Найти в Дзене
Беседы у очага

Квадрат, изменивший мир

– Алекс, ты только посмотри на эту фактуру! – Олеся склонилась к картине, почти касаясь носом защитного стекла. Её светлые волосы золотились в свете музейных ламп. – Осторожнее, – мягко улыбнулся Александр, поправляя очки в тонкой оправе. – Помнишь историю с той японской туристкой, которая в Лувре... – О, перестань! – Олеся выпрямилась, шутливо махнув рукой. – Я просто пытаюсь разглядеть все эти удивительные трещины. Ты знаешь, что изначально "Чёрный квадрат" был совершенно другим? – 79,5 на 79,5 сантиметров чистого авангарда, – Александр встал рядом, его высокая фигура отбросила тень на стену. – Видишь эти кракелюры? Они появились из-за того, что Малевич писал "Квадрат" в спешке, не дожидаясь, пока просохнут нижние слои. – Для "Последней футуристической выставки картин 0,10" в 1915 году, – подхватила Олеся. – Представляешь, он повесил его в красном углу, где обычно вешали иконы! – Провокатор, – усмехнулся Александр. – А знаешь, что самое интересное? Этот "Квадрат" – не первый. Всего и

– Алекс, ты только посмотри на эту фактуру! – Олеся склонилась к картине, почти касаясь носом защитного стекла. Её светлые волосы золотились в свете музейных ламп.

– Осторожнее, – мягко улыбнулся Александр, поправляя очки в тонкой оправе. – Помнишь историю с той японской туристкой, которая в Лувре...

– О, перестань! – Олеся выпрямилась, шутливо махнув рукой. – Я просто пытаюсь разглядеть все эти удивительные трещины. Ты знаешь, что изначально "Чёрный квадрат" был совершенно другим?

двое и черный квадрат
двое и черный квадрат

– 79,5 на 79,5 сантиметров чистого авангарда, – Александр встал рядом, его высокая фигура отбросила тень на стену. – Видишь эти кракелюры? Они появились из-за того, что Малевич писал "Квадрат" в спешке, не дожидаясь, пока просохнут нижние слои.

– Для "Последней футуристической выставки картин 0,10" в 1915 году, – подхватила Олеся. – Представляешь, он повесил его в красном углу, где обычно вешали иконы!

– Провокатор, – усмехнулся Александр. – А знаешь, что самое интересное? Этот "Квадрат" – не первый. Всего их четыре.

Олеся поправила шелковый шарф:

– Да, и каждый уникален. Этот, из Третьяковки – самый знаменитый. Второй – в Русском музее, третий – в Эрмитаже, а четвёртый...

– Исчез во время Второй мировой, – закончил Александр. – Кстати, ты читала теорию о том, что Малевич зашифровал в "Квадрате" золотое сечение?

– Серьёзно? – Олеся достала из сумочки блокнот. – Расскажи подробнее!

– Смотри, – Александр начертил в воздухе воображаемые линии. – Если разделить стороны по принципу золотого сечения...

– Постой, – перебила Олеся. – А правда, что когда Малевич умер, его похоронили в супрематическом гробу?

– Да, под белым кубом с чёрным квадратом. И урну с его прахом тоже украшал квадрат, – Александр задумчиво посмотрел на картину. – Знаешь, что меня всегда поражало? То, как простая геометрическая фигура смогла перевернуть всё искусство XX века.

Олеся утвердительно заметила:– Знаешь, каждый раз, когда я смотрю на "Квадрат", вижу что-то новое.

– В чёрном квадрате? – улыбнулся Александр.

– Именно! – рассмеялась Олеся. – Как говорил сам Малевич: "Я преобразился в нуле форм..."

– "...и вышел за нуль к творчеству", – закончил Александр. – Идём? По дороге расскажу тебе про его связь с теософией Блаватской.

– А знаешь, – Олеся остановилась перед выходом из зала , – есть версия, что идея "Квадрата" пришла к Малевичу во время работы над декорациями к опере "Победа над солнцем".

– Точно! – оживился Александр. – В 1913 году, когда чёрный занавес в форме квадрата опустился на сцену...

– И этот момент стал революционным, – подхватила Олеся, открывая на планшете архивные фотографии. – Смотри, вот эскизы костюмов того периода. Уже тогда появляются эти геометрические формы.

– Кстати, о красках, – Александр понизил голос. – Исследователи обнаружили, что Малевич использовал не просто чёрную краску. Это была сложная смесь различных пигментов.

– И поэтому поверхность так неоднородна? – Олеся снова повернулась к картине.

– Именно. Если присмотреться, можно заметить оттенки коричневого, синего...

– Представляешь, какой скандал был на той выставке? – Олеся достала записную книжку. – В газетах писали, что это "издевательство над искусством".

– А теперь без упоминания "Квадрата" не обходится ни один учебник по истории искусств, – усмехнулся Александр. – Помнишь случай с подделкой в 90-х?

– Знаешь, что самое удивительное? – Олеся задумчиво посмотрела на картину. – Прошло больше века, а "Квадрат" всё ещё вызывает такие жаркие споры.

– Как и любой великий манифест, – кивнул Александр. – Кстати, в следующем месяце открывается выставка "Влияние супрематизма на цифровое искусство". Пойдёшь?

Стерильное помещение с современным оборудованием для реставрации картин.
Стерильное помещение с современным оборудованием для реставрации картин.

– Кстати, – Александр достал телефон и показал фотографию, – видела последнюю реставрацию? Они использовали специальное освещение, чтобы увидеть все слои краски.

Олеся наклонилась к экрану:

– Невероятно! А эти микротрещины... Они образуют почти геометрический узор. Как будто под чёрной поверхностью скрывается целая вселенная.

– Знаешь, что меня всегда интриговало? – Олеся остановилась у окна, где падающий свет создавал причудливые тени. – То, как Малевич относился к пространству. Для него "Квадрат" был не просто картиной...

– А "иконой своего времени", – подхватил Александр. – Помнишь его письма к Матюшину? Он писал о "пятом измерении в искусстве".

– Первый раз, когда я увидела "Квадрат" вживую, – Олеся прикрыла глаза, вспоминая, – я простояла перед ним почти час. И знаешь что? Он действительно затягивает, как космическая чёрная дыра.

– А я помню реакцию своей бабушки, – улыбнулся Александр. – Она была художницей старой школы и говорила: "Это не искусство!" А потом часами рассуждала о композиции и равновесии форм

– Уже почти закрытие, – Олеся взглянула на часы. – Но перед уходом хочу тебе кое-что показать. Помнишь тот эскиз в моём блокноте?

– Твоя интерпретация "Квадрата"?

– Да. Я наконец закончила работу над ней. Выставка открывается через месяц...

– В галерее современного искусства? – Александр заинтересованно поднял бровь. – Обязательно приду.

Они направились к выходу, а за их спинами легендарный "Чёрный квадрат" продолжал хранить свои тайны в вечернем полумраке музейного зала.

Другие мои статьи ЗДЕСЬ