– Вот, братья, муж, избранный Богом предстоятелем Христовой Церкви в Ликии. Не человеческой волей поставлен он над нами, но Сам Дух Святой вверил ему попечение о душах наших. Под его управлением и мудрыми наставлениями не страшно будет нам предстать перед Богом в день Второго пришествия Христова.
Всеблаженный Николай был кроток, как Моисей, мужественен, как Давид, славен простотой нрава, как Иаков. Словно Ной, он спасал стадо Господне в новом ковчеге от потопа ересей. Благословен Бог, даровавший нам предивное сокровище – ангелоподобного Николая. Невозможно кратко рассказать, сколько голодных накормил в родном городе, сколько одел нагих, сколько выкупил должников. Добрыми делами святитель Николай воистину стал образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12).
Вспомним одно из многих дел милосердия чадолюбивого отца Николая.
Это произошло во времена, повышения налоговых сборов, для строительства новой христианской столицы – величественного города Константинополя, императором Константином - единовластным правителем всей Римской державы. Один хитрый царский чиновник из желания выслужиться перед монархом, сильно завысил подать, записав в императорские кодексы налог в десять тысяч сто пятьдесят два солида. Такой огромный налог обрекал ликийцев на нищету и разорение. Сборщик налогов сильно унижал народ восседая на трибунале, вплоть до страшных оскорблений. Изо дня в день он так угнетал горожан поборами, так притеснял всех, что довел ликийцев до разорения и голода. Жители города Миры поспешили к мудрому архиерею Божьему Николаю, как терпящий бедствие корабль устремляется к тихой спасительной гавани. Они припали к его ногам и со слезами просили написать письмо благочестивейшему Государю о беде, случившейся с ними, умолить самодержца сжалиться и уменьшить налоговое бремя.
– Дети мои возлюбленные, – произнес добрый пастырь, – я не только напишу монарху, но и сам поеду в Константинополь к нашему христолюбивому императору.
Славный заступник Николай прибыл в Константинополь и остановился при церкви Пресвятой Богородицы, святитель всю ночь в храме молил Господа смягчить сердце Василевса. Архиереи находившиеся в Константинополе попросили всеславного Николая возглавить утром Божественную Литургию. Во время Таинства, когда богоносный отец произнес: «Святая святым», все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. С великим страхом они прославили Бога, творящего чудеса через Своих угодников. Народ, собравшийся в храме, причастился Божественных Тайн из ангельских рук светоча Христова.
На следующее утро великий заступник помолился и отправился в царский дворец. Императору доложили о прибытии Мирликийского архиепископа. Государь повелел пропустить к нему владыку. Преподобный служитель Христов вошел в тронный зал и увидел самодержца, восседавшего на троне.
Солнце сквозь окно бросало лучи на лицо монарха и слепило ему глаза. Чудотворец Николай снял со своих плеч мантию и накинул её на солнечный луч, затенив лицо императора. И, о, чудо! Мантия не упала.
Все увидели, как она висит в воздухе на солнечном луче, ничем не поддерживаемая. Константин был поражен.
Он встал с трона, с трепетом поклонился святому, облобызал его и спросил:
– Раб Бога Вышнего, что привело тебя к нам?
– Владыка вселенной, – кротко произнес мёдоречивый Николай, – милостью Божьей ныне весь род христианский управляется твоей справедливой десницей. В дни твоего царствования христиане избавлены от насилия и непрестанно возносят за тебя молитвы. Мы, ликийцы, смиренно взирая на Христа, Истинного Бога, также просим Его помочь тебе побеждать иноверных врагов и во всём сопутствовать твоей державе. Когда мы, о, благочестивейший император, благодарили за тебя Господа, радовались и ликовали, коварный враг рода человеческого помешал нам жить в мире и славить Всесильного Бога, даровавшего тебе царство.
Святитель Николай поведал императору о том, что по наущению дьявола царский чиновник обложил податью в десять тысяч сто пятьдесят два солида, а другой чиновник, посланный в Миры собирать подать, подверг горожан сильным притеснениям и наказаниям, требуя её уплаты. Многие ликийцы разорены, впали в крайнюю нищету и страдают от голода. Государь с волнением слушал епископа из Ликии. Всё это время мантия архиерея висела на солнечном луче. Константин снял мантию, своими царскими руками надел её на плечи угодника Божьего и сказал:
– Святой владыка, нищета и голод в Мирах заставили тебя прийти к нам с ходатайством о снижении налога. Твоя просьба о бедствующем народе услышана нами. Ради твоей святости, дабы Господь сохранил благополучие всей державы, я прикажу убавить налог до суммы, которую ты назовешь.
– На сколько Бог подвигнет твое царское великодушие, на столько и сократи налог, – кротко ответил Николай. Самодержец приказал протонотарию и хартулярию принести лист и написать:
– Жители Мир должны ежегодно выплачивать налог в сто солидов. От остальной подати наше величество освобождает город по просьбе за бедных преподобного Николая.
Константин подписал документ киноварью, скрепил его золотой печатью и вручил хрисовул святителю. Благочестивый монарх попросил прощения у архиепископа Николая. А архиерей Божий стал молиться за императора и благодарить его за оказанную милость.
Славный иерарх вернулся в храм Пресвятой Богородицы и снова с горячей молитвой обратился ко Господу. Прозорливый владыка предвидел, что сановники Василевса будут недовольны значительным снижением налога с ликийцев и постараются уговорить Константина не делать этого. Если же документ окажется в Ликии и будет там обнародован, то самодержец не станет менять свое решение. Но как поскорее доставить грамоту в Миры? Ведь самый быстроходный корабль может доплыть до андриакской пристани города не меньше, чем за шесть дней. Поэтому всю свою надежду бдительный попечитель Ликии Николай возложил на Бога. Он нашел в храме полую тростниковую трубочку, вложил в нее хрисовул, запечатал его и отправился к морю. На берегу святой Николай обратился к Творцу и Промыслителю:
– Боже Вышний, Сидящий на херувимах и Взирающий на бездны. Перед Тобой трепещут небо, земля и море. Всё сотворенное повинуется Твоей грозной воле! Услышь, Владыко, раба Твоего. Сохрани эту грамоту целой и невредимой и доставь её к берегу Андриаки, дабы во веки веков прославлялось Твое Святое и Преблагословенное Имя.
Затем чудотворец Николай бросил в море документ, запечатанный в стебле тростника, и произнес:
– Во имя Господа нашего Иисуса Христа, пусть хрисовул плывет к берегам Ликии и клирики нашей церкви получат его.
Вседержительной силой Невидимого Бога тростник с драгоценной грамотой в тот же час оказался на берегу Андриаки.
Кто может изъяснить столь дивное чудо?!
Как тростинка могла так быстро пересечь бескрайнее море и попасть в Миры? Какой кормчий направил её к ликийской гавани? О великие и неизреченные тайны Преблагого Творца! Поистине дивен Бог во святых Своих, и неисследимы пути Его (Рим.11:33).
Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).
Храни вас Господи молитвами Святителя Николая!
Статья подготовлена с помощью материалов взятых на https://azbyka.ru/
😊 вам понравилась статья, поставьте 👍
❤Будем рады видеть Вас в нашем храме по адресу :
127204, Москва, Дмитровское ш., д. 170.
Подать записки и пожертвования
Другие интересные статьи 🔎 https://dzen.ru/id/63b59ac2bed7f67758478300?tab=articles