"Остро отточенный карандаш позволяет изумительно тонко передать конструкцию мира... Сам процесс рисования... - тонкая работа души."
"Души - те же корабли, скользящие сквозь земные пласты."
Петерис Скайсткалнс
В Пскове есть художественная галерея "Дар". Там всегда интересные выставки и прекрасные сотрудницы галереи. С ними интересно пообщаться. Они могут ответить практически на любые вопросы и о художнике, чьи картины представлены, и об особенностях техники.
Я заранее посмотрела, что за день до нашего визита в галерею "Дар" была презентация выставки "Готические мотивы" художника-графика Петериса Скайсткалнса.
Но я уж никак не ожидала, что сразу при входе в галерею художник сам подойдет к нам, представится и начнет рассказывать о картинах, о выставке, о своих идеях и миропонимании.
Петерис похож на свои картины! Черная рубашка и темное кашне, красивая седина, умный прямой взгляд, богатая неспешная речь с чуть заметным акцентом и нездешним ритмом.
Петерис сказал, что он живет на острове. Видя мое удивление, разъяснил, что этот остров - в его душе. И он только иногда покидает его для встречи с нами. Сказал, что стремится к уединению, но все время жить в нем не считает возможным. Люди должны быть с людьми.
Рассказал, что в Псков из Латвии приехал в 1982 году случайно, по приглашению знакомых. Город ему не понравился, собирался вечером же уехать, но... остался. И до сих пор здесь, привык, прикипел. Как-то сумел найти в Пскове нишу для себя как художника, мыслителя, человека...
Петерис сказал, что он против трафаретов и никогда не был в силах руководствоваться чьими-то доктринами и указаниями свыше. Свою независимость он уважает в себе и дорожит ею.
Не писать картины не может. Работает безмерно и неостановимо. И с другими ему легче говорить на языке рисунка, тщательно проработанными линиями. Петерис поделился, что не любит парадные места: там мало подлинного, много наносного. Ему интереснее тишина. Вдруг расслышишь чистые звуки? Еще он сказал, что в детстве жил на хуторе, среди птиц, деревьев, трав и цветов. И думает, что нужно было бы там и остаться, изредка выбираясь в города и к людям.
Удивилась таким личным откровениям. Ведь я - совершенно незнакомый для него человек!
***
Выставка разделена на три части: Таллин, Рига, Германия. В Риге он учился в Академии Художеств, в Таллинне жил три года, по городам Германии когда-то путешествовал.
Картины написаны филигранно, объемно. Срочно хочется туда - внутрь сюжета! Остановись, мгновение, - примерно такое ощущение от каждого полотна. Везде - тайна. И среди архитектурных красот благородной старины - часто какая-то живая душа...
Я долго рассматривала картины, читала названия, авторские тексты к ним. Сразу поняла, что мои попытки фотографировать на камеру телефона будут тщетными из-за бликов. Мои извинения за неумелость!
К святой Маргарите по короткой улочке.
Слышу свои шаги у церкви Святого Петра.
Вечерний Таллинн меняет тихий свет небесный.
Мироздания неоконченное дело.
Метаморфозы рижских крыш.
В старой Риге мир как в детстве светел.
Воскресная тишина в Ведполе. Видземе.
В ногах равнина вод и небо над главою.
Какие бездны времен остались позади.
У церкви Святого глубокопочитаемого Петра.
Святой Петр, продолжение твое в тысячах лиц.
Мы лишь краткий миг среди вечности нетленной.
Весь земной простор лишь песчинка в безбрежном мире Вселенной.
Снова в окружении старинных легенд.
Теплый день у Шведских ворот.
И ходим мы среди веков, словно по пространству исчезнувшего материка.
Кто живет в таком уютном дворике?
Дивные звуки органа согревают сердце.
Город юности моей. Вид с Пардаугавы.
Почти забытый академический дворик.
Плыви, плыви, ладья, куда несет тебя вода.
Фонарь-луна медленно в полночь светит. Рига.
Каменное града рижского откровенье.
Ощущаю, какая стоит тишина на Рейне.
Святых монастырских колоколов слышу содроганье.
Дворик Конвента у Трех братьев.
Дарю цветы для неповторимого Таллинна.
Древняя Рига у ног моих.
Может, мне подняться к церкви Оливисте.
Хочется пить воздух патриархальной Риги.
Воспоминанье мне душу одолело.
Здравствуй, город, сотворенный из времени.
У ног ее лежит прекрасный мир.
Муж написал замечательный отзыв. Выставка его поразила! В книге отзывов , которая оформлена рисунками художника, Петерис просит писать только черной ручкой. Синюю пасту не любит.
***
За окном не просто шел, а прям-таки обрушивался с неба снег.
Петерис подошел ко мне и прочел фрагмент стихотворения:
Идут белые снеги,
Как по листьям скользя...
Жить и жить бы на свете,
Но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
И бессмертья не жду.
Е. Евтушенко
***
Узнав, что мы из Санкт-Петербурга, Петерис сказал, что он там не бывал. Только в Ленинграде, и это было уже давно. В нашем городе, по мнению Петериса, ему, как художнику и мыслителю, места нет. Петербург и так переполнен энергиями других прекрасных творцов.
Но историей нашего города Петерис всегда интересовался, изучал, исследовал. Сказал, что сегодня утром читал Ольгу Берггольц. Спрашиваю: "Не "Запретный дневник" ли?" Петерис улыбается и кивает. Один книжный магазин Пскова прислал ему в подарок эти тома. Так что, по словам Петериса, утром случилось такое предвидение встречи с нами, жителями Петербурга...
Он тяжело переживает блокадные утраты и страдания нашего города. Я рассказала, что живем мы у Парка Победы, где был крематорий во время Великой Отечественной войны. После победы жители города привязывали в этом месте к веточкам деревьев карточки с именами погибших в блокаду родных и близких. Такой знак памяти.
Ольга Берггольц (1910-1975) - поэт, писатель, журналист. Ежедневно выступая на радио со своими стихами, она была голосом блокадного Ленинграда, "блокадной Мадонной".
Петерис проводил нас до двери галереи, сказав, что с разговорами чуть не забыл об этикете. Я поблагодарила художника, что приоткрыл нам двери в свои миры. Тепло попрощались!
Такая вот интересная встреча у нас нежданно-негаданно произошла в Пскове - с художником-графиком, человеком, безусловно, очень образованным и склонным к философии, Петерисом Скайсткалнсом.
***
Уже дома я поискала материалы о биографии художника. Они очень скудные...
Родился в Латвии, в местечке Яунлатгале в 1948 году. Рано стал сиротой. Отец погиб. Мама покончила собой, оставив младенцу письма в будущее. Кто-то из журналистов привел слова Петериса, что он всю жизнь окутан материнскими словами, ее тенью.
Жил с дедушкой на далеком хуторе. В 15 лет поступил в Рижское декоративно-прикладное училище, где изучал художественную обработку кожи. После окончания делал переплеты книг и шкатулки из кожи со вставками из янтаря. Тем и жил.
После армии поступил в Рижскую Академию художеств и закончил ее уже как художник-график.
Петерис Скайсткалнс не является членом Союза Художников. В 70-е годы был обвинен в "несвойственном нашему обществу пессимизме" за картины "Освобождение" и "Одиночество". Долгие годы не имел возможности выставляться. Такая случилась вынужденная художественная изоляция.
В Пскове художник много работал как дизайнер. Оформлял город к памятным датам, рисовал эскизы к буклетам, расписал три этажа одной из школ Пскова...
О "героях" своих картин - храмах, домах, деревьях, птицах, людях - Петерис Скайсткалнс выразился так:
"Я одел их в самую скромную одежду, а не в золото и парчу. Они мне устроили праздник, и я им устроил праздник."
В прошлом году проходила выставка его о Пскове "И пролетают перелетные птицы над твоими белыми храмами", в той же галерее "Дар". Предваряло её небольшое эссе П. Скайсткалнса "Дух, проснись...". Приведу фрагменты текста:
Псков - город, полный тайны древней. Под гулкими шагами нашими рождаются тротуары, уводящие город в вечность.
***
Полон город жизни человеческой. Встречи, расставания, радости, боли. Все это составляет духовную силу города, делает его живым и, кажется, дома оживут и пойдут странниками, которые понесут в огромных ладонях своих белые храмы.
***
... но очень желанно держать в руке свечу, горящую огнем творчества, и выходить из мрака заблуждений в свет откровений, превращать в реальность бестелесные призраки снов из полуночных видений.
***
...И камни города облечь памятью старинных легенд и забытых традиций.
Еще нашла такие цитаты его и подписи к картинам:
Ты спишь и слезы тайком глотаешь, видишь миражи. О, разве наша жизнь пустая? Скажи, кто ты?
***
Здесь была жизнь, уют, благости, бились сердца в любви и горе...
***
Когда я пришел к тебе, то не нашел камней твоих. Всё сущее - увы, реально.
***
Не вернуть тебе томительную явь, чуждую человеческой памяти...
***
Здесь край неба-земли. Здесь в молчании немом - всё на свете не то и не так.
***
Нет больше нас. Не увидели нас, не дотронулись до нас. Прощайте!
***
Не избыть печаль об ушедшем, не хранимом человеческой душой.
***
Дорогие мои читатели, благодарю, что вы со мной, что интересуетесь тем, что задевает мою душу и сердце, мои будни и праздники...
Желаю всем встречи с прекрасным, вне времени и пространства!