Найти в Дзене
История и культура Евразии

Биография Леонардо да Винчи / № 2 / Первые шаги гения

Путь в живопись у Леонардо начался с карикатур👦. Но карикатур удостаивались только мужчины, девушек просто любил. Как и все, бывал на всех праздниках, любил танцевать, отлично ездил верхом, хорошо владел шпагой. Дамы были без ума от его сонетов. Во всем старался выделиться: даже писал справа налево. Но кроме забав Леонардо любил ходить в одиночестве по улицам Флоренции, записывая и зарисовывая в записную книжку все что видел и осознал. Талант Леонардо раскрылся у Андреа Верроккьо. Тот был одаренным педагогом, любил всех своих учеников - от бедных до богатых. Ко всем относился как к своим родным детям. Верроккьо учил не только скульптуре, живописи и резьбе, но и музыке. Арфа была его любимым музыкальным инструментом. Кроме Верроккьо Леонардо занимался у Лука делла Роббиа и скульптора Сеттиньяно. Но все-таки Леонардо постиг мастерство именно у Верроккьо. И случилоаь сэто так. Написав картину "Иоанна Крестителя и Христа", Верроккьо хотел изобразить двух ангелов. Нарисовал одного ангела
Оглавление

Юность гения

Путь в живопись у Леонардо начался с карикатур👦. Но карикатур удостаивались только мужчины, девушек просто любил. Как и все, бывал на всех праздниках, любил танцевать, отлично ездил верхом, хорошо владел шпагой. Дамы были без ума от его сонетов.

Во всем старался выделиться: даже писал справа налево. Но кроме забав Леонардо любил ходить в одиночестве по улицам Флоренции, записывая и зарисовывая в записную книжку все что видел и осознал.

Ученик лучше учителя

Талант Леонардо раскрылся у Андреа Верроккьо. Тот был одаренным педагогом, любил всех своих учеников - от бедных до богатых. Ко всем относился как к своим родным детям.

Андреа дель Верроккьо, наст. имя Андреа ди Микеле Чони (1435, Флоренция, Флорентийская республика — 10 октября 1488, Венеция, Венецианская республика) — скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Среди его учеников — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди
Андреа дель Верроккьо, наст. имя Андреа ди Микеле Чони (1435, Флоренция, Флорентийская республика — 10 октября 1488, Венеция, Венецианская республика) — скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Среди его учеников — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди

Верроккьо учил не только скульптуре, живописи и резьбе, но и музыке. Арфа была его любимым музыкальным инструментом.

Кроме Верроккьо Леонардо занимался у Лука делла Роббиа

Лука ди Симоне ди Марко делла Роббиа (июль 1399, Флоренция — 10 февраля 1482, Флоренция) — флорентийский скульптор, ювелир и мастер-керамист периода кватроченто
Лука ди Симоне ди Марко делла Роббиа (июль 1399, Флоренция — 10 февраля 1482, Флоренция) — флорентийский скульптор, ювелир и мастер-керамист периода кватроченто

и скульптора Сеттиньяно.

Но все-таки Леонардо постиг мастерство именно у Верроккьо. И случилоаь сэто так. Написав картину "Иоанна Крестителя и Христа", Верроккьо хотел изобразить двух ангелов. Нарисовал одного ангела; но другой не получался, и художник оставил картину неоконченною. Но тут, Леонардо взял кисть и нарисовал другого ангела. Ангел так понравился учителю, что тот даже сказал:

  • Если ты, почти не учившись, сразу превзошел меня, возьми мою палитру, а я опять возьмусь за резьбу

Леонардо да Винчи и щит с изображением Медузы: история шедевра, рождённого из ужаса

Но откуда же так Леонардо научился рисовать. Объясняет это одна история:

Просьба крестьянина и необычный заказ

Согласно «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, всё началось с простой просьбы. Один знакомый крестьянин обратился к отцу Леонардо, серу Пьеро да Винчи, с просьбой найти художника, который смог бы расписать круглый деревянный щит. Щит предназначался для украшения дома или, возможно, для использования в каких-то ритуальных целях. Сер Пьеро, зная о таланте своего сына, решил поручить эту задачу именно ему.

Леонардо, будучи ещё молодым, но уже крайне изобретательным художником, воспринял этот заказ как вызов. Вместо того чтобы просто изобразить какой-нибудь традиционный герб или орнамент, он решил создать нечто совершенно необычное. Его целью стало произведение, которое вызывало бы у зрителя сильные эмоции — страх, изумление и трепет.

Рождение ужаса: создание образа Медузы

Для того чтобы воплотить свою задумку, Леонардо выбрал образ Медузы Горгоны — мифологического существа, чей взгляд превращал людей в камень. Однако он не стал просто копировать традиционные изображения Медузы. Леонардо подошёл к процессу творчески, используя в качестве натуры самых отвратительных существ, которые мог найти.

Художник собрал ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, летучих мышей и других «тварей», как пишет Вазари. Он внимательно изучал их формы, текстуры и движения, чтобы создать максимально реалистичный и одновременно фантастический образ. Сочетая элементы этих существ, Леонардо создал монстра, который выглядел по-настоящему живым и пугающим. Его Медуза будто дышала, отравляя воздух вокруг, а её взгляд, казалось, мог пронзить душу любого, кто осмелился бы взглянуть на неё.

Реакция отца

Когда работа была завершена, Леонардо показал её своему отцу. Реакция Пьеро была именно такой, какой молодой художник добивался: он испугался. Щит с изображением Медузы выглядел настолько реалистично и жутко, что, по словам Вазари, отец Леонардо был потрясён до глубины души.

Леонардо, увидев страх на лице отца, сказал: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Его слова подчёркивали глубокое понимание сути искусства: оно должно вызывать эмоции, будь то восхищение, ужас или трепет.

Судьба щита

Однако сер Пьеро решил, что такое произведение искусства недостойно простого крестьянина. Вместо того чтобы отдать щит заказчику, он купил у старьёвщика другой щит, более простой и традиционный, и передал его крестьянину. Щит же с изображением Медузы был продан во Флоренции за сто дукатов — огромную сумму по тем временам.

По преданию, этот шедевр попал в коллекцию семьи Медичи, влиятельных правителей Флоренции и великих покровителей искусства. Однако в какой-то момент щит был утерян, возможно, во время изгнания Медичи из города восставшим народом. Судьба оригинального произведения Леонардо остаётся неизвестной, но его история вдохновила других художников.

Мифологические сюжеты

Леонардо еще некоторое время рисовал картины на античную тему. Но потом забросил это дело. Известно только о том, что гений нарисовал Нептуна с головой Медузы во время бури на колеснице, влекомой морскими конями, и со свитою очаровательных нимф. Картина исчезла, но современники отзывались о ней весьма восторженно.

Первые серьезные работы: два «Благовещения»

Но первой серьезной работой Леонардо стало "Благовещение".

Материал подготовлен на основе книги Михаила Филиппова Леонардо да Винчи. Как художник, ученый и философ.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!