Найти в Дзене
Московский летописец

Вспоминаем историю с географией. Первые колонисты Америки. Что ели и на что жили ?..

Спутником практически всех первопоселенцев (во всяком случае, в первые годы) был голод. Колонисты рассчитывали на быстрое обогащение и помощь из метрополии. Пахать землю и разводить скот очень часто не входило в их намерения. Кроме того, индейская пища могла восприниматься как недостойная или ослабляющая тело. Сложность представляли одновременно и отсутствие привычных продуктов питания, и изобилие незнакомых. Значительно отличался и рацион. Если для европейцев были привычны мясные и молочные продукты, то для коренного населения Южной Америки (при всём разнообразии климатических зон и хозяйственных укладов в регионе) важнейшей частью рациона была растительная пища, а белковая включала не только мясо диких животных и рыбу, но и насекомых. Молочных продуктов индейцы не знали. Ещё одним различием в отношении к пище было употребление сырых, не прошедших термическую обработку продуктов. Для выходцев из Старого Света это было дикостью и варварством. Считалось, что сырую пищу поедают только жи

Спутником практически всех первопоселенцев (во всяком случае, в первые годы) был голод. Колонисты рассчитывали на быстрое обогащение и помощь из метрополии. Пахать землю и разводить скот очень часто не входило в их намерения. Кроме того, индейская пища могла восприниматься как недостойная или ослабляющая тело. Сложность представляли одновременно и отсутствие привычных продуктов питания, и изобилие незнакомых. Значительно отличался и рацион. Если для европейцев были привычны мясные и молочные продукты, то для коренного населения Южной Америки (при всём разнообразии климатических зон и хозяйственных укладов в регионе) важнейшей частью рациона была растительная пища, а белковая включала не только мясо диких животных и рыбу, но и насекомых. Молочных продуктов индейцы не знали.

Индейцы угоняют скот поселенцев. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год. Boston College Libraries
Индейцы угоняют скот поселенцев. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год. Boston College Libraries

Ещё одним различием в отношении к пище было употребление сырых, не прошедших термическую обработку продуктов. Для выходцев из Старого Света это было дикостью и варварством. Считалось, что сырую пищу поедают только животные. Помимо этого, важным психологическим барьером для европейцев оказалось отсутствие в Новом Свете двух важнейших для них культур: пшеницы и виноградной лозы. Поскольку в христианском богослужении используются именно пшеничный хлеб и виноградное вино, местные аналоги (кукуруза, маниок и ферментированные напитки из них) считались недостойными заменителями.

Попытки вести в Новом Свете сельское хозяйство европейского типа поначалу сталкивались с серьезными трудностями. Здесь был другой уровень влажности, освещённости, другие химические свойства почвы, отсутствие природных опылителей, разные времена года в Северном и Южном полушарии. Не хватало рабочих рук. Как уже упоминал в предыдущих публикациях, испанские и португальские колонисты вывезли с родины представление о ручном труде как о неблагородном занятии. Привлечение же (зачастую насильственное) индейцев не всегда удовлетворяло все их потребности. Кроме того, у тех индейцев из тропических регионов, которые существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, было совершенно другое отношение к труду ради пропитания. Им не было свойственно стремление собрать (выловить, настрелять) больше, чем они съедят, или трудиться изо дня в день ради запасов. В то же время колонисты и испанской, и португальской Америки хотели получить от них все больше и больше продуктов. В донесениях португальской короне в первой половине XVI века было много сообщений о голоде среди поселенцев. Он был связан именно с организацией снабжения продовольствием и с предвзятым отношением к местным продуктам, а не с отсутствием ресурсов.

Тем не менее такие культуры, как маниок, кукуруза и картофель, всё же проникали в рацион колонистов, хотя изначально предназначались для индейцев. В некоторых регионах испанской Америки этими продуктами собирали оброк с местного населения. Позднее их продолжали использовать в пищу наряду с завезёнными пшеницей, рисом и некоторыми видами бобовых. Что касается вина, то оно долгое время импортировалось и было атрибутом роскоши. Регулируя его поставки, метрополии стремились усилить зависимость колоний и теснее привязать их к себе. При этом уже во второй половине XVI века в испанских владениях на территории современного Перу, а затем в Парагвае, Аргентине и Чили началось возделывание виноградной лозы. Жители португальской Америки с её климатическими условиями больше зависели от привозного вина, а его масштабное производство началось только в XIX веке.

Подготовка к барбекю. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год. Boston College Libraries
Подготовка к барбекю. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год. Boston College Libraries

Первыми сельскохозяйственными животными, завезёнными испанцами, стали свиньи и быки. Их не только держали при поселениях, но и специально выпускали на безлюдные острова Карибского бассейна в качестве резервного источника пропитания для сбившихся с курса или потерпевших крушение моряков. После Антильских островов их завезли и в другие регионы испанской Америки. Европейские свиньи быстро освоились в новых условиях и стали питаться тропической растительностью. Пьетро Мартире д’Ангьера и Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес с удовлетворением отмечали, насколько новый рацион улучшил вкусовые качества мяса таких свиней.

Несколько слов об этих двух историках.

Пьетро Мартире д’Ангьера (итал. Pietro Martire d’Anghiera; исп. Pedro Mártir de Anglería; 2 февраля 1457, Арона, Ломбардия, Италия — октябрь 1526, Гранада, Испания) — итало-испанский гуманист, историк.
Пьетро Мартире д’Ангьера (итал. Pietro Martire d’Anghiera; исп. Pedro Mártir de Anglería; 2 февраля 1457, Арона, Ломбардия, Италия — октябрь 1526, Гранада, Испания) — итало-испанский гуманист, историк.

Первый, Пьетро Мартире д’Ангьера (1457–1526) — итальянский гуманист, историк, поэт. C 1487 года жил в Испании, где именовался Педро Мартир де Англериа. Он одним из первых оценил важность заморских открытий, которые стали темой его книги «Декады о Новом Свете» («De orbe novo decades», 1511). Она принесла ему славу первого историка Америки. Там он никогда не был, но лично знал Колумба и других мореплавателей и конкистадоров. Его труд является важным источником по истории Америки эпохи ее открытия и колонизации.

Второй, Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес (1478–1557) — испанский историк и писатель, автор «Всеобщей и естественной истории Индий», ценнейшего источника по истории Америки эпохи Конкисты и важного памятника исторической мысли. Фернандес де Овьедо считал испанцев богоизбранным народом и утверждал их право владеть Новым Светом, чтобы выполнить высокую духовную миссию христианизации индейцев, которых он считал неполноценными людьми.

Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальде́с (исп. Gonzalo Fernández de Oviedo y Valdés; август 1478, Мадрид — 26 июня 1557, Вальядолид) — испанский историк и писатель, чиновник, натуралист и этнограф.
Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальде́с (исп. Gonzalo Fernández de Oviedo y Valdés; август 1478, Мадрид — 26 июня 1557, Вальядолид) — испанский историк и писатель, чиновник, натуралист и этнограф.

Завершая разговор о питании первых американских переселенцев, отметим, что в глобальном отношении новая кормовая база для свиней и быков дала им возможность быстро размножиться и из-за отсутствия естественных хищников серьезно изменить экологический баланс отдельных регионов (например, островов Карибского бассейна). Но европейские колонизаторы не мыслили этими категориями: они стремились обеспечить привычной мясной пищей и себя, и прибывающие из метрополии флоты, и завоевательные экспедиции Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Эрнандо де Сото и других. Кроме того, быки были нужны колонистам и как тягловая сила на плантациях и рудниках.

Источники и полезная литература :

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т. Т. 1–2. М., 2006–2007.

2. Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2009.

3. Исаев С. А. У истоков американской истории. V. Квакерство, Уильям Пенн и основание колонии Пенсильвания. 1681–1701. CПб., 2018.

4. Кофман А. Ф. Испанский конкистадор. От текста к реконструкции типа личности. М., 2012.

5. Кофман А. Ф. Рыцари Нового Света. М., 2006.

6. Лас Касас де Б. История Индий. Л., 1968.

7. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5 т. Т. 2. М., 1983.

8. Окунева О. В. «Разрушение Индий», Аристотель в Вальядолиде и современные дискуссии о геноциде во время Конкисты. Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2014–2016. М., 2016.

9. Слезкин Л. Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., 1981.