Найти в Дзене
Сьеджин

Что американцы считают лучшими фильмами, достойными называться наследием

В США Библиотека Конгресса каждый год пересматривает список национального достояния и включает в него фильмы, снятые более десяти лет назад. Именно термин «национальное достояние» возбудил во мне повод написать об этом событии.

Кадр из фильма «My Own Private Idaho» – New Line Cinema, США, 1991
Кадр из фильма «My Own Private Idaho» – New Line Cinema, США, 1991

В сентябре наш Минпросвещения тоже делал выборку фильмов, рекомендуемых к просмотру школьниками. Ссылка вот она, ещё и внизу оставлю. Кто уже читал, поймут, о чём будет идти речь далее. Кто пропустил ту публикацию, советую её сначала просмотреть и вернуться сюда, дабы удивиться и посмеяться.

Что же американцы считают достоянием – список начинается многообещающими именами. Спустя годы, пересмотрев своё отношение к ранее вышедшим картинам, библиотекари при Конгрессе добавили в наследие:

«Мой личный штат Айдахо» с молодым Киану Ривзом и звездой 1980-х – начала 1990-х Ривером Фениксом, режиссёра голландского происхождения Гаса Ван Сента. Фильм вышел на экраны в 1991 году и стал культовым для узкого круга ценителей человеческой драмы. Сюжет пересказывать не буду, дабы не нарушать законы РФ и правил площадки. Но, несмотря на спорность и откровенность поднятых тем, считаю ленту действительно сильной, если не сказать мощной. Сейчас в Штатах такое не снимут.

Кадр из фильма «The Social Network» – Columbia Pictures, США, 2010
Кадр из фильма «The Social Network» – Columbia Pictures, США, 2010

Потом идёт восьмикратно номинированный на Оскара и получивший четыре статуэтки фильм братьев Коэнов «Старикам тут не место» с Томми Ли Джонсом, Хавьером Бардемом и Джошем Бролином. Несмотря на благосклонность критиков и призывов отнести ленту в разряд шедевров, библиотекарям понадобилось семь лет для осмысления ценности фильма.

А дальше у меня возникли вопросы к списку. На фоне двух действительно выдающихся картин в перечне наследия появились весьма проходные, довольно штампованно сделанные фильмы: «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Дети шпионов», «Грязные танцы», «Социальная сеть» и «Звёздный путь 2: Месть Хана».

Второй фильм стартрековской франшизы ещё могу притянуть к культурному наследию за спецэффекты и линию интернационализма. Но всё остальное – типичный массовый продукт. Как, впрочем, и песенки The Beatles, оставшиеся в памяти только тех, кто фанател не столько от гениальности, сколь от запретов слушать такую музыку.

А «Грязные танцы» ещё в момент премьеры уже были обруганы не только критиками за плохую игру Патрика Свейзи и банальность сюжета, но и зрителями, не отдавшими свои центы за билеты в кинотеатрах. Про «Социальную сеть» я писал давно рецензию, суть которой можно выразить коротко: грамотно, написанный сценарий с расставленными где надо крючками и снятый так, что не оторвёшься, но едва появляются финальные титры, задаёшься вопросом: «А о чём это всё было? Что мне хотели сказать? Что нет в Америке совести, а у американцев стыда? Та я это знал…»

Кадр из фильма «Texas Chainsaw Massacre» – Vortex, США, 1974
Кадр из фильма «Texas Chainsaw Massacre» – Vortex, США, 1974

Естественно, что на закуску, типа той вишенки на торте, я приберёг для вас ещё одно название, которое библиотекари включили в список великого культурного наследия всея соединённых штатов Северной Америки. И это… «Техасская резня бензопилой». Ну как, тряхнуло от неожиданности? И это не шутка, не прикол, не ошибка. Фильм 1974 года, ставший долгой хоррор-франшизой для любителей наделать в штаны непосредственно во время просмотра, признали шедевром!

Может быть, достижением посчитали сборы фильма? При бюджете в 140 тысяч американских долларов, прокат принёс создателям почти тридцать один миллион тех же зелёных президентов! Но это не рекорд, даже близко. Или посчитали, что чем больше фильмов снято впоследствии, тем круче первоисточник? Вот тут для меня решение библиотекарей остаётся загадкой. Но многое говорит об уровне понимания культуры и художественных ценностей. На этом, пожалуй, остановлюсь. Выводы делать вам.

Наши фильмы, признанные достоянием: