– Алекс, ты только посмотри на эту фактуру! – Олеся склонилась к картине, почти касаясь носом защитного стекла. Её светлые волосы золотились в свете музейных ламп.
– Осторожнее, – мягко улыбнулся Александр, поправляя очки в тонкой оправе. – Помнишь историю с той японской туристкой, которая в Лувре...
– О, перестань! – Олеся выпрямилась, шутливо махнув рукой. – Я просто пытаюсь разглядеть все эти удивительные трещины. Ты знаешь, что изначально "Чёрный квадрат" был совершенно другим?
– 79,5 на 79,5 сантиметров чистого авангарда, – Александр встал рядом, его высокая фигура отбросила тень на стену. – Видишь эти кракелюры? Они появились из-за того, что Малевич писал "Квадрат" в спешке, не дожидаясь, пока просохнут нижние слои.
– Для "Последней футуристической выставки картин 0,10" в 1915 году, – подхватила Олеся. – Представляешь, он повесил его в красном углу, где обычно вешали иконы!
– Провокатор, – усмехнулся Александр. – А знаешь, что самое интересное? Этот "Квадрат" – не первый. Всего их четыре.
Олеся поправила шелковый шарф:
– Да, и каждый уникален. Этот, из Третьяковки – самый знаменитый. Второй – в Русском музее, третий – в Эрмитаже, а четвёртый...
– Исчез во время Второй мировой, – закончил Александр. – Кстати, ты читала теорию о том, что Малевич зашифровал в "Квадрате" золотое сечение?
– Серьёзно? – Олеся достала из сумочки блокнот. – Расскажи подробнее!
– Смотри, – Александр начертил в воздухе воображаемые линии. – Если разделить стороны по принципу золотого сечения...
– Постой, – перебила Олеся. – А правда, что когда Малевич умер, его похоронили в супрематическом гробу?
– Да, под белым кубом с чёрным квадратом. И урну с его прахом тоже украшал квадрат, – Александр задумчиво посмотрел на картину. – Знаешь, что меня всегда поражало? То, как простая геометрическая фигура смогла перевернуть всё искусство XX века.
Олеся утвердительно заметила:– Знаешь, каждый раз, когда я смотрю на "Квадрат", вижу что-то новое.
– В чёрном квадрате? – улыбнулся Александр.
– Именно! – рассмеялась Олеся. – Как говорил сам Малевич: "Я преобразился в нуле форм..."
– "...и вышел за нуль к творчеству", – закончил Александр. – Идём? По дороге расскажу тебе про его связь с теософией Блаватской.
– А знаешь, – Олеся остановилась перед выходом из зала , – есть версия, что идея "Квадрата" пришла к Малевичу во время работы над декорациями к опере "Победа над солнцем".
– Точно! – оживился Александр. – В 1913 году, когда чёрный занавес в форме квадрата опустился на сцену...
– И этот момент стал революционным, – подхватила Олеся, открывая на планшете архивные фотографии. – Смотри, вот эскизы костюмов того периода. Уже тогда появляются эти геометрические формы.
– Кстати, о красках, – Александр понизил голос. – Исследователи обнаружили, что Малевич использовал не просто чёрную краску. Это была сложная смесь различных пигментов.
– И поэтому поверхность так неоднородна? – Олеся снова повернулась к картине.
– Именно. Если присмотреться, можно заметить оттенки коричневого, синего...
– Представляешь, какой скандал был на той выставке? – Олеся достала записную книжку. – В газетах писали, что это "издевательство над искусством".
– А теперь без упоминания "Квадрата" не обходится ни один учебник по истории искусств, – усмехнулся Александр. – Помнишь случай с подделкой в 90-х?
– Знаешь, что самое удивительное? – Олеся задумчиво посмотрела на картину. – Прошло больше века, а "Квадрат" всё ещё вызывает такие жаркие споры.
– Как и любой великий манифест, – кивнул Александр. – Кстати, в следующем месяце открывается выставка "Влияние супрематизма на цифровое искусство". Пойдёшь?
– Кстати, – Александр достал телефон и показал фотографию, – видела последнюю реставрацию? Они использовали специальное освещение, чтобы увидеть все слои краски.
Олеся наклонилась к экрану:
– Невероятно! А эти микротрещины... Они образуют почти геометрический узор. Как будто под чёрной поверхностью скрывается целая вселенная.
– Знаешь, что меня всегда интриговало? – Олеся остановилась у окна, где падающий свет создавал причудливые тени. – То, как Малевич относился к пространству. Для него "Квадрат" был не просто картиной...
– А "иконой своего времени", – подхватил Александр. – Помнишь его письма к Матюшину? Он писал о "пятом измерении в искусстве".
– Первый раз, когда я увидела "Квадрат" вживую, – Олеся прикрыла глаза, вспоминая, – я простояла перед ним почти час. И знаешь что? Он действительно затягивает, как космическая чёрная дыра.
– А я помню реакцию своей бабушки, – улыбнулся Александр. – Она была художницей старой школы и говорила: "Это не искусство!" А потом часами рассуждала о композиции и равновесии форм
– Уже почти закрытие, – Олеся взглянула на часы. – Но перед уходом хочу тебе кое-что показать. Помнишь тот эскиз в моём блокноте?
– Твоя интерпретация "Квадрата"?
– Да. Я наконец закончила работу над ней. Выставка открывается через месяц...
– В галерее современного искусства? – Александр заинтересованно поднял бровь. – Обязательно приду.
Они направились к выходу, а за их спинами легендарный "Чёрный квадрат" продолжал хранить свои тайны в вечернем полумраке музейного зала.
Другие мои статьи ЗДЕСЬ