Найти в Дзене

«Звуковой эликсир». История и разбор альбома «Sound Elixir» 1983 года группы Nazareth.

Популярность шотландской рок-группы Nazareth всегда была мерой нестабильной. Она колебалась от безумной эйфории и ажиотажа до умеренного и снисходительного одобрения со стороны меломанов и музыкальных критиков. Всплески и волны были совершенно разными, но проходили сквозь десятилетия, начиная с основ формирования музыкального коллектива в 1968 году и по настоящее время.

Казалось, что в начале 1980-х годов внимание публики к Nazareth ушло и угасло. На дворе была новая эпоха поколения американского музыкального канала «MTV» («MTV Music Television») и расцвет жанров новой волны, синтипопа, хеви-метала, а суперзвёздами стали поп-исполнители Майкл Джексон (Michael Jackson), Мадонна (Madonna) и Принс (Prince). Классический рок переживал не лучшие свои времена.

Однако, с позиции дня сегодняшнего, альбомы, выпущенные в первой половине 1980-х годов, воспринимаются совершенно по-иному, а музыка группы Nazareth, которая в ту эпоху вызвала недоумение, выглядит достойным ответом индустрии.

В июле 1980 года рок-коллектив Nazareth был расширен до секстета. Ключевые участники: вокалист Дэн МакКаферти (Dan McCafferty), гитарист Мэнни Чарлтон (Manny Charlton), бас-гитарист Пит Эгнью (Pete Agnew) и барабанщик Дэррел Свит (Darrell Sweet) приглашают в группу в качестве второго гитариста шотландского мультиинструменталиста Билли Рэнкина (Billy Rankin) и американского пианиста и автора песен Джона Тильдена Локка (John Locke), который играл в группе «Spirit».

Секстет Nazareth. 1981 год.
Секстет Nazareth. 1981 год.

Приход новичков в музыкальный коллектив отразился на звучании. Саунд группы приобрел новые тембры и оттенки, созданные на цифровых синтезаторах.

В составе секстета Nazareth отправляется в масштабный мировой концертный тур, который стартует 23 ноября 1980 года в городе Престон, Англия.

Именно в данном составе коллектив выступит 23 мая 1981 года в рамках североамериканской части тура «The Fool Circle» в спортивном комплексе «Пасифик Колизиум» города Ванкувера, Канада («Pacific Coliseum», Vancouver, BC, Canada). Запись выйдет на успешном двойном концертном альбоме «'Snaz» (выпущен 8 сентября 1981 года, номер по каталогу NEMS – NELD 102), который позже войдет в список «500 величайших рок- и метал- альбомов всех времен» («The 500 Greatest Rock & Metal Albums of All Time») по версии журнала «Rock Hard».

В январе 1982 года Nazareth записывают успешный и популярный альбома «2XS» (выпущен 1 июня 1982 года, номер по каталогу NEMS International – NIN 001).

В феврале 1983 года у Nazareth подходил к завершению многолетний контакт с американский лейблом «A&M Records», который был подписан музыкантами еще в начале 1971 года, накануне выпуска дебютного альбома «Nazareth» (выпущен 12 ноября 1971 года, номер по каталогу Pegasus – PEG 10).

«A&M Records» издавала альбомы музыкального коллектива для рынка США и Канады. Для Nazareth возникла вероятность потери значимого сегмента распространения своей музыки для Северной Америки, как следствие падение уровня интереса и популярности к творчеству шотландцев.

Проблема усугубилась откровенным конфликтом менеджера группы Nazareth Джима Уайта (Jim White) с руководством американского лейбла, так как он хотел «выбить» для себя и музыкантов больше финансовых отчислений от продаж пластинок коллектива в США. В итоге лейбл «A&M Records» просто отказал в продлении контракта, а музыканты не знали, что им делать дальше.

Инициативу берет на себя Джим Уайт и принуждает всех участников ансамбля подписать несколько обременительный контракт с другим лейблом «MCA Records», фактически в разрез интересам продаж других альбомов Nazareth, выпущенных ранее «A&M Records».

Юридические волокиты, нервозность и неопределённость сказывается на взаимоотношения в коллективе. Начинаются конфликты между «ядром» группы «МакКаферти – Чарлтон – Эгнью – Свит» и «новичками» «Рэнкин – Локк».

Клавишник Джон Локк отказывается поставить свою подпись под новым контрактом с «MCA Records» и принимает решение покинуть Nazareth. Свое решение музыкант озвучивает в разгаре концертного тура «2XS Tour». В декабре 1982 года он завершает гастроли по США и Канаде, а в феврале 1983 года коллектив уже в составе квинтета дает первое шоу в родной Шотландии.

Ссылаясь на условия нового контракта, руководство лейбла «MCA Records» незамедлительно потребовала от группы студийный альбом, который они планировали выпустить не только для рынка США и Канады, но и на этикетке звукозаписывающей компании «Phonogram» (подразделение лейбла «Vertigo») в Европе, стараясь извлечь максимальную выгоду из успеха композиции «Dream On» (сингл «Dream On» / «Juicy Lucy» выпущен в Великобритании 15 июня 1983 года, номер по каталогу NEMS International – NIS 103).

Делаем паузу и слушаем песню «Dream On» с альбома «2XS»:

В конце 1982 года барабанщик Дэррел Свит навещает гитариста Билли Рэнкина в его новом особняке на окраине исторического города Данфермлина, Шотландия. Музыканты начинают музицировать и совместно записывают демонстрационные записи песен «Where Are You Now» и «Rags To Riches». Спустя время к дуэту присоединяются Мэнни Чарлтон и Дэн МакКаферти. Совместными усилиями они завершают основные песни, и в том числе композиции «Backroom Boys», «Blue Skies», «Let Me See The Light».

Когда основный материал будущего альбома был написан, то в феврале 1983 года менеджерская группа лейбла «MCA Records» арендует студию «Little Mountain Sound Studios», расположенную в центре города Ванкувера, провинция Британская Колумбия, Канада, для полноценных сессий звукозаписи.

Основная работа по записи и микшированию песен проходили с 22 февраля по 6 апреля 1983 года, но постоянно прерывалась, так как музыканты каждый раз по итогам ежедневной работы наведывались в местные пабы, где пробовали местные пейл-эли, пиво и другие горячительные напитки. Именно по результатам похода в бары и рестораны пришло название будущего альбома - «Sound Elixir». Оно обозначает исцеление музыкой, особенно на следующий день после похмелья.

Варианты изданий альбома «Sound Elixir» 1983 года группы Nazareth.
Варианты изданий альбома «Sound Elixir» 1983 года группы Nazareth.

Продюсерами альбома «Sound Elixir» выступили гитарист Мэнни Чарлтон и шотландский звуковой инженер и клавишник Калум Малкольм (Calum Malcolm), который настаивал на «звуке 1980-х», основанном на активном доминировании на записях Nazareth синтезаторов. Современные аранжировки не устраивали остальных музыкантов, прежде всего гитариста Билли Рэнкина (он выступал за «гитарное звучание»), но продюсеры заручились поддержкой руководства лейбла «MCA Records», видевшие в таком «саунде» потенциал коммерческого успеха.

Штатным звуковым техником выступил оператор «Little Mountain Sound Studios» канадец Майк Фрейзер (Mike Fraser), работающий с такими коллективами, как Aerosmith и Led Zeppelin.

За музыкальные сессии февраля – апреля 1983 года Nazareth в общей сложности записали около 15 композиций. Для альбома «Sound Elixir» было отобрано десять номеров. Один трек «On the Run» был помещен на сторону «Б» сингла «Where Are You Now?» (выпущен в июне 1983 года, номер по каталогу Vertigo – 812 544-7).

Песни под названием «S.O.S.» и «Read The Book» были изданы лишь 35 лет спустя в составе обширной многодисковой компиляции-антологии под названием «Loud & Proud! The Box Set» (выпущен 28 сентября 2018 года, номер по каталогу BMG / Union Square Music – BMGCAT157BOX).

Финальное сведение осуществлялось на родине музыкантов в шотландской студии «Castle Sound Studios», расположенной в средневековом замке деревни Пенкейтленд, историческая область Восточный Лотиан.

Когда альбом был записан и предоставлен боссам «MCA Records», то они поручили оформить обложку художнику и графическому дизайнеру Мэтью Кертису (Matthew Curtis). Именно он придумал концепцию и сфотографировал бутылки со «звуковым эликсиром». Причем, одна из них на оборотной стороне конверта зафиксирована в «движении», вынимаемой из ящика с соломой, тем самым намекая на использование, как и слушатель поступает с пластинкой, помещенной в пакет.

Обложка альбома «Sound Elixir». 1983 год. Автор Мэтью Кертис.
Обложка альбома «Sound Elixir». 1983 год. Автор Мэтью Кертис.

К сожалению, представители «MCA Records» не увидели особых перспектив в записанном материале. Альбом был издан только в США, Канаде и ряде европейских стран, включая Италию, Францию, Грецию, Нидерланды, Португалию, Германию, Югославию. Диск успешно тиражировался и продавался в Японии, Бразилии, Венесуэле и даже на Филиппинах. Однако в Шотландии, Англии, Ирландии релиз альбома был остановлен.

Утратив интерес к группе, лейбл отказался от рекламы и раскрутки альбома. Музыканты сильно переживали из-за сложившейся ситуации, но больше всех гитарист Билли Рэнкин, который возложив вину на Мэнни Чарлтона, вырезавший его гитарные партии, из-за отсутствия которых альбом звучал, как подражание синти-поп группам Duran Duran, Culture Club и певцам Роберту Палмеру (Robert Palmer), Брайану Адамсу (Bryan Adams), а не хард-рок произведение.

Не найдя поддержки у других участников Nazareth Билли Рэнкин принимает тяжелое решение и покидает коллектив. Он подписывает собственный контракт с бывший лейблом группы «A&M Records» и начинает собственную сольную карьеру.

Музыкальный коллектив возвращается к «классическому» составу, снова становится квартетом, как было в период с декабря 1968 по сентябрь 1978 годов.

Альбом «Sound Elixir» выпущен 30 июня 1983 года на лейбле «Vertigo Records». Диск достиг позиции № 52 в хит-параде Германии и № 8 Норвегии.

Трек-лист альбома «Sound Elixir»:

01. «All Nite Radio» - 4:08

02. «Milk And Honey» - 4:08

03. «Whippin' Boy» - 4:45

04. «Rain On The Window» - 4:23

05. «Backroom Boys» - 3:23

06. «Why Don't You Read The Book?» - 3:45

07. «I Ran» - 4:31

08. «Rags To Riches» - 3:27

09. «Local Still» - 3:32

10. «Where Are You Now?» - 4:05

Дополнительные композиции на ряде переизданий альбома на CD:

11. «On the Run» [B-side from single «Where Are You Now?»] - 3:23

12. «Where Are You Now?» [Alternate take] - 4:32

13. «Milk and Honey» [Alternate edit] - 4:20

14. «Whippin' Boy» [Extended version] - 5:16

15. «All Nite Radio» [Radio edit] - 3:11

Продолжительность альбома 40 минут 3 секунды, а с дополнительным материалом 60 минут 45 секунд.

Все композиции написаны Питом Эгнью, Мэнни Чарлтоном, Дэном МакКаферти, Дэррелом Свитом и Билли Рэнкином.

Состав группы Nazareth и других музыкантов, указанных в реквизитах альбома «Sound Elixir»:

  • Дэн МакКаферти (Dan McCafferty): основной вокал;
  • Мэнни Чарлтон (Manny Charlton): гитары;
  • Билли Рэнкин (Billy Rankin): гитары, клавишные инструменты и дополнительный вокал;
  • Пит Эгнью (Pete Agnew): бас-гитара и вспомогательный вокал;
  • Дэррел Энтони Свит (Darrell Sweet): перкуссия и ударные инструменты;
  • Калум Малкольм (Calum Malcolm): звуковой инженер, клавишные;
  • Майк Фрейзер (Mike Fraser): ассистент звукоинженера;
  • Артур Уорд (Arthur Ward): художественный руководитель;
  • Мэтью Кертис (Matthew Curtis): фотографии и графический дизайн.

Итоги прослушивания.

Основная мелодия заглавного трека «All Nite Radio» альбома «Sound Elixir» была написана гитаристом Билли Рэнкином во время сессий записи на студии «Little Mountain Sound Studios». Во время отдыха за игрой в автомат для пинбола он невзначай напел мелодию, которая понравилась Питу Эгнью. Изначально баг-гитарист подумал, что это песня рок-певца Пола Роджерса (Paul Rodgers) из супергруппы Bad Company. Когда он понял, что это оригинальный материал, то предложил доработать композицию и написать новый текст про парня, который не может «спать, есть, заниматься любовью, так как постоянно слушает радио».

Черновик текста песни «All Nite Radio» написанный Билли Рэнкином с правками Пита Эгнью.
Черновик текста песни «All Nite Radio» написанный Билли Рэнкином с правками Пита Эгнью.

Вернувшись в студийную кабину Пит Эгнью сочинил оригинальную басовую партию для композиции. Постепенно структура песни была полностью переработана другими музыкантами Nazareth. От оригинальной мелодии Билли Рэнкина остался лишь куплет. В качестве звукового эффекта инженер Майк Фрейзер записал гул и стук работающего автомата для пинбола, сделал петли, а во время микширования «встроил» в ритм трека.

Песня «All Nite Radio» сразу настраивает слушателя на новое звучание Nazareth, которое было задано на предыдущем альбоме коллектива «2XS».

Несмотря на доминирование синтезатора и звуковых петель автомата для пинбола, в композиции хорошо прописаны гитары. Прежде всего заметна работа Пита Эгнью на басу, Билли Рэнкина на электрогитаре и Мэнни Чарлтона акустической гитаре.

Вокал Дэна МакКаферти звучит несколько отстранено, в одном диапазоне, не позволяя раскрыть весь его потенциал, но этого требует концепция и структура «All Nite Radio». Несколько смущают электронные барабанные установки Дэррела Свита, которые создают характерный саунд начала 1980-х годов. Задорно!

В ряде изданий альбома «Sound Elixir» на компакт-дисках можно найти дополнительный трек в виде отредактированной версии композиции «All Nite Radio» для радиостанций.

Слушаем альбомную версию:

Один из главных треков альбома «Sound Elixir» - композиция под названием «Milk And Honey», которая была написана во время основных рабочих сессий звукозаписи в марте 1983 года. Главными авторами выступили вокалист Дэн МакКаферти и гитарист Мэнни Чарлтон, который изначально видел песню не в качестве рок-баллады, а как некоторый популярный хит с современным звуком и аранжировкой. Наибольший вклад в создание и оформление песни внес сопродюсер и клавишник Калум Малкольм.

В песне «Milk And Honey» присутствует доминирование синтезированных звуков и вставок клавишных с эффектом-задержкой («delay»). Интересные партии электрогитар, звук которых пропущен через множественные эквалайзеры, выстроена в балансе средних и высоких частот. Все это инструментальное многообразие накладывается на чёткий бит ударных.

Все звучит несколько прилизано и стерильно, включая монотонный вокал Дэна МакКаферти, который создает холодную атмосферу и некую напряженность. Воспринимается песня хорошо, но к классическому «тяжелому» звучанию группы имеет отдаленное отношение.

В некоторых цифровых версиях альбома на CD присутствует удлиненный на двенадцать секунд альтернативный микс песни «Milk And Honey», содержащий дополнительные эффекты и поздний финал.

Слушаем оригинальную версию композиции «Milk And Honey»:

Наконец-то гитарный рок!

Основная часть песни «Whippin' Boy» была написана гитаристом Билли Рэнкиным с помощью барабанщика Дэррела Свита. Группе необходим был хит будущего альбома. Музыканты переслушали популярные композиции начала 1980-х годов в Великобритании. Подражая популярным и раскрученным исполнителям, Билли Рэнкин написал основной мотив «Whippin' Boy». В январе 1982 года он записал в домашних условиях своего особняка в городе Данфермлин демонстрационную запись, которую и включил ударнику группы.

В феврале 1982 года дуэт «Рэнкин – Свит» записывает на четырехдорожечный магнитофон полноценную запись с использованием драм-машины («drum-machine»).

После демонстрации указанной записи другим участникам коллектива, Nazareth моментально решают использовать песню для будущего альбома, осознавая заложенный потенциал.

Ассистент инженер Майк Фрейзер готовит два микса песни. Сокращенный вариант включается в состав пластинки, а удлиненный на тридцать секунд, где присутствуют дополнительные гитарные вставки, - готовится для выпуска на двенадцатидюймовом сингле. Планировались также изготовить танцевальные ремиксы, которые хотели добавить в расширенную версию внеальбомного релиза. Руководство лейбла «MCA Records» накладывает вето на коммерческий выпуск. Тираж сингла не подписывается в печать. Подготовленный расширенный вариант песни «Whippin' Boy» официально выйдет только двадцать лет спустя в переиздании альбома «Sound Elixir» на CD. Политика менеджеров американской компании для музыкантов останется непонятой.

У трека «Whippin' Boy» интересно построена структура композиции. Прежде всего у неё практически отсутствует припев. Песня начинается с гитарного риффа Билли Рэнкина исполненного в тональности «ля мажор». После следуют аккорды от «соль мажор» до «ре мажор». Ударные инструменты Дэррела Свита записаны естественно, с применением аналогового подхода для записи, как в середине 1970-х годов. Дэн МакКаферти выкладывается при исполнении композиции на максимум. Его вокал звучит мощно, энергично и эмоционально.

С позиции сегодняшнего дня песню «Whippin' Boy» можно смело отнести к классическому наследию Nazareth. Она демонстрирует высокий потенциал группы и недооценённость данной работы в момент выхода.

Слушаем:

Лиричная композиция «Rain On The Window» идет в разрез грубоватой «Whippin' Boy». Песня родилась в ходе основной работы над альбомом «Sound Elixir» в начале 1983 года. Основная идея и мелодия принадлежала гитаристу Мэнни Чарлтону, остальные участники дообработали структуру, а басист Пит Эгнью написал текст. Осенняя лирика про «дождик за окном» отлично вписалась в мелодичную часть.

Аранжировка «Rain On The Window» умышлено построенная на звуке «новой волны». Местами песня напоминает записи The Police, The Cars или The Jam. Бит ударной установки гармонирует с «всплывающими» вставками синтезатора и клавишных инструментов.

На третьей минуте интересная партия акустической гитары Мэнни Чарлтона, которая несколько выделяется своей естественностью на общем фоне электронного саунда.

Слушаем:

Спортивный гимн «Backroom Boys» был написан в конце 1982 года барабанщиком Дэррелом Свитом и гитаристом Билли Рэнкином, во время сессии в особняке последнего. Песня была еще одной попыткой молодого гитариста Nazareth написать динамичный и современный хит, что-то в духе гаражного рока группы Crazy Horse, совмещённого с мейнстримовым саундом Tears For Fears.

Танцевальный ритм с выведенными на передний план ударными инструментами моментально заставляет слушателя удивиться измененному звучанию Nazareth. По после вступления основной вокальной партии Дэна МакКаферти сомнения развеиваются. Здесь есть все элементы классического трека группы с легким «налётом» электронной музыки техно-попа.

Удивительно, что несмотря на смешение жанров в аранжировке, «Backroom Boys» звучит как традиционный шотландский мотив. Игривое звучание аккордов сочетаются с ритмом барабанов, а синтезаторное оформление больше напоминает звучание волынок. Красиво!

Слушаем:

Песня «Why Don't You Read The Book?» еще один совместный продукт данфермлинских сессий молодого гитариста и барабанщика. В итоге номер был предложен для студийной записи всеми участниками Nazareth.

Коллектив демонстрирует отличную форму. Именно на «Why Don't You Read The Book?» заметна работа каждого музыканта. Вокальная партия Дэна МакКаферти спета в мощном хриплом тоне, который сделал его голос узнаваемым во всех уголках земного шара. Ритм-секция Дэррела Свита и Пита Эгнью выстраивает основную линии композиции, которую дополняет игра Мэнни Чарлтона и Билли Рэнкина. Последний придумал интересную гитарную партию с металлическим звучанием.

Слушаем:

Тяжелая мантра «I Ran» написана всеми музыкантами. Изначальная джем-сессия переросла в структурированную композицию благодаря стараниями Мэнни Чарлтона, Пита Эгнью и Дэррела Свита. Окончательно композиция оформилась на финальных сессиях апреля 1983 года.

Последовательность мелодии «I Ran» построена на многоголосие. Основной вокал Дэна МакКаферти дополняет пение на заднем плане басиста Пита Эгнью и гитариста Билли Рэнкина.

Изначально выстроенное монотонное повествование на фоне синтетического тона преображается с появлением звонкой гитарной партии. Благодаря этому формируется объемное и плотное звучание, которое больше всего характерно для представителей прогрессивного рока.

Благодаря умелой аранжировке Калума Малкольма песня «I Ran» созвучная сольным работам певца Питера Гейбриэла (Peter Gabriel) и исполнителя Брайана Ино (Brian Eno). Весьма удивительно встреть такой трек на альбоме Nazareth, но все выполнено безупречно и безукоризненно.

Слушаем:

Не устали от разнообразия и симбиозов многожанровой и разноплановой музыки? Если нет, то сюрпризы продолжаются, а впечатления от прослушивая альбома «Sound Elixir» эмоционально-положительно растут. Обо всем по порядку или first things first.

Первая демонстрационная запись песни «Rags To Riches» датируется концом 1982 года. Дуэт «Рэнкин – Свит» снова прибегает к помощи домашнего четырехдорожечного магнитофона. Билли Рэнкин играет и проникновенно поёт. Дэррел Свит программирует ударные инструменты и вторит гитаристу дополнительным вокалом.

Когда песня была предложена остальным участникам Nazareth, то Билли Рэнкин настоял на собственном мнении при записи композиции, взял на себя обязанности лидера коллектива, что привело к разногласиям со основным гитаристом группы Мэнни Чарлтоном.

Когда молодой музыкант отстоял свое мнение, то группа фактические перезаписала демонстрационную запись 1982 года в студийных условиях с вокалом Дэна МакКаферти. Запись «Rags To Riches» 1983 года для альбома «Sound Elixir» была умышлено аранжирована Билли Рэнкиным в популярном в начале 1980-х годах стиле «новой волны британского хеви-метала» («New wave of British heavy metal») с использованием гитарной дуэли с умеренным фузз эффектом («Fuzz»), который дал песни максимальную тяжесть и шумность, но в гибкой форме объемного фонового, слегка подгруженного, саунда.

Благодаря указанным обстоятельствам записи, слушатели получили лучший, энергичный и харизматичный номер на всей пластинке. Именно «Rags To Riches» выводит Nazareth на высокий уровень исполнительского мастерства, а вокал Дэна МакКаферти делает её неповторимой и непревзойденной.

Еще один существенный положительный плюс композиции – текст и стихи. Лирика песни «Из грязи в Князи» отсылает к устойчивой идиоме во всех языках мира, обыгрывая социальное расслоение и финансовый ценз общественной модели поведения.

Восторгаемся:

Традиционный номер «Local Still» был написал в феврале 1983 года Мэнни Чарлтоном и Дэррелом Свитом в Ванкувере, перед началом основных сессий звукозаписи. Билли Рэнкин также проявил талант и умение. Он придумал музыкальный «мост» и гитарный проигрыш.

Оформленная в стиле рокабилли, композицию «Local Still» отличает ведущая басовая линия Пита Эгнью и мощная вокальная подача Дэна МакКаферти, создающий эффект присутствия и нахождения рядом со слушателем. Дэррел Свит играет на ударной установке барабанными щётками («wire brushes»), что придает саунду рассеянное, размытое, изящное и утонченное звучание.

Слушаем:

Финальный альбомный номер «Where are you Now?» наиболее известная и популярная композиция диска «Sound Elixir». Домашняя демонстрационная запись была сделана Билли Рэнкином при участии барабанщика Дэррела Свита в конце 1982 года. Автор песни переживал, каким изменениям подверглась его идея во время основной работы над записью, когда к процессу подключилась продюсерская команда в лице гитариста Мэнни Чарлтона и клавишника Калума Малкольма. Хрупкая гитарная рок-баллада превратилась в фортепианный медленный номер. Гитара вступает лишь в заключительной части композиции, в начале третьей минуты звучания.

Песня фактически исполнена дуэтом Дэна МакКаферти и Билли Рэнкином, который вторит основному вокалисту в припеве. В треке изящная партия на бас-гитаре Пита Эгнью, который приложил максимальное усилие для формирования основного фона «Where are you Now?».

Композиция быстро нашла своего слушателя. Nazareth включили её в концертный репертуар. «Where are you Now?» была издана отдельным синглом и получила массовую ротацию на радиостанциях США и Канады. Особый интерес песня обрела в странах Латинской Америки. Она была выпущена отдельным релизом в Бразилии и Гватемале.

Для поддержки альбома «Sound Elixir» и сингла «Where are you Now?» лейбл «MCA Records» предложил снять презентационный видео клип, который планировался для промоушена на канале «MTV». Был подготовлен сценарий, как некая группа (состоящая из музыкантов Nazareth) выступает в качестве певцов на свадьбе на танцевальном вечере бального зала Гамбурга 1940-х годов. После кадры меняются и на группа предстает в образе 1983 года. Также вошли съемки с портовых улиц немецкого города. Клип задумывался, как продолжение видео на хит Nazareth 1982 года «Dream On».

Смотрим видеоклип на песню «Where are you Now?», который никогда не восстанавливался и официально не издавался:

После выпуска сингла в Германии и попадания в национальные хит-парады, Nazareth пригласили выступить по немецкому телевидению в программе «Vorsicht Musik!». Трансляция состоялась 10 августа 1983 года. Смотрим фрагмент выступления:

Несмотря на популярность песни «Where are you Now?», сложившиеся положение вещей не устраивало молодого гитариста. После того, как Билли Рэнкин покинул Nazareth и начал сольную карьеру, он вернулся к оригинальному замыслу, который оформился еще на ранней демонстрационной записи.

В 1984 году он переработал «Where are you Now?». Тяжелая и гитарная версия представлена на сольном альбоме «Growin' Up Too Fast» (выпущен в начале 1984 года, номер по каталогу A&M Records – AMLH 64977).

Слушаем авторскую подачу «Where are you Now?» от Билли Рэнкина:

Итак, завершаем знакомство с основной частью альбома «Sound Elixir». Слушаем финальный номер диска:

В переизданиях альбома «Sound Elixir» на CD в качестве дополнительного трека добавляется песня с сессий февраля – апреля 1983 года под названием «On the Run».

Песня вышла исключительно в качестве стороны «Б» сингла «Where Are You Now?» в ряде европейских стран, включая Германию, Францию и Нидерланды. В США и Великобритании трек оставался неизданным до переиздания альбома «Sound Elixir» в формате компакт-диска.

На удивление, песня «On the Run» оказалась отличной. Это ритмичный гитарный номер с изящными партиями Мэнни Чарлтона и Билли Рэнкина. Ритм-секция работает мощно, уверенно, чётко. Вокал Дэна МакКаферти с приятным хриплым тембром наполнен восхитительными эмоциями и переживаниями.

Слушаем:

Послесловие и итог.

Альбом «Sound Elixir» группы Nazareth, выпущенный в 1983 году, стал значимой вехой в карьере и истории музыкального коллектива. Он оказался последним альбомом, записанным в составе квинтета, объединяющий «ядро» рок-группы и гитариста Билли Рэнкина, который вложил много сил и творческого запала в данный релиз.

Диск демонстрирует эволюцию звучания Nazareth с креном в сторону популярных направлений от синти-попа до новой волны британского хеви-метала, что связано с изменением в музыкальной индустрии начала 1980-х годов.

Поиск нового звучания подтолкнул музыкантов Nazareth порой к радикальным экспериментам. Коллектив старался адаптироваться к меняющимся музыкальным трендам и быть востребованным у слушателей и аудитории. В случае заинтересованности лейбла «MCA Records» и должной раскрутке с надлежащей рекламой и выпуском подходящих синглов, в том числе на территории Великобритании, альбом «Sound Elixir» получил бы достойное и заслуженное внимание. Увы, этого не произошло.

С позиции сегодняшнего дня, из-за упадка музыкальной индустрии и кризиса идей, идет переоценка наследия музыкальных исполнителей и коллективов, которые были, порой искусственно, задвинуты на второй план. На настоящий момент можно утверждать, что диск «Sound Elixir» заслужено получает одобрение критиков и поклонников. Альбом демонстрирует идеальный баланс между коммерческим успехов и творческим самовыражением, что делает его значимым вкладом в музыкальную культуру и наследие рок-движения по всему миру.

По сведениям интернет ресурса Discogs насчитывается 55 вариантов издания альбома «Sound Elixir» 1983 года группы Nazareth.

1. Nazareth: «Sound Elixir». Limited Edition EU 2019 Remastered Gatefold 180-gram Peach LP. Salvo - SALVO401LP.

Европейское переиздание альбома «Sound Elixir» на цветной виниловой массе (цвета «спелого персика»), выпущенное английским лейблом «Salvo», структурным подразделением крупного холдинга «Union Square Music», специализирующимся на выпусках качественных релизов для коллекционеров пластинок и аудиофилов.

Это второй официальный релиз альбома на территории Великобритании на виниловой пластинке. Первый был выпущен в 2014 году на виниловой массе чёрного цвета.

За основу для издания 2019 года взят ремастеринг 2011 года немецкой компании «BMG Company», который издавался на релизах 2010-х годов, включая CD.

Процесс финального мастеринга и изготовления матрицы для винилового тиража проводился под контролем специального подразделения компании «Union Square Music Ltd.», занимающегося наследием группы Nazareth и выпуском их музыкальной продукции.

Аннотацию к переизданию альбома написал британский музыкальный критик Джоэл Макайвер (Joel McIver).

Звук виниловой пластинки «нежно персикового» отлива получился мягкий, ровный, тихий. Инструменты и вокал прописан отлично. Басовые партии и низкие частоты заметны, но не доминируют, создавая фон для остальной музыкальной палитры. Слушается издание хорошо, но главное его достоинство отсутствие цифровой компрессии, которая заметна в версиях альбома на компакт-дисках и стриминговых платформах.

Данное роскошное издание альбома «Sound Elixir» отлично восполняет с позиции сегодняшнего дня пробелы в британской дискографии Nazareth. Рекомендуется к приобретению. Неплохая пластинка для коллекции любого меломана и почитателя хорошей и качественной музыки.

2. Nazareth: «Sound Elixir». Japanese Remastered CD release. Air Mail Archive – AIRAC-1277.

Японское издание альбома «Sound Elixir» 2006 года на компакт-диске в серии «Архив Авиапочты» («Air Mail Archive») с уникальным цифровым мастерингом. Издание курировал менеджер токийской компании «CM Punch» Юмие Такей (Yumie Takei).

За тираж CD, изготовление конвертов, буклетов и другой бумажной продукции отвечала компания «Ichikudo Printing Co., Ltd.».

Издание выполнено в полной реплике оригинального американского винилового конверта («мини винил»). В точности воспроизведена информация, которая была представлена в 1983 году. Во вложении содержится дополнительный буклет с тестами песен. Сам CD вложен в тканевой антистатический конверт.

Звучание диска превосходит ожидания. Компрессия звука не заметна. Мастеринг плёнок бережно сохранен. Все инструменты прописаны чётко, особенно заметно в тихих и акустических песнях. Бас прописан умерено, естественно, органично. По звучанию данная версия альбома наиболее приближена к виниловому аналоговому звуку. Даже самым привередливым собирателям классического рока на CD такой релиз однозначно придется по вкусу.

3. Nazareth: «Sound Elixir». European Remastered CD release. SalvoSALVOCD048.

Европейский релиз альбома «Sound Elixir», выпущенный лейблом «Salvo» на компакт-диске в 2011 году в обширной серии переизданий музыкального наследия Nazareth «Loud, Proud & Remastered (Nazareth)».

Мастеринг диска аналогичен виниловым изданиям последних лет (см. позиция № 1), но с более узким динамическим диапазоном (DR) между громким и тихим участком аудио сигнала за счёт сжатия при цифровой конвертации.

Альбом звучит громко, местами резко, но в целом приятно и комфортно для слушателя.

В случае если вы решились собрать всю дискографию Nazareth, то рекомендуется приобретать данное издание альбома «Sound Elixir», а также остальные диски серии «Loud, Proud & Remastered (Nazareth)». Весьма достойная коллекция.

4. Nazareth: «Sound Elixir» 30th Anniversary Edition (Nazareth). Russian Remastered Digibook CD release. Eagle Records / CD-Maximum – CDM 0904-2005/d.

Официальный российский релиз от компании «CD-Maximum», матрица для тиража которой подготовлена по эксклюзивной лицензии британского лейбла «Eagle Records».

Издание хорошее, оформлено в виде небольшой книги. Диск вкладывается во вшитый бумажный конверт черного цвета. Несмотря на официальный статус выпуска, при оформлении допущены некоторые вольности. Центральная картинка с бутылками «звукового эликсира» увеличена, а края картинки обрезаны. За счет увеличения изображения качество картинки получилось размытым. Довольно странно, так как остальные диски серии к «тридцатилетию» группы Nazareth от российского лейбла «CD-Maximum» выполнены качественно и подобных изъянов полиграфии не имеют.

Альбом снабжен дополнительными треками, которые вполне уместно вписываются в концепцию диска. CD содержит сингловые версии песен, а также композицию «On the Run».

Звучание диска хорошее, с четкими верхними и ровными низкими частотами. Вокальные партии прописаны по каналам пропорционально, но несколько тише, чем инструментальное сопровождение. Скорее всего, это не вина издателей, а особенности мастеринга.

Диски серии «30th Anniversary Edition (Nazareth)» от российского лейбла «CD-Maximum», несмотря на выпуск в начале 2000-х годов, до сих пор легко можно найти в продаже за весьма разумную цену.

5. Nazareth: «Sound Elixir». 10 х 16-Bit / 44.1 kHz Stereo FLAC. © 1983 Union Square Music Limited, a BMG Company ℗ 1983 Union Square Music Limited, a BMG Company.

HDtracks | You can hear the difference. Listen on the go in master studio quality.
Sound Elixir, Nazareth - Qobuz

Легальный цифровой контент, который можно найти на крупных интернет платформах – площадках продаж музыки, включая Qobuz и HDtracks. Альбом «Sound Elixir» представлен в десяти файлах-контейнерах формата «Hi-Res FLAC» («High-Resolution Free Lossless Audio Codec»), обеспечивающий высококачественное звучание без потерь. Мастеринг аудио формата высокого разрешения выполнен в 2011 году. В настоящее время аналогичные матрицы используется для выпуска на виниле и компакт-дисках (см. позиции №№ 1 и 3).

Звучание файлов несколько свободнее и естественнее, чем версия альбома на компакт-диске. «Цифровой след» явно неслышен.

Альбом «Sound Elixir» на Яндекс.Музыка:

«Музыка — это музыка. И если она была создана с чувством, то не заметить её просто невозможно, сколько бы лет тебе ни было».

Общий итог на 72 балла из 100 возможных.

Дополнительная информация об альбоме «Sound Elixir» 1983 года рок-группы Nazareth:

https://asidor.tripod.com/music/naz/elixir.html

http://billyrankin.com/nazareth-5/

https://www.nazareth.no/naz-studio-albums.html

https://earofnewt.com/2023/11/15/dan-mccafferty-explains-the-story-behind-nazareths-controversial-vancouver-shakedown/