Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

«Я ее не убивал!»: мужчина безвинно отсидел 13 лет за решеткой, теперь государство требует с него плату за жизнь и еду в тюрьме

Манфред Гендицкий – пенсионер, чье имя теперь ассоциируется с самыми громкими провалами судебной системы Германии. Он провел 13 лет за решеткой за убийство, которого он не совершал. Но вместо извинений и компенсации немецкая система правосудия предъявила ему счет. За что? За «проживание и питание» в тюрьме. Сумма – 100 тысяч евро. KP.RU разбирался, как такое стало возможно. Все началось тихим утром 2008-го в крошечном городке Роттах-Эггерн. В своей ванной была найдена мертвой пенсионерка Лизелотта Кортюм. На первый взгляд – несчастный случай: пожилая женщина недавно вернулась из больницы и потеряла сознание. Однако баварская прокуратура решила иначе: убийство. Под подозрение попал управдом Манфред Гендицкий, который присматривал за пенсионеркой - выполнял ее мелкие поручения и делал для нее покупки. Следствие решило: Гендицкий специально завоевал доверие женщины, а затем убил ее, чтобы скрыть кражу денег из квартиры. Якобы он похитил средства, когда Кортюм лежала в больнице, и потратил
Оглавление
   Манфред Гендицкий провел 13 лет за решеткой за убийство, которого не совершал. GLOBAL LOOK PRESS
Манфред Гендицкий провел 13 лет за решеткой за убийство, которого не совершал. GLOBAL LOOK PRESS

Манфред Гендицкий – пенсионер, чье имя теперь ассоциируется с самыми громкими провалами судебной системы Германии. Он провел 13 лет за решеткой за убийство, которого он не совершал. Но вместо извинений и компенсации немецкая система правосудия предъявила ему счет. За что? За «проживание и питание» в тюрьме. Сумма – 100 тысяч евро. KP.RU разбирался, как такое стало возможно.

УБИЙСТВО В ВАННОЙ

Все началось тихим утром 2008-го в крошечном городке Роттах-Эггерн. В своей ванной была найдена мертвой пенсионерка Лизелотта Кортюм. На первый взгляд – несчастный случай: пожилая женщина недавно вернулась из больницы и потеряла сознание. Однако баварская прокуратура решила иначе: убийство. Под подозрение попал управдом Манфред Гендицкий, который присматривал за пенсионеркой - выполнял ее мелкие поручения и делал для нее покупки.

Следствие решило: Гендицкий специально завоевал доверие женщины, а затем убил ее, чтобы скрыть кражу денег из квартиры. Якобы он похитил средства, когда Кортюм лежала в больнице, и потратил их, чтобы погасить собственный кредит. Правоохранители выдвинули версию: управдом ударил пенсионерку по голове тупым предметом, а затем утопил ее.

Немецкие СМИ подхватили сенсацию, окрестив дело «Убийством в ванной». Гендицкого судили в Мюнхене и приговорили к пожизненному заключению - несмотря на то, что обвинения трещали по швам с самого начала. Предположение о похищенных деньгах не подтвердилось, поэтому следователи подтянули новый вариант. Дескать, мужчина поссорился с Лизелоттой, поэтому и расправился с ней.

Лишь спустя 11 лет спустя цифровой прогресс позволил провести в Штутгартском университете компьютерное моделирование, которое доказало – смерть Кортюм действительно стала результатом несчастного случая. Женщина потеряла равновесие и сама упала в ванну.

Несмотря на все аргументы защиты, низшие инстанции оставались глухи к новым доказательствам. Но заступники Гендицкого не сдались и дошли до Высшего земельного суда Мюнхена, который все же встал на сторону Манфреда. После 13 лет, 23 недель и 6 дней заключения он, наконец, оказался на свободе.

ПЛАТИТЕ СТО ТЫСЯЧ ЕВРО

Для Гендицкого эти годы стали адом: он не только потерял свободу, но и пропустил взросление троих детей. В момент освобождения ему исполнилось 63 года.

Казалось бы, после оправдания государство должно было компенсировать немцу все моральные и материальные потери. Ему, действительно, выплатили 368 700 евро за 4 916 дней, проведенных за решеткой. Это соответствует стандартной ставке для жертв системы правосудия, установленной немецким законодательством: 75 евро в день. Однако этого было явно недостаточно, и Гендицкий подал иск, потребовав дополнительные 750 тысяч евро – сумму, которая, по его мнению, соответствовала тяжести пережитого.

   Гендицкий с супругой Майрой, которая 13 лет ждала освобождения мужа. GLOBAL LOOK PRESS
Гендицкий с супругой Майрой, которая 13 лет ждала освобождения мужа. GLOBAL LOOK PRESS

Но тут система вновь показала зубы и ответила встречным иском. Логика была простой: Гендицкий «сэкономил» более 50 тысяч евро на проживании и питании в тюрьме и вдобавок заработал около 49 тысяч за работу в исправительной мастерской. Теперь государство требует вернуть эти деньги.

ПЛАТИТЕ ЗА ШКОНКУ

Вы удивитесь, но в Германии заключенные - если только они не полные бедняки - действительно сами должны оплачивать тюремные расходы. Манфред вроде как разбогател, получив компенсацию, вот и схлопотал встречный иск.

Размер взноса ежегодно корректирует Минюст. В этом году за проживание в трехместной камере немецкой тюрьмы надо было платить 66 евро в месяц. Жизнь вдвоем обойдется заключенному уже в 120 евро, а индивидуальное размещение – в 225. Завтраки стоят 60 евро в месяц, обед и ужин – по 114 евро.

Эти деньги узники зарабатывают в исправительных мастерских, а государство тем самым напоминает: тюрьма – не курорт с бесплатной крышей над головой и питанием. Правило распространяется на всех, включая ложно осужденных. Уже много лет немецкие правозащитники пытаются добиться реформы правосудия, но остаются не услышанными.

Автор: Максим ПЛОТНИКОВ