союзе частного предпринимательства не было, от слова совсем. Автобусы и грузовики считались коммерческими автомобилями, впрочем как и сейчас, поэтому для личного пользования их не продавали.

Небольшие фургоны, которые выпускали на базе Москвичей, также были под запретом. Многие люди выращивали овощи и продавали их на рынках, некоторые занимались ремонтами квартир и очень хотели иметь у себя в арсенале такую вместительную машину. Но, увы, нет. Эти виды деятельности, хоть и были распространены довольно широко, все же формально считались незаконными.

Универсалы же продавали, но они были дефицитными. Те, кто имел такой автомобиль, использовали его как фургон.

Отцы больших семей частенько засматривались на микроавтобусы, но их тоже не продавали даже списанными. В 70-е и 80-е некоторые умельцы все же делали многоместные машины из того, что имелось на рынке.

Во времена перестройки автобусы и грузовики с пробегом стали доступны для продажи. Многие стали из покупать, но обслуживать, ремонтировать и хранить было их очень сложно и дорого. Поэтому на улицах и во дворах стало скапливаться много брошенных машин. Некоторые же следили за такими машинами и даже зарабатывали на них, именно благодаря этим людям такие автомобили можно встретить до сих пор.

-2

Нужно заслужить

Чайки ГАЗ-13 и ГАЗ-14 и лимузины ЗИС в личное пользование купить было нельзя. Право ездить на таком автомобиле можно было только заслужить многолетним трудом на административной или партийной должности.

Только Игорю Курчатову - отцу советского атомного проекта, в 1949 году правительство вместе с дачей, городским коттеджем и премией вручило в личное пользование автомобиль ЗИС-110.

Простые граждане только при заключении брака могли покататься в Чайке или ЗИЛ-111, естественно с водителем.

Позднее правительственные машины стали продавать, но содержать их было дорого, ремонтировать было сложно. Многие машины также просто сгнили, но, к счастью, не все.

Проходите мимо

Многие в Советском Союзе мечтали о машинке, которая могла бы проехать где угодно. Ведь многие люди жили там, где дорог хороших ещё не было. А выбор полноприводных машин в Союзе был небольшой, да и не продавали их обычным гражданам.

Ни ГАЗ-69, ни УАЗ-469 купить нельзя новый нельзя. Списанный или подержанный же купить было возможно, но требовалось специальное разрешение.

Естественно многие известные и приближенные к вашим люди могли позволить себе такой автомобиль. Так, например, у писателя Михаила Шолохова были оба этих автомобиля. УАЗ у него был уникальный, с жёсткий крышей, а правая часть ветрового стекла могла сдвигаться. Это было удобно, ведь писатель был заядлым охотником.

-3

Универсалы для избранных

Волга была одним из самых распространенных автомобилей в Союзе. Но ее модификацию ГАЗ-22, которая представляла собой универсал, купить было, увы, нельзя. Из производили не очень долго и владели ими только известные люди, в частности творческие люди. На такой Волге ездили Юрий Никулин, Михаил Шуйдин и Сергей Михалков. Также дела обстоят и с Волгой ГАЗ-24-02.

Эти универсалы можно было купить списанными, но их все же был не так много. На всех желающих, естественно я не хватало. Поэтому некоторые люди просто покупали санитарные списанные автомобили и переделывали их для обычный жизни.

В "генеральском" мундире

Волга ГАЗ-3102 изготавливалась только для служебного пользования, обычным людям купить ее было невозможно. На ней ездили руководители «высшего среднего звена» уровня секретарей райкомов.

На заводе эту машину прозвали "генеральской", а все потому что в разговоре кто-то из начальников министерства произнес фразу: «Вы что хотите, чтобы машина, на которой генералы ездят, работала в такси?».

По слухам на такой Волге ездили космонавты.

А в конце восьмидесятых ГАЗ-3102 пустили в свободную продажу.

-4

Связь с иностранцами

Иномарки новыми вообще нельзя было купить в Союзе. Их с небольшим пробегом привозили в страну знаменитости, деятели культуры.

Обычные граждане все же могли купить такие машины но только через специальный магазин. Там продавали машины с пробегом, а чтобы купить более престижную машину нужно было специальное разрешение. В Москве такие бумаги выдавал Могорисполком. Проще было купить было списанную иномарку, которая раньше служила на госпредприятии.

К тому же машин иностранного производства было немного. В основном это были Skoda, они были так называемыми "санитарками" и ездили по разным городам Союза.

Позднее сильно подержанные иномарки стали продавать частным лицам, но уже в основном с отечественными агрегатами. Некоторые дожили до наших времен.

Да конечно, выбор в Союзе был небольшой, не то, что сейчас. Многим хотелось что-то лучше, но, увы, нельзя. Но где наша не пропадала?

Подписывайтесь, это поможет в развитии канала. Ну и не забывайте ставить лайки.

Читайте также: