Найти в Дзене
Любитель истории и историй

Армянское государство на берегу Средиземного моря или Киликийская Армения, отчаянная борьба за независимость

Конечно, Киликия не относится к коренным территориям Армении, но именно здесь, в начале II тыс. н.э., армяне предприняли отчаянную попытку сохранить свою независимость перед лицом всепоглощающей исламизации Ближнего Востока и тюркским нашествием.

Киликия находится на юго-западе современной Турции и граничит с Сирией. Это в основном горная территория на берегу Средиземного моря, хотя есть и равнинные участки, в основном на востоке провинции.

Казалось бы, как связаны Армения и побережье Средиземного моря? Однако связаны. Проникновение армян на эти земли началось в конце I тыс. до н. э., когда Киликия была завоевана и входила в состав армянского царства.

И вот с 1 века д.н.э они составляли значительную часть местного населения, хотя и не большинство (большинством были греки). Например, Иоанн Златоуст в письме написанном из Киликии в V веке сообщает , что живет в армянской деревне, а земли принадлежат армянскому князю.

-2

Однако, когда в 1045 рухнуло последнее армянское государство в собственно Армении (подробнее в статье "Царство, которого не должно было быть или лебединая песнь Армениии") и началась широкомасштабная экспансия тюрок-сельджуков, то многие армяне бежали на запад, именно в Киликию, и довольно быстро стали там самым многочисленным этносом. Надо заметить, что никаких конфликтов с другим местным, преимущественно греческим, населением никогда не было. Жили мирно и дружелюбно.

В результате, в 1080 году, там образовалось Киликийское армянское царство во главе с династией Рубенидов, родственников царствующего дома Анийского царства Багратидов. Просуществовало оно до 1375 года.

Флаг и герб Киликийского армянского царства.
Флаг и герб Киликийского армянского царства.

Это были триста лет отчаянной борьбы за сохранение армянской независимости, самобытности и христианского вероисповедания. И велась эта борьба не только на полях сражений и политических отношений, но и в культуре и религии.Но по порядку.

Политическая и военная история

Эта территория большую часть времени входила в состав Византийской империи и армянские князья Киликии были вполне лояльны. Однако в 1071 году в битве при Манцикерте Византия потерпела решающее поражение от тюрок-сельджуков, после которого тюрки стали широко расселяться в Малой Азии и основали Иконийский султанат.

Византия была больше не в состоянии сохранять Киликию, тем более, что там еще гражданская война вспыхнула, и для местных армян встал вопрос выживания. В результате, в 1080 году, армянский военачальник князь Рубен, которому была поручена защита этого региона, основал новое независимое княжество и дал начало новой династии. Интересно, что он был двоюродным братом последнего армянского царя в Анийском царстве Гагика II. То есть, новая династия Рубенидов было родственна старой династии Багратуни.

-4

Новое государство со всех сторон было окружено политическими образованиями тюрок, которые именно в этот период широко расселялись по всей Анатолии и очень жестко и нетерпимо относились к не мусульманским народам региона ( арабы, например, не были так нетерпимы). И естественно, что борьба с сельджуками и стала основной линией всей истории армянской Киликии. Это была единственная возможность самосохранения народа, политического, религиозного и культурного.

Конечно, силы были неравны, но армянам в некоторой степени благоприятствовала политическая ситуация. Это была эпоха крестовых походов и на побережье Малой Азии образовался ряд христианских государств поддерживаемых из Европы. Это были естественные союзники для Киликийского армянского царства несмотря на разные конфессии (католичество и миафелитство). Однако христиане, даже иной конфессии. все-таки для армян ближе, чем ислам.

-5

Борьба шла с переменным успехом, были победы и поражения. В период наивысшего расцвета Киликийского царства в конце 13 века в его состав входили и Алеппо и Дамаск. Конечно, эти успехи не могли быть достигнуты в одиночку, слишком неравны были силы и союз с государствами крестоносцев играл достаточно большую роль, хотя основную военную силу в этом союзе составляли именно армяне.

Очень важен был и союз с ворвавшимся в Анатолию в 1243 году во главе с Баджу-нойоном монголами, которые в битве при Кесе-даге разбили тюркские армии. Специально для заключения этого союза армянский царь Хетум I ездил в столицу Каракорум.

Это тоже был абсолютно логичный союз. Монголы ведь отличались полной индифферентностью к религиозным воззрениям. Им было абсолютно все равно какую религию исповедают их союзники, впрочем это относилось и к врагам и к покоренным народам.

Хетум I (справа) в Каракоруме. Армянская средневековая миниатюра
Хетум I (справа) в Каракоруме. Армянская средневековая миниатюра

Вот пока и существовал этот альянс Киликии, государств крестоносцев и монголов в Малой Азии сохранялось равновесие сил и армянское царство достаточно успешно развивалось. Причем в плане экономики это наверное было самое успешное государство того времени в том регионе. Например, киликийский порт Айяс был самым крупным перевалочным пунктом в торговле востока и запада, да и товары киликийского производства найдены , например, в раскопках на Урале и Сибири. Но все когда нибудь заканчивается.

В Египте поднялась новая грозная сила - мамлюкский султанат. Основан он был еще Салах-ад-Дином, но высшего могущества достиг при султане Бейбарсе. Именно Египет фактически и прикончил крестоносцев в Малой Азии. Монголы приняли ислам и разорвали союз с Арменией и уже в 1314 году совершили набег на Киликию. Армянское царство осталось в одиночестве и в окружении врагов.

-7

Вот описание ситуации у венецианского географа Марино Сануту, побывавшего в это время в Киликии.

Королевство Армения находится в зубах четырёх хищников. С одной стороны — это лев, то есть татары [монголы], которым король Армении платит тяжёлую дань, с другой — леопард, то есть султан [Египта], ежедневно разоряющий его страну. С третьей стороны — волк, то есть турки [караманиды], которые подрывают его власть. Четвёртая — змея, то есть пираты, грызущие кости христиан Армении

И в такой ситуации Киликийское армянское царство продержалось еще более ста лет. И хотя в 1375 году пал Сис, столица страны, но горная Киликия сохраняла независимость до 1425 года.

Религия и культура

В результате нашествия тюрок-сельджуков и падения Анийского царства, коренная Армения была полностью разорена. Сжигались города, храмы, скриптории и учебные заведения, население принуждали принять ислам. Армянский народ и культура оказались перед угрозой полного исчезновения и ассимиляции. Но нет. На берегу Средиземного моря возникло новое армянское государство, в котором не только сохранялось все наследие, но и развивалось новое.

В первую очередь это касается, конечно, Армянской церкви. Престол Католикоса всех Армян был перенесен в Киликию, сначала в город Ромкла (современный Румкале в Турции), а затем в столицу страны Сис (сейчас город Козан в Турции).

Остатки крепости Сис.
Остатки крепости Сис.

Надо сказать, что в плане религии армянам пришлось отбиваться с двух сторон. С одной стороны постоянная угроза исламизации, а с другой - католичество. Христианские союзники Киликии постоянно давили с целью окатоличить армян, ну или хотя бы принудить к унии и признать главенство Папы Римского. Не вышло ни то, ни другое.

Культура в Киликии тоже получила бурное развитие. При монастырях создавались скриптории, где переписывались старые рукописи и писались новые труды по философии, богословию, юриспруденции и многое другое. Что самое интересное, при полной поддержке и финансировании государства.

И конечно же нельзя обойти вниманием такое явление, как Киликийская армянская школа книжной миниатюры. Не вдаваясь в тонкости искусствоведения (слишком сложно) скажем только, что эта школа признана одним из самых ярких явлений в истории мирового изобразительного искусства и считается, что она во многом опередила достижения итальянского "тречченто". И связано это с именем одного большого художника Тороса Рослина.

Торос Рослин, Евангелист Лука, 1262 г. США. Балтимор. WAM (Walters Art  Museum).
Торос Рослин, Евангелист Лука, 1262 г. США. Балтимор. WAM (Walters Art Museum).

Вот такое вот Киликийское армянское царство.