Найти в Дзене
Ника Калашникова

скандинавская “Трилогия” Юна Фоссе

читая “Трилогию”, словно прокладываешь вручную строчку “стежок назад” - кажется, откат, повторение, но шитьё продвигается. так и здесь, слова кружат на месте, но рассказ бежит вперёд, повествуя историю злополучных Алиды и Асле. эта история вроде бы из прошлого, но время здесь не линейно: читатель оказывается в безвременье или вне времени. оно и понятно, история влюбленных стара как мир, только скандинавский колорит придаёт повествованию монументальную фактуру фьордов, тоже существующих от сотворения… это морское островное царство, овеянное соленными ветрами. что в нём может поменяться? суровая природа диктует уклад, особый, изолированный от большой земли миропорядок. он нерушим и предельно рационален, как высказывание о том, что убийце надлежит быть повешенным. всё очевидно, но от этого не менее загадочно, как рождение, как смерть, как врождённый талант к музыке. это может показаться утомительным при чтении (или прослушивании), но в бесконечных ритмических наслоениях: “он сказал”, “он
фото @ronster_production : Lysefiorden, Norway, november 2014
фото @ronster_production : Lysefiorden, Norway, november 2014

читая “Трилогию”, словно прокладываешь вручную строчку “стежок назад” - кажется, откат, повторение, но шитьё продвигается. так и здесь, слова кружат на месте, но рассказ бежит вперёд, повествуя историю злополучных Алиды и Асле.

эта история вроде бы из прошлого, но время здесь не линейно: читатель оказывается в безвременье или вне времени. оно и понятно, история влюбленных стара как мир, только скандинавский колорит придаёт повествованию монументальную фактуру фьордов, тоже существующих от сотворения… это морское островное царство, овеянное соленными ветрами. что в нём может поменяться? суровая природа диктует уклад, особый, изолированный от большой земли миропорядок. он нерушим и предельно рационален, как высказывание о том, что убийце надлежит быть повешенным. всё очевидно, но от этого не менее загадочно, как рождение, как смерть, как врождённый талант к музыке.

это может показаться утомительным при чтении (или прослушивании), но в бесконечных ритмических наслоениях: “он сказал”, “она сказала”, - слышится речитатив напева-сказания эпоса скандинавов. однако эта аллюзия на древность в целом скроена по-постмадернистски: триптих как икона-раскладка со сценками о бытии не святых. сценки такие земные, тривиальные, их можно было бы назвать приземлёнными, но любовь и музыка окрыляют историю. музыка тем совершенней, чем вдохновеннее её исполнение. но что может возвысить больше чем любовь… любовь первая, наивная, преданная и всепоглощающая, не ведающая в своей первозданности греха. любовь, приносящая жертвы. однако “Трилогия” это не только любовная песнь; здесь через все стилистические изыски явственно начинает проступать ставший с недавнего времени классикой современной литературы скандинавский нуар и, конечно, с детективной линией…

однако разгадывать придется не кто убийца, а как в человеке может одновременно сочетаться возвышенное и звериное - таинство измерений души. и можно ли отвратить несчастье или всё предрешено? если следовать обстоятельствам - нет. если обстоятельства определяет страсть, инстинкт - они проведут по кругу, и убийца сам станет жертвой. но смерть разве не искупление?! снова - нет, ведь история продолжается. искупление - это жизнь, оставляющая выбор… но рано или поздно круг замкнётся.

рекомендую полюбопытствовать. и вот ещё довод: за свои мрачные, атмосферные, тягучие, глубоко чувственные скандинавские истории Юн Фоссе получил нобелевскую премию 2023 года.

-2