Найти в Дзене
Andrey Trush 99

Определение классической музыки - что такое классическая музыка?

Определение классической музыки
Классической музыкой называют не только сонаты, симфонии прелюдии, фуги и прочие формы произведений композиторов, скажем, от XVII века до XIX, например, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Мусоргский и т.д., но порой классической музыкой или как минимум классикой называют еще и ретро музыку, такие группы или отельные исполнители, как, например, Elvis Presley, Beatls, Pink Floyd, Queen, Кабзон, ДДТ, Кино и т.п. Здесь происходит смешение понятий – типичная ситуация, причина которой лежит в народном формировании понятия, где оно формируется автоматически, случайно, массово, а потому размыто и неточно, так как формируется в основном обывателем, а не в строгой научной среде. Существует такое понятие как ретро музыка, которое также обозначает вышеперечисленные группы, и, скажем, все музыкальные коллективы примерно от 40-х годов до 90-х. Спрашивается, зачем ретро группы называть классикой, коль для них есть свое особенное конкретное название – ретро? А м

Определение классической музыки
Классической музыкой называют не только сонаты, симфонии прелюдии, фуги и прочие формы произведений композиторов, скажем, от XVII века до XIX, например, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский, Мусоргский и т.д., но порой классической музыкой или как минимум классикой называют еще и ретро музыку, такие группы или отельные исполнители, как, например, Elvis Presley, Beatls, Pink Floyd, Queen, Кабзон, ДДТ, Кино и т.п. Здесь происходит смешение понятий – типичная ситуация, причина которой лежит в народном формировании понятия, где оно формируется автоматически, случайно, массово, а потому размыто и неточно, так как формируется в основном обывателем, а не в строгой научной среде. Существует такое понятие как ретро музыка, которое также обозначает вышеперечисленные группы, и, скажем, все музыкальные коллективы примерно от 40-х годов до 90-х. Спрашивается, зачем ретро группы называть классикой, коль для них есть свое особенное конкретное название – ретро?

А можно ли ретро музыкой назвать, например, Прокофьева, Шостаковича, Штрауса? Или назвать ретро музыкой композиторов, сочинявших, например, в 80-е и 90-е годы, но в классическом жанре? Разумеется, что нет. Отсюда следует что классическая музыка – это термин, выражающий не время (когда), а сущность (свойства) музыки. Когда мы говорим о классической гитаре, мы должны иметь ввиду не время ее создания, но жанр, стиль, форму произведений, природу, особенности и т.п. Аналогично и с классической музыкой: можно и сегодня сочинять сонаты, фуги и прелюдии и если это будет в классическом характере, в классической форме, то это также следует именовать классической музыкой. Или как вы будете это называть? Правда существует еще термин «современная классическая музыка», которая как-раз и призвана выражать современных композиторов или композиторов конца прошлого столетия, пишущих музыку примерно в классическом стиле, т.е. с добавлением каких-то сюрреалистичных фишек. Между тем, современная классическая музыка созвучно понятию «Старый Новый Год» и той лишь разницей, что в последнем случае речь идет о старом Юлианском календаре, тогда как в первом случае приставка «современная» призвана отделить композиторов плюс-минус нашего времени от композиторов как-раз тех перечисленных эпох (Ренессанса, Классицизм, Романтизм), то бишь, выразить временной предикат.

Зайдем с другой стороны. Фольклор не называют классической музыкой, хотя по времени она может датироваться очень древними временами. Представим невозможное, археологи откапали табулатуры и тест к музыке произведения V века нашей эры. Вероятно, тогда табулатур еще не существовало, ибо первые из оных датируются приблизительно XV веком. Но мы просто допускаем гипотетически, пофантазируем. На данной табулатуре исполнение народной песни. Кто назовет это классической музыкой, хотя это же такой древний материал? Или, положим, мы найдем какие-то песнопения, записанные на рекордер (опять пофантазируем) древней Месопотамии или Шумера. Будет ли это считаться классической музыкой? Ответ очевиден – нет! Следовательно, классическая музыка обозначают не классику, как индикатор прошлого времени, т.е. чего-то давнего, архаичного и т.п., а стиль, жанр, характер, особенность, структуру и форму, принадлежащие не только к эпохам Возрождения (Ренессанс), Барокко, Классицизма и Романтизма, но и к современной эпохе, и, быть может, к будущей, при условии, что человечество не тиктокернется окончательно и не перестанет интересоваться классической музыкой, как видом.

Что же, в таком случае, представляет из себя классическая музыка?

1. Прежде всего – это сложность мелодии, гармонии и штрихов. В поп музыке в широком смысле (т.е. не классика) – жанр возникший в начале XX века и получивший свое развитие во второй половине того же века – мелодия, гармония и штрихи почти всегда примитивны, т.е. просты и неизощрённы, тогда как в классической музыке диапазон мелодической и гармонической сложности и структуры варьируется колоссально, начиная, порой, от также весьма простых и неизощренных, хотя это встречается значительно реже, и заканчивая безумно изощренными и даже неудобовразумительными, как мелодическими ходами, так и гармоническими соединениями. Также в классическом жанре имеется изобилие штрихов, призванных подчеркивать или выражать образность характер и идейность произведения. В поп музыке, разнообразие штрихов, как правило либо сведено до минимума, либо отсутствует полностью.

В самом деле, часто ли вы встречаете в поп музыке хотя бы обращения аккордов? Например, после субдоминанты идет тонический минорный секст аккорд (а не просто тонический), после которого идет доминантовый терцкварт. Такое в попсе едва ли встретишь. По-видимому, для современного человека такой ход в басу будет несносным бременем, вгоняющее его в глубочайшую тоску и размышления, а еще не дай бог от тик-тока отвлечет. Про скуднейшее разнообразие комбинаций самих аккордов и говорить не приходится – то, что попса построена на трех аккордах, знают все. Стаккато или нонлегато там тоже из области фантастики. В джазе бывает, но джаз это вообще достаточно серьезный жанр. Кроме джаза? Теперь сравним движение мелодии и ее богатство? В какой-нибудь сонате мелодией будет вся соната, составляющая в среднем примерно от 100 до 1000 нот и вагон разных последовательностей. В попсе это 10 нот в куплете, которое потом повторятся в других куплетах, и еще 10 нот в припеве, которые тоже в потом повторятся. Чувствуете разницу?

2. Второй отличительной чертой классической музыки будет наличие сложной формы и разнообразие форм, предполагающей такие составляющие, как развитие темы, модуляции, вариативность, многоголосье и т.п. В поп музыке форма обычно куплетная, т.е. два три куплета, а между ними припев. Модуляции в поп музыке не приняты, за исключением финального припева смодулированного на пол тона или на тон выше. Бывают конечно исключения, но это редкость. В классической же музыке существуют различные формы произведений, сонатная форма, вариации, полифония и т.п., где существуют: тема, главная партия, побочная партия, вариация, модуляция главной и побочной партии, развитие этих партий и тем, двухголосие, трёхголосие и т.п.

3. Наличие школы и правил. Классическая музыка в большинстве случаев опирается на правила гармонии, на школу, так сказать, и предполагает академические знания, как в техническом аспекте, так и в музыкальном. Иными словами, классическая музыка опирается на предание, которое, во-первых, сформировано еще в прошлые столетия профессионалами, исследователями музыки и теоретиками, а во-вторых, эти предания передаются из поколения в поколение в академической официальной форме, получая при этом свои корректировки и развитие. В некотором роде это можно назвать наукой. В поп культуре, которую, кстати, называют массовой, ты можешь без всякого предания, то бишь, без образования и систематизированных знаний, схватить какой-то инструмент и после двух лет игры на нем, создать свою группу, или попев пару лет в караоке, стать вокалистом одной из групп. Разумеется, что бывают случаи, когда в поп культуре находятся люди и с консерваторским образованием и таких случаев немало, но вот самоучек в классике вы встретите крайне редко.

Говоря про предание, напрашивается аналогия из церковной среды, где неопротестантизм отличается от ортодоксии, как-раз, отрицанием предания, примитивизмом во всем и дилетантством, причем наглым, прельщённым и безосновательно самоуверенным. Поэтому и здесь в неклассической среде музыкантов нередко встречается дилетантство и профанация.

4. Тенденция к инструментализму. В классике присутствует воклаьное направление, а в попсе инструментальные произведения. Однако процент оперного или просто вокального (классические романсы и т.п.) искусства в классическом жанре ничтожно мал по сравнению с гигантскими томами произведений для фортепиано, скрипки, оркестра и прочих музыкальных инструментов всех вместе взятых. На слуху самые известные композиторы в классическом жанре в превалирующем большинстве связаны с фортепиано, струнными инструментами или оркестром (Бах, Моцарт, Бетховен, Гайдн, Рахманинов и т.п.). Существуют и такие композиторы как, Вивальди, Паганини, Ф. Сор и многие другие, исполнявшие и писавшие музыку для скрипки, гитары и других инструментов. Разумеется что многие указанные композиторы писали и для вокала, однако процент этих партий чрезвычайно мал по сравнения с инструментальными опусами. В целом мы видим, что классическая музыка, как жанр и стиль, сильно тяготеет к инструментализму и, наоборот, с неохотой вводит в себя вокал.

В поп музыке же все диаметрально противоположно: значительно подавляющее большинство работ – это музыка с вокалом. Джаз и фламенко находится в процентом соотношении ближе где-то 50 на 50. Все остальное: фольклор, кантри, поп, танцевальная музыка, церковная музыка, рэп, хип-хоп, шансон, рок, метал, фанк, диско и т.п. – почти всегда это вокальные произведения. Исключениями будут только электронная музыка (техно) и релакс (медитативная музыка, нью эйдж и прочее), где тяготение идет к отсутствию вокала, то бишь, большая часть данной музыки является невокальной. Чего тут рассуждать? Спросите любого встречного, и он вам подтвердит, что классика больше ассоциируется с инструментальной музыкой, попса в широком смысле (почти все остальное) – с вокалом.

5. Отменное владение инструментом. Для того, чтобы добиться высот в поп музыке, далеко не всегда нужно быть вокалистом с образованием или иметь хороший голос, а уже тем более далеко не всегда надо быть виртуозом или выдающимся исполнителем и сильно грамотным музыкантом, чтобы играть или сочинять аранжировки, гитарные соло, клавишные партии состоящие из трех аккордов. Разумеется, что для написания аранжировок нужны свои навыки и для того, чтобы придумать гениальную простую песенку в попсовом стиле, также надо иметь определенный талант, который тоже, как правило, развивается годами. Поэтому я не умоляю и не принижаю навыки поп создателей, а подчеркиваю, что именно там не требуется какого-то безупречного владения инструментом или вокалом, хотя порой попадаются из поп среды действительно серьезные исполнители, или, как минимум, бывшие серьёзные исполнители. В классическом жанре вы должны быть: 1) либо лучшим из лучших как исполнитель, т.е. должны лабать на инструменте как бог, иначе никакого успеха вам не видать; 2) либо, если сидите в каком-нибудь оркестровом, должны иметь как минимум высшее музыкальное образование.

6. Отсутствие фразировок в попсе. В Классической музыке каждой ноте дают свою динамику. Ну почти каждой. Над каждой нотой могут сидеть и думать как ее сыграть по динамике. Фразировка предполагает не только динамику или штрихи, но и относительное свободу темпа – живое дыхание музыки. В поп музыке все под метроном и все почти на одном звуке. Да, там существует динамика между инструментами в рамках аранжировки, но в пределах самого инструмента динамика практически отсутствует – там просто ноты и все! Фразировки в поп музыке тоже порой встречаются, но гораздо реже, нежели в классическом жанре.

7. И наконец последний пункт – это обычай играть живьем, не использую аппаратуру, усилители, микрофоны и технологию вообще. Бывают, конечно, и исключения, но, как правило, это не часто. Микрофон, чтобы усилить какой-то инструмент в живом оркестре, или иногда чтобы усилить гитару, ибо это самый тихий инструмент из всех самых популярных – это бывает. Во всем остальном сохраняется сильная тенденция к природности звука, так как технологи искажают звук, делая его неестественным, неприродным.

Надо сказать, что неклассическая музыка (поп, рок, народная, релакс и прочее) также должна существовать, ибо предназначения у каждого свои. Отдыхать, расслабляться и входить в определенное состояние (радости, меланхолии, умиротворенности, заряженности, оптимистичности и т.п.) лучше в неклассической музыке, которая прекрасно ввергает в чистое состояние, лишенное более утонченных ощущений. Но получать не просто состояние, а состояние с ощущаемыми подробностями и некими изощренными проерениями в виде того же чистого ощущения (состояния), но уже с оттенками, направленными как-бы на разум, но все-таки до него не доходя – это удел сложной классической музыки, основной сущностью которой является изощренность. В защиту неклассической музыки также имеются ряд убедительных положений, но это уже в другой статье.