Найти в Дзене

"Школьник" Н.А. Некрасова. Анализ

Из истории создания этого стихотворения надо отметить год – 1856 – это год вступления на престол Александра 2, которому суждено будет стать Освободителем и не только положить конец неудачной Крымской войне 1853-1856, но и отменить крепостное право. Но на момент создания стихотворения реальность печальна – Крымская война только что окончена, Россия много потеряла в этой войне. Многие, очень многие крестьянские дети осиротели из-за этой бойни со слабой Турцией, которую поддержали западные страны, чтобы не дать торжествовать России. Страна обескровлена в результате политики вмешательства Англии и Франции, которой способствовали прозападные министры России. Стихотворение открывается печальной картиной: это подчеркивается эпитетом «невеселая дорога» и портретом мальчугана, которого подсадил к себе лирический герой. — Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок! Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многи

Из истории создания этого стихотворения надо отметить год – 1856 – это год вступления на престол Александра 2, которому суждено будет стать Освободителем и не только положить конец неудачной Крымской войне 1853-1856, но и отменить крепостное право.

Но на момент создания стихотворения реальность печальна – Крымская война только что окончена, Россия много потеряла в этой войне.

Многие, очень многие крестьянские дети осиротели из-за этой бойни со слабой Турцией, которую поддержали западные страны, чтобы не дать торжествовать России. Страна обескровлена в результате политики вмешательства Англии и Франции, которой способствовали прозападные министры России.

Стихотворение открывается печальной картиной: это подчеркивается эпитетом «невеселая дорога» и портретом мальчугана, которого подсадил к себе лирический герой.

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Автор считает, что надо, не стыдясь бедности, верить в свой «славный путь». И после этого момента стихотворение поменяет свою интонацию, становясь все более радостным и торжественным, от четверостишия к четверостишию.

Ведь есть и те семьи, которые, несмотря на всю свою бедность, хотят помочь своему ребенку выучиться и выбиться в люди. Это и вселяет надежду в автора.

Для Некрасова характерен мотив родительской любви. Он уделяет этому внимание и в своем стихотворении «Крестьянские дети», и в стихотворении «Соловьи», в которых тоже останавливается на эпизодах горячей любви крестьян к своим детям. В стихотворении «Школьник» тоже звучит этот мотив. Лирический герой догадывается, что именно помощи любящих, добрых взрослых ребенок обязан тем, что ему открывается возможность учиться в школе. Для бедного будущего школьника это очень важно, чтобы получить профессию и тем самым избежать нищеты, в которой погрязла его несчастная семья.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Автор специально перечисляет разные варианты, какова может быть предыстория ребенка. Это нужно для того, что сделать образ мальчика собирательным. Речь ведь не только о конкретном мальчике, но обо всех крестьянских детях из бедных семей, которым так трудно пробиться к обучению.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Автор многократно обращает к ребенку свое ободряющее слово. Во втором четверостишии - Не стыдися! В пятом: Не робей, не пропадешь!

Также в качестве ободряющего примера в шестом четверостишии Некрасов расскажет будущему учащемуся про Михаила Ломоносова, который тоже когда-то был простым крестьянином, но, несмотря на огромные препятствия и трудности, все преодолел и стал великим и уважаемым ученым:

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

И наконец, в последних трех четверостишиях автор переходит к обращению ко всей стране, а не только к мальчику, который едет рядом с ним:

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Именно в этих последних четверостишиях пафос стихотворения становится наиболее торжественным. Финальная интонация наполнена верой не только в этого мальчика и его будущее, но и верой в будущее всей страны. Пока есть в народе сильные личности, которые не боятся все преодолеть и выжить, выбиться в люди, сохранив при этом свое сердце, душу, доброту, то наша Родина еще не погибла.

Основная тема стихотворения – крестьянские дети школьного возраста.

Основная проблема произведения – трудные, почти недоступные условия обучения для крестьянских детей. Приходится преодолевать эти трудности почти нечеловеческими усилиями – необходимо побороть нестерпимый стыд и осмелиться заявиться в школу, будучи грязным, оборванным и босоногим. Не каждый на такое способен, здесь нужна настоящая сила личности.

Поняв и прочувствовав это, лирический герой не может равнодушно проехать мимо и стремится всячески помочь мальчику и поддержать его.

Основная идея стихотворения – «родная Русь» все переживет и все выстоит, пока не перевелись еще люди, сохранившие силу духа и доброе сердце.