Найти в Дзене

Сравнение картин художников Марка Шагала и Маринетт Мортем: урбанистика интервалом в сто лет

Сегодня 18/12/24 вышла статья Марии Ефимовой про то, как нарастающая урбанизация влияет на культурное наследие. Описание: Исследование, как мегаполисы формируют новые культурные феномены Мегаполисы, возникающие в результате ускоренной урбанизации, являются центрами культурного и социального взаимодействия. Они формируют уникальные культурные феномены, которые отражают дух времени и определяют новые культурные тренды. В этих городах создаются условия для интеграции различных культурных традиций, что приводит к появлению новых форм искусства, архитектуры и общественных пространств. Цель данной статьи — привлечь внимание к проблемам, связанным с влиянием урбанизации на культурное наследие, обсудить меры, принимаемые для сохранения исторических памятников и традиций, а также способы интеграции культурных ценностей в современное городское пространство. Важно помнить, что сохранение культурного наследия — это не только задача специалистов, но и ответственность каждого жителя города. Одной и
Оглавление

Сегодня 18/12/24 вышла статья Марии Ефимовой про то, как нарастающая урбанизация влияет на культурное наследие.

Как нарастающая урбанизация влияет на культурное наследие?

Описание: Исследование, как мегаполисы формируют новые культурные феномены

Мегаполисы, возникающие в результате ускоренной урбанизации, являются центрами культурного и социального взаимодействия. Они формируют уникальные культурные феномены, которые отражают дух времени и определяют новые культурные тренды. В этих городах создаются условия для интеграции различных культурных традиций, что приводит к появлению новых форм искусства, архитектуры и общественных пространств.

Цель: Поднять актуальные вопросы о сохранении культурных ценностей

Цель данной статьи — привлечь внимание к проблемам, связанным с влиянием урбанизации на культурное наследие, обсудить меры, принимаемые для сохранения исторических памятников и традиций, а также способы интеграции культурных ценностей в современное городское пространство. Важно помнить, что сохранение культурного наследия — это не только задача специалистов, но и ответственность каждого жителя города.

Ключевые аспекты

Потеря исторических памятников и сохранение традиций

Одной из основных проблем, связанных с урбанизацией, является потеря исторических памятников и традиционных архитектурных сооружений. Быстрый рост городов зачастую приводит к сносу старых зданий и застройке территорий, что негативно сказывается на сохранении культурного наследия. Однако многие города предпринимают усилия для восстановления и сохранения исторических объектов, интегрируя их в современный городской ландшафт.

Примеры интеграции культуры в урбанистическое пространство (уличное искусство, парки)

Интеграция культуры в урбанистическое пространство стала популярным методом сохранения и продвижения культурного наследия. Уличное искусство, парки и общественные пространства превращаются в площадки для самовыражения художников и дизайнеров. Такие инициативы помогают поддерживать интерес к культурным традициям и делают их доступными для широкой общественности.

Как города становятся музеями под открытым небом

Некоторые города превращаются в настоящие музеи под открытым небом, где каждое здание, памятник или парк рассказывают свою историю. Такие места становятся туристическими достопримечательностями и способствуют культурному просвещению жителей и гостей города. Примером может служить Санкт-Петербург, где исторический центр города с 1990 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кроме того, в Китае построено множество копий мировых достопримечательностей. 3 Их можно найти в тематических парках, развлекательных комплексах и туристических зонах по всей стране. 1

Приведем некоторые примеры:

  • Парк Window of the World в Шэньчжэне. Здесь представлена, например, единственная в Китае копия петербургского Зимнего дворца, а также Львиного двора из архитектурно-паркового ансамбля Альгамбра, «Испанской лестницы» из Рима, греческого Акрополя и Кельнского собора. 2
  • Стоунхендж. Китайская копия памятника всемирного наследия ЮНЕСКО находится в парке рядом с новым жилым кварталом в провинции Аньхой на востоке Китая. 5
  • Дворец Мезон-Лаффит. Копия знаменитого французского дворца находится в предместье Пекина, в нём размещён фешенебельный отель. 5
  • Эйфелева башня. Китайская копия башни построена в Тианьду-Сити, копии французского города в провинции Чжэнцзян. Она ниже оригинала в три раза. 5
  • «Флорентийская деревня». Торговый аутлет близ портового города Тяньцзинь создан как точная копия итальянской деревни. В ней есть фонтаны, каналы и мозаики, а также бутики с истинно итальянскими названиями, включая Gucci и Prada. 4

Трансформация городского пейзажа в искусстве: взгляд через столетия урбанизации

Урбанизация, начавшаяся в начале XIX века и продолжившая своё стремительное развитие в начале XX века, представляет собой двухсотлетний процесс преобразования сельских поселений в крупные городские агломерации. Этот феномен имел огромный эффект на культурное наследие и восприятие городской среды. Чтобы понять, как изменилось видение человека в городском пейзаже, достаточно сравнить творчество художников, творивших в начале этого и прошлого века.

В начале XIX века, когда урбанизация только набирала обороты, художники видели город как место зарождения возможностей и прогресса. Спустя столетие, в начале XX века, урбанизация достигла определенных высот, и отношение к городу начало меняться, но тем не менее, городской пейзаж был достаточно комфортным и гармоничным. В XXI веке художники начали изображать город как место потери идентичности, тревоги и отчуждения. Люди на картинах часто выглядят незначительными и потерянными на фоне огромных зданий и пустых улиц.

Таким образом, развитие урбанизации привело к значительным изменениям в восприятии городской среды. От оптимистического взгляда на город как на место прогресса и возможностей, до ощущения отчуждённости и тревоги — такой путь проделало видение современного человека в городском пейзаже.

Образы людей в городском пейзаже Марка Шагала

Урбанизация — это процесс, который охватывает весь мир, преобразовывая сельские местности в города и увеличивая численность городского населения. Вместе с этим процессом меняется и культурное наследие, которое отражает дух времени и особенности каждой эпохи. Одним из ярких примеров влияния урбанизации на культурное наследие является творчество знаменитого художника Марка Шагала. Марк Шагал известен по «летящим» на картинах людям. Самой воздушной и знаменитой картиной считается «Над городом» (1918 г). Его работы демонстрируют, как образы людей вписываются в городской пейзаж, создавая уникальную картину мира, где прошлое встречается с настоящим.

Марк Шагал  «Над городом» (1918 г).
Марк Шагал «Над городом» (1918 г).

Марк Шагал (урождённый Мойше Шагал), будучи еврейским художником, родился и вырос в городском поселке Лиозно, Витебской губернии, который впоследствии стал частью Советского Союза. Его детство и юность прошли в окружении традиционной культуры и архитектуры. Эти впечатления нашли отражение в его творчестве, где образы людей органично вписываются в городской пейзаж.

В работах Шагала можно увидеть, как традиционные городские мотивы переплетаются с модернизмом и авангардом. Его картины часто изображают людей, занятых своей жизнью, но при этом погруженных в атмосферу города. Это сочетание традиций и современности стало визитной карточкой его творчества. В его работах город предстает как живой организм, полный эмоций и энергии. Люди на его картинах гармонично существуют в городском пейзаже, становясь его неотъемлемой частью.

Провода в описании городского пейзажа XXI века: гнетущая урбанизация

Чувство полета над городом, характерное для творчество Марка Шагала, в XXI прекратило свое существование, потому что городское небо, как птичьими силками, повсеместно затянуто проводами. Провода имеют скорее негативную окраску в творчестве современников. Например, песня «Выхода нет» группы "Сплин" начинается со слов троки "сколько лет все о том же гудят провода», говоря о повторяющейся гнетущей безысходности, невозможности изменить ситуацию, когда обстоятельства и внешние факторы словно сковывают человека, не давая ему взлететь и реализовать свои мечты. Точно так же, песня Валерия Меладзе "Но я тысячу раз обрывал провода" несет в себе глубокий эмоциональный заряд и отражает внутреннюю борьбу человека, в которой необходимость обрывать провода - это шаг в борьбе за свободу. В этой песне провода символизируют связи, обязательства, обстоятельства, привычки и страхи, которые удерживают человека, не давая ему свободно двигаться.

Вопросы о внутренней свободе, личной ответственности и способности человека преодолевать собственные слабости символически присутствуют и в картине Маринетт Мортем «Провода и силуэт». В этой картине провода больше похожи на паутину, распахнувшие свои ожидания силуэту человека, стоящего к зрителю спиной. Черный плащ, опущенные вниз цветы и шапка, напоминающая шапку Мономаха, создают атмосферу меланхолии и задумчивости. Городской пейзаж – гнетущее зрелище, а голубой ручеек, текущий через грязные сугробы, подчеркивает контраст между природным и техногенным. Жёлтые стены перекликаются со стихотворением Александра Блока «В соседнем доме окна желты, по вечерам, по вечерам», описывающего угрюмые, неподъёмные тяготы городской жизни, полные обывательской обыденности и обмана индустриализации. Картина "Провода и силуэт" отражает изменение городской среды и культурных ориентиров, вызванное урбанизацией, и передает чувства и мысли молодого поколения художников.

Картина Маринетт Мортем «Провода и силуэт».
Картина Маринетт Мортем «Провода и силуэт».

Картина Маринетт Мортем демонстрирует, как урбанизация и связанные с ней процессы влияют на восприятие окружающей действительности и формирование новой культурной идентичности. Через свои работы художница передает ощущение утраты связи с природой и традициями, а также показывает, как современные технологии и инфраструктура не просто становятся неотъемлемой частью нашей жизни, а паутиной засасывает людей в свое логово, из которого еще не выбирался никто.

Таким образом, картина "Провода и силуэт" является важным документом эпохи, свидетельствующим о влиянии урбанизации на культурное наследие и творческое самовыражение художников поколения Z. А так же является примером того, как урбанизация и современные технологии преломляются в современном искусстве.

Вехи урбанизации: столетний интервал между картинами Марка Шагала и Маринетт Мортем

Сравним влияние урбанизации с шагом в сто лет на культурное наследие через творчество Марка Шагала и Маринетт Мортем. Эти художники по-разному изображают людей в городской среде, что позволяет понять, как за сто лет изменилось влияние городской среды на восприятие человека в его постоянной среде обитания.

Марк Шагал, известный своими яркими и эмоциональными работами, часто изображал людей в городской среде, где образы мужчины и женщины занимают центральное место. В этой картине Шагал передает теплоту и близость отношений между двумя людьми, окрыленными любовью, используя символический полет над красивым городом, насыщенные цвета и экспрессивные линии. Городская среда в работах Шагала комфортна и уютна, она не поглощает персонажей, а лишь дополняет их образ. На картине Марка Шагала «Над городом», 1918 г. на переднем плане изображен маленький человечек, который справляет нужду на улице. Несмотря на такую откровенную сцену, она подана с юмором и легкостью, что подчеркивает тот факт, что город забавный и наполнен непринужденностью и естественностью жизни.

Маринетт Мортем, также исследует тему взаимодействия человека с городской средой, но делает это совершенно иначе. В ее картине "Провода и силуэт" главный герой стоит спиной к зрителю, сливаясь с городскими джунглями. Здесь городская среда представлена как нечто холодное и отчужденное, где человек теряет свою индивидуальность и становится частью анонимной массы, или даже самим зрителем, поскольку зритель видит то же самое, что и этот человек на картине. В отличие от Марка Шагала, Маринетт Мортем изображает город как безликое и бесчеловечное пространство сосредотачивается на одиночестве и отчуждении человека в городской среде. Городская среда, представленная проводами и сугробами (с алыми пятнами крови), кажется враждебной и поглощающей, лишенной тепла и уюта. Главный герой ее картины стоит спиной к зрителю, что создает ощущение замкнутости и изоляции.

В отличие от Марка Шагала, который видел город как живой организм, в котором каждый человек может иметь свои потребности, Маринетт Мортем представляет город как с глухую желтую стену, по которой развешены провода на опорах, нечто, что "засасывает" и уничтожает человечность. В ее картине нет ни полета, ни юмористических сцен, которые могли бы оживить городскую среду.

Заключение

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что урбанизация оказывает значительное влияние на культурное наследие. С одной стороны, она способствует созданию новых культурных феноменов и интеграции различных культурных традиций, что обогащает городскую среду и делает её более разнообразной. С другой стороны, быстрый рост городов часто приводит к потере исторических памятников и традиционных архитектурных сооружений, что вызывает необходимость принятия мер по их сохранению и интеграции в современный городской ландшафт. Важно помнить, что сохранение культурного наследия — это общая задача, требующая усилий не только специалистов, но и всех жителей города.

Сравнение картин художников Марка Шагала и Маринетт Мортем: урбанистика интервалом в сто лет - Дива Яцура