Найти в Дзене
Пушкинский музей

Пять шедевров Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

В основе постоянной экспозиции Галереи — работы выдающихся мастеров французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардных течений начала XX века из коллекций московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Произведения пополнили коллекцию Пушкинского музея после расформирования Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году. Герои нашего рассказа — «Белые кувшинки» Клода Моне, «Портрет Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Красные виноградники в Арле. Монмажур» Винсента ван Гога и «Девушки на мосту» Эдварда Мунка. Эти всемирно известные работы — гордость нашей коллекции. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 Поселившись в Живерни, на берегу реки Эпты, художник уделял особое внимание дому и саду — увлеченный Востоком, Моне устроил живописные пруды и японский мостик над ними. Этот мотив лег в основу двенадцати произведений, в том числе и «Белых кувшинок». Зелень, вода и цветы сплетаются в картине в одно нарядное целое. Мы в

В основе постоянной экспозиции Галереи — работы выдающихся мастеров французского импрессионизма, постимпрессионизма и авангардных течений начала XX века из коллекций московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Произведения пополнили коллекцию Пушкинского музея после расформирования Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году.

Герои нашего рассказа — «Белые кувшинки» Клода Моне, «Портрет Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Красные виноградники в Арле. Монмажур» Винсента ван Гога и «Девушки на мосту» Эдварда Мунка. Эти всемирно известные работы — гордость нашей коллекции.

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899

Поселившись в Живерни, на берегу реки Эпты, художник уделял особое внимание дому и саду — увлеченный Востоком, Моне устроил живописные пруды и японский мостик над ними. Этот мотив лег в основу двенадцати произведений, в том числе и «Белых кувшинок». Зелень, вода и цветы сплетаются в картине в одно нарядное целое. Мы видим, что здесь намечается тенденция превращения станковой картины в панно. Эту картину в 1900 году приобрел Сергей Щукин напрямую у художника за 10 000 франков.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. Около 1898

Одной из любимых тем Дега был мир балета и проза его закулисной жизни. «Голубые танцовщицы» могут показаться зарисовками одной и той же балерины в разных движениях: вот она завязывает пуант, потом поправляет платье… Эти обычные движения словно превратились в танец. Существует предположение, что он использовал фотонегативы одной и той же женской фигуры в прямом или зеркальном отражении. Богатства фактуры и цветовых сочетаний художник добился благодаря использованию техники пастели. Картина находилась в собрании Сергея Щукина.

-2

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877

Женские образы в творчестве Ренуара — воплощение душевной ясности, чистоты и безмятежности бытия. Жанна Самари — молодая актриса театра «Комеди Франсез» — одна из самых любимых моделей художника в 1870-е годы. Она дебютировала в 1875 году в роли Дорины в пьесе Мольера «Тартюф». В 1877 году Ренуар создал один из самых прекрасных ее портретов, где девушка изображена одновременно улыбающейся и задумчивой. Картина была приобретена Иваном Морозовым.

-3

Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле. Монмажор. 1888

Ван Гог писал в ноябре 1888 года брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино». В этом же месяце были написаны «Красные виноградники в Арле…». Художник переехал в Арль в 1888 году, устав от Парижа и решив поправить здоровье. Так называемый Арльский период стал самым продуктивным временем для ван Гога как художника. Но здесь же начали проявляться первые проблемы в его психическом здоровье. Именно в Арле, при невыясненных до конца обстоятельствах, художник отрезал себе ухо. «Красные виноградники в Арле» — одна из немногих картин, проданных при жизни художника. Она принадлежала Ивану Морозову.

-4

Эдвард Мунк. Белая ночь. Осгардстран. (Девушки на мосту). 1902-1903

Произведение создано в небольшом городке на берегу фьорда недалеко от Осло, где художник приобрел дом и на протяжении долгого времени проводил там почти каждое лето. В картине из собрания Пушкинского музея нет напряженных и мрачных мотивов, которые часто появлялись на полотнах мастера после разрыва с возлюбленной. Атмосфера произведения носит созерцательный характер. До попадания в музейные собрания картина принадлежала Михаилу Морозову. Эта работа — единственная в России картина Эдварда Мунка.

-5

#Пушкинскийэкспозиция