Найти в Дзене
Литрес

Тюрьмы на Руси: где томились князья и рождались реформы

Когда мы думаем о первых тюрьмах, воображение рисует холодные стены, массивные решетки и суровых охранников. Но что, если отправиться на Русь XI века? Тогда роль тюрем играли не привычные здания, а нечто гораздо более примитивное — «порубы» и «погребы». Первые представляли собой деревянные срубы в северных землях, а вторые — полуземляные заточения в южных регионах. Обратимся к древним летописям. В «Повести временных лет» сказано: «В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года…». Представьте: четверть века в темной яме! На миниатюре Радзивилловской летописи изображено, как князя Всеслава Брячиславича извлекали из такого же поруба — сцена, полная мрачной символики. В 2010-х годах археологи обнаружили останки поруба в Великом Новгороде. Это сооружение поражает деталями: подземная часть диаметром пять метров, стены из вертикальных досок, закрепленных перекладинами. На дне — лавки и яма для естественных нужд. Этот поруб про

Когда мы думаем о первых тюрьмах, воображение рисует холодные стены, массивные решетки и суровых охранников. Но что, если отправиться на Русь XI века? Тогда роль тюрем играли не привычные здания, а нечто гораздо более примитивное — «порубы» и «погребы». Первые представляли собой деревянные срубы в северных землях, а вторые — полуземляные заточения в южных регионах.

Освобождение из поруба в Радзивилловской летописи
Освобождение из поруба в Радзивилловской летописи

Обратимся к древним летописям. В «Повести временных лет» сказано: «В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года…». Представьте: четверть века в темной яме! На миниатюре Радзивилловской летописи изображено, как князя Всеслава Брячиславича извлекали из такого же поруба — сцена, полная мрачной символики.

Тюрьма-«поруб» в Десятинном раскопе
Тюрьма-«поруб» в Десятинном раскопе

В 2010-х годах археологи обнаружили останки поруба в Великом Новгороде. Это сооружение поражает деталями: подземная часть диаметром пять метров, стены из вертикальных досок, закрепленных перекладинами. На дне — лавки и яма для естественных нужд. Этот поруб просуществовал около двух десятков лет, после чего его разобрали, а яму засыпали… навозом. Примитивно? Возможно. Но для своего времени — настоящий шедевр инженерии.

Однако, порубы и погребы были уделом князей и знатных особ. Простолюдинов не утруждали заточением — их казнили на месте или подвергали публичным наказаниям: привязывали к «позорным столбам», секли кнутом, обривали голову. Русская Правда того времени предоставляла выбор: отправить преступника к Богу или заплатить за его жизнь штраф, виру.

Первая каменная тюрьма в Чебоксарском кремле
Первая каменная тюрьма в Чебоксарском кремле

Всё изменилось с приходом Судебников 1497 и 1550 годов. Впервые наказанием стало тюремное заключение. Первая каменная тюрьма появилась при Иване Грозном в Чебоксарском кремле. А монастыри, как Иосифо-Волоцкий или Кирилло-Белозерский, стали местами заточения для политических узников.

Соборное уложение 1649 года закрепило тюремное заключение в качестве одного из основных видов наказаний. Поо прошествии времени условия нахождения в таких местах только ужесточились, сроки увеличились, а в дополнение власти ввели ссылку. Преступников отправляли в далекие остроги или крепости. Яркий пример — протопоп Аввакум, заточенный в землю за свои убеждения. «Таже осыпали нас землею: струб в земле, и паки около всех общая ограда за четырьми замками…», — писал он.

XVIII век — время перемен. Шлиссельбургская крепость стала русским аналогом Тауэра: место заточения политических узников и членов царской семьи. При Петре I наказания стали ещё суровее: каторга, ссылки на галеры, шпицрутены. Екатерина II начала реформы — вместо деревянных тюрем стали строить каменные, заключённым начали выдавать еду.

Затем появились легендарные тюрьмы: московская «Бутырка» (1771), Владимирский централ (1783), Тюменский тюремный замок (1786). Эти места стали символами эпохи, храня в себе не только преступления, но и судьбы великих людей. Здесь томились Пугачёв, Достоевский, Чернышевский. Можно сказать, что каждая эпоха оставляла свой след в истории отечественных мест лишения свободы, отразив борьбу за власть, страх перед мятежами и стремление к порядку.

Будьте в курсе главных литературных трендов! Больше полезных статей читайте в Литрес Журнале.

Читать

-5