Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

«Никак не связано с безопасностью»: почему эксперты раскритиковали повышение штрафов с 1 января

Оглавление

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, который повышает многие штрафы за нарушения ПДД и уменьшает скидку за быструю оплату. Помимо этого, законом вводится новый штраф за повторную езду без полиса ОСАГО. Документ должен вступить в силу уже 1 января 2025 года. Вместе с экспертами разбираемся, почему повышение произошло именно сейчас и какие нюансы не учли законодатели.

Что именно случилось

В начале декабря в Госдуму поступил законопроект о введении штрафа за повторную езду без ОСАГО. Если первичное нарушение останется без изменений и за него придётся заплатить 800 рублей, то за повторное предложили наказывать на 3–5 тысяч рублей. Однако ко второму чтению в законопроект внесли новые поправки на несколько страниц, где было прописано повышение штрафов для десятка частей 12-й статьи КоАП, которая регулирует автомобильные нарушения.

Так, депутаты решили поднять штрафы за превышение скорости, проезд на красный, выезд на встречку, выезд на выделенную полосу, езду в нетрезвом виде, отказ от медосвидетельствования и многое другое.

Кроме того, новый документ подразумевает отмену скидки в 50 процентов за оплату штрафа в течение первых 20 дней. Вместо этого автомобилистам предлагается скидка в 25 процентов и 30 дней на льготную оплату постановления. Таким образом, минимальный размер наказания со скидкой теперь составит 565 рублей.

Новые штрафы за нарушения ПДД в 2025 году: полный список изменений КоАП

В силу новые штрафы вступят с 1 января 2025 года.

Почему повышение штрафов закономерно

По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «За права автомобилистов» Петра Шкуматова, в повышении штрафов нет ничего странного и скрытного. Потому что большую их часть не повышали с 2007 года, остальные — с 2013 года. И за это время была накоплена достаточно серьёзная инфляция.

«Если посчитать по официальной инфляции ЦБ, то это как раз повышение примерно в два раза. Многие автомобилисты чувствовали, что этот момент наступит, и вот он наступил. Почему именно сейчас? Видимо, это связано с каким-то бюджетным процессом», — поясняет Шкуматов.

По его мнению, новое глобальное повышение штрафов не имеет отношения ни к безопасности, ни к способам воздействия на нарушителей. Эксперт считает данный шаг исключительно фискальным.

«Сравните ценность 500 рублей в 2007 году и в 2013 году, ну и сейчас — это совсем разные 500 рублей. Тут только одна логика у депутатов и власти — корректировка по инфляции», — уверен эксперт.

Почему штрафы повысили именно сейчас

Аналогичного мнения придерживается и руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. По его словам, за 11 лет инфляция составила 120 процентов. И если учитывать новую скидку в 25 процентов, то происходит повышение штрафов в 2,25 раза.

«Есть нарушения, связанные с выездом на встречку и на красный сигнал. Там есть санкция по лишению прав, и это никак не меняется, не ужесточается. Поэтому тут торчат уши главного замысла, зачем вообще это всё было сделано сейчас. Минфин ведь ещё подготовил налоговый манёвр, чтобы 25 процентов от собираемых штрафов перечислялось в федеральный бюджет — это и есть истинная причина, для чего это всё затевалось», — уверен Шумский.

По подсчётам центра, речь идёт как минимум о 50 миллиардах рублей, которые может дополнительно получать бюджет. Но сумма может быть и больше, ведь количество выписываемых штрафов растёт на 10–15 процентов в год, отмечает глава Probok.net.

Почему правительство не даёт разъяснений

Решение по закону в Госдуме было принято большинством из числа депутатов «Единой России». Остальные фракции проголосовали против повышения.

По словам депутата ЛДПР Ярослава Нилова, пополнять региональные бюджеты можно и нужно при помощи иных вариантов. А кратное увеличение штрафов для автолюбителей в такой непростой для страны период — как минимум несвоевременно. И никак не связано с безопасностью. Открыто возмутился таким скорым и скрытным лоббированием штрафов и депутат партии «Новые люди» Владимир Плякин. По его мнению, поправки внесли без должного обсуждения и анализа, хотя Госдума должна быть площадкой для дискуссий.

То, как принимались поправки, возмущает и некоторых экспертов. В их числе и Шумский, который уверен, что и правительство в этой ситуации молчит, чтобы не вызывать негатив водителей в свою сторону.

«Вопрос даже не в том, что нужно повышать штрафы, так как какие-то — безусловно, нужно. Но это делается не за закрытыми дверями, должна быть общественная дискуссия. Есть большое количество штрафов, которые невозможно оспорить или сложно. Например, штрафы по превышению скорости. Если раньше со скидкой за возможную ошибку системы мы платили 250 рублей, то сейчас это будет 565 рублей, и это уже неприятно», — считает Шумский.

О том, что регламент таких изменений предусматривает обсуждение, сбор поправок, мнения регионов, говорит и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, правительство должно объяснить, зачем это повышение нужно, почему оно именно такое. И почему, например, штраф за перевозку детей без кресел решили не повышать. А таких штрафов выписывают более 600 тысяч в год, это нарушение напрямую влияет на детскую смертность.

«Вообще никто из органов исполнительной власти ничего не сказал про это повышение. Ни слова от Госавтоинспекции, ни от других ответственных структур. Сюжеты про повышение штрафов выходили без участия чиновников, а эксперты дружно выступали против. Члены Общественного совета при МВД против. Подозреваю, что формально МВД вообще не в восторге от данной реформы. Мне кажется, что они столкнутся со снижением собираемости, их же за это потом назначат ответственными. Именно МВД лоббировало когда-то скидку в 50 процентов, а теперь её отменили. Не думаю, что они этому рады», — поделился Шапарин.

Как повышение штрафов отразится на безопасности

Ни один из опрошенных Журналом Авто.ру не связал повышение штрафов с последующим улучшением ситуации с безопасностью на российских дорогах. Напрямую размеры штрафов на это и не влияют. Проблема в нарушителях, основная часть которых вряд ли остановится перед новыми штрафами.

«Категории максимального риска — пьющие за рулём, мажоры с тысячами штрафов, блогеры и дрифтеры. Так вот они это повышение не заметят. Обычные водители раньше оплачивали штрафы со скидкой 50 процентов. Будут ли они так же спешить ради скидки 25 процентов? Большие сомнения. Нужно будет оценить собираемость через год», — пояснил Шапарин.

Как повышение штрафов повлияет на нарушителей

Не удивил новый законопроект и руководителя общественной организации «Автомобилист» Максима Едрышова. По его словам, штрафы повысили так же резко и скрытно, как когда-то повышали пошлины.

«Это распространённая у нас практика. Чтобы избежать бюрократических процедур, в первом чтении что-то вносят, а потом дополняют ещё чем-то, меняя весь смысл законопроекта. Мало кто из депутатов на самом деле высказывается против, просто потому что они большинством проголосовали "за". Тяжело будет некоторым водителям осознавать, что штрафы вырастут, а скидка будет меньше. Но это был вопрос времени», — считает Едрышов.

С учётом инфляции и обесценивания национальной валюты штрафы в какой-то момент, по словам эксперта, перестали выполнять свою основную функцию — удерживать водителей от нарушений правил дорожного движения. Но теперь кого-то повышенные штрафы, возможно, заставят быть более аккуратным.

«Прикидывая свой бюджет, люди уже задумываются. Одно дело с грустью, но отдать 250 рублей, совсем другое — 560 рублей. Это психологически сложнее. Может быть, человек будет внимательнее за рулём», — надеется Едрышов.

Сократилось ли число камер на дорогах

Основной поток штрафов идёт в казну с помощью дорожных камер. Именно они фиксируют самые распространённые нарушения. А 1 сентября в РФ случилась реформа камер, согласно которой устройства должны быть расположены на определённом расстоянии и внесены в официальные и открытые реестры, согласованные региональными властями с ГИБДД. Однако пока списки актуализированы не во всех регионах, а часть камер просто сменили прописку.

«По поводу камер — их точно не стало меньше. Те комплексы, которые не соответствовали закону, просто переставили в другие места. Как сказал один мой знакомый, который работает в компании по обслуживанию камер, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Собираемость с камер меньше не стала, все подстроились под новые правила. Владельцы камер всё так же зарабатывают», — считает представитель Probok.net Александр Шумский.

С тем, что с камерами нужно наводить порядок, согласен и представитель автомобильного союза Антон Шапарин. Он ссылается на отсутствие региональной статистики по комплексам и изменениям после реформы.

«Плюс мы уличили МВД в наличии кучи фейковых камер, которых нет на дорогах, но есть в базе ГИБДД. И это несколько десятков тысяч объектов. С этим общим реестром и вопросом камер нужно разбираться», — негодует эксперт.

После вступления в силу реформы камер Минтранс пока не публиковал никакой статистики, не было новостей о камерах и со стороны ГИБДД. Хотя именно последние должны были получить контроль и отчётность по фиксации нарушений со всех дорожных устройств, включая региональные центры ЦОДД.

Больше о законах и штрафах — в Журнале Авто.ру