Самолет вертикального взлета и посадки Як-38 в процессе своей эксплуатации проходил массу всевозможных испытаний. Не мог остаться в стороне от подобных работ и Летно-Исследовательский Институт имени М.М. Громова, где эксплуатировались несколько "вертикалок". В середине 80-х годов прошлого века, в рамках исследования возможности расширения условий базирования самолета Як-38, была разработана программа испытаний по базированию СВВП на грунтовых площадках. Для этих испытаний был выделен самолет Як-38 с бортовым номером 15, который прошел необходимые доработки.
Так например на все воздухозаборники подъёмно-маршевого и подъемных двигателей, были изготовлены специальные защитные сетки. Их в процессе испытаний пришлось переделывать несколько раз. Летчиками -испытателями на этой программе были Леонид Лобас и Виктор Заболотский. Также полеты выполнял Валентин Назарян. Сначала самолет с установленными защитными конструкциями был проверен на газовочной площадке, в том числе и с подвешенными макетами вооружения. Затем были выполнены полеты с бетонной ВПП на различных режимах, что позволило быть уверенными в надежной работе силовой установки. Следующим этапом стали полеты именно с грунтовой площадки. Самолет при этом поднимал клубы пыли и снега. Результаты обнадеживали, но и вопросов оставалось весьма не мало.
Параллельно прошли работы по взлету с мобильного трамплина, которые значительно позже, были возрождены на авиасалонах МАКС. С трамплина на публике взлетали самолеты МиГ-21УМ и МиГ-29. В конце программы испытаний на грунте стало понятно, что авиацию ВМФ она не заинтересовала, а ВВС своих Як-38 не имели и не особо хотели их эксплуатировать. Теоретически самолет мог работать с неподготовленных грунтовых площадок, но на практике более перспективным вариантом на тот момент казались автомобильные посадочные площадки, раскладывавшиеся для обеспечения взлетов и посадок Як-38, а также обеспечивавшие большую мобильность. Вскоре самолет использовавшийся в программе, привели в первоначальный облик и он продолжил полеты по различным тематикам ЛИИ. В августе 1991 года он в паре с Як-38У был показан на Дне Авиации над Москва-рекой в Жуковском, В том полете его пилотировал Леонид Лобас, а на спарке был Андрей Синицын. А в 1992 году самолет былл потерян в аварии, когда на тренировке к Мосаэрошоу-92, система автоматического катапультирования сработала при превышении значения крена/тангажа и катапультировала Виктора Заболотского.
Ну а мы со своей стороны будем весьма признательны за уточнения от ветеранов этих полетов.