Уже давно путешествия на самолете стали таким же обычным делом, как поездки на поезде или автобусе. Когда мы думаем о предстоящем полете, большинство из нас представляет себе типичную рутину: длинные очереди на регистрацию и досмотр, суету в потерявших привлекательность магазинах беспошлинной торговли, тесные выходы на посадку-«накопители», рассадку по местам, задержки и отмены рейсов в конце концов. А еще нам известно, что самолет ― это самый безопасный способ передвижения.
Однако за этими, казалось бы, простыми процедурами скрывается целый мир, полный секретов и нерассказанных историй.
Между тем, общее число пассажиров, путешествующих воздушным транспортом по Европе, составляет почти миллиард, а в любой момент времени в воздухе по всему миру находится 10 000 гражданских самолетов. И зачастую главные секреты прячутся отнюдь не за цифрами ― об этом хорошо знают профессионалы, которые работают в реальных крупных авиакомпаниях.
Есть пара десятков действительно интересных, а порой, даже странных и пугающих откровений, о которых мало кто задумывается, даже летая регулярно.
1. Авиакомпании намеренно вводят пассажиров в заблуждение о времени выполнения рейсов
Чтобы повысить показатели пунктуальности и написать в отчете, что «наши самолеты никогда не опаздывают», авиакомпании придумали оригинальный и простой способ: они изначально завышают время, необходимое для совершения определенного рейса.
Если в расписании указано, что полет занимает два часа, можно быть уверенными ― на самом деле он продлится не более часа и 45 минут.
Действительно, в последние годы время в пути увеличилось по всем направлениям, и дело тут не только в снижении средней скорости и экономии топлива.
Уже перед взлетом командир экипажа объявляет радостную новость: «Наш полет продлится полтора часа», хотя изначально было указано два.
Такие корректировки становятся все более распространенной тактикой, улучшающей показатели авиакомпаний. Даже если самолет опаздывает с вылетом, технически он все равно прибудет в пункт назначения вовремя.
Согласно исследованиям, «за последние пару десятилетий, несмотря на новые технологии, количество времени в пути увеличилось на целых 50 процентов
2. Места, расположенные ближе всего к выходам, самые безопасные. Это правда?
Кроме дополнительного пространства для ног сидение у выхода на самом деле ничего не дает. Тем более не влияет на ваши шансы выжить в катастрофе. Авиапроисшествия происходят по разным причинам, поэтому невозможно заранее определить, какое место безопаснее. Возможно, при пожаре находиться рядом с выходом предпочтительнее, чтобы оказаться снаружи в числе первых. А вообще, самое разумное ― заходя в самолет, запомнить расположение ближайшего выхода.
3. Есть ли у стюардесс нормы-ограничения по росту и весу?
Рост бортпроводников должен быть выше 160 см, чтобы без проблем добраться до содержимого верхних полок для ручной клади и развернуть эвакуационные трапы в экстренной ситуации. С другой стороны, если рост превышает 180 см, непременно возникнут проблемы с маневрами в тесных камбузах. Что касается талии, то строгих правил здесь нет, при условии, что хватит координации и ловкости подать пассажирам диетическую колу во время турбулентности.
В Испании компанию Vueling оштрафовали на 30 000 евро за «несправедливое» отношение к женщинами-стюардессам. Действия лоукостера были расценены нарушающими права сотрудниц женского пола в отношении правил дресс-кода.
Что же не устроило женскую половину экипажа?
Перевозчик проинструктировал женщин-бортпроводниц какие именно высокие каблуки им надлежит носить и, главное, как краситься во время дежурства. Кроме того, стюардессам категорически запретили наращивать ресницы и красить губы помадой отвлекающего цвета.
Согласно правилам, тональный крем должен соответствовать естественному тону кожи, а тушь может быть только черной. Стюардессам предписали носить обувь с каблуком от 5 до 7,5 сантиметров
4. Сколько длится самый короткий пассажирский рейс в мире?
Во время перелета между островами Уэстрей и Папа-Уэстрей в Шотландии пассажирам не предлагают даже воду.
9-местный самолет Britten-Norman BN-2 Islander авиакомпании Loganair преодолевает расстояние в 2,7 км менее чем за две минуты. Это на сегодня ― самый короткий регулярный пассажирский рейс в мире. Однажды при попутном ветре перелет занял и вовсе 57 секунд.
Интересно, что длина ВПП аэропорта Эдинбурга ― столицы Шотландии ― составляет 2 557 метров, то есть, всего на 150 метров короче расстояния между островами
5. Правда ли, что пассажирам не разрешается вставать с кресел, пока пилот находится в туалете?
Когда загорается значок «Пристегните ремни», все пассажиры должны оставаться на своих местах ― это понятно. Но мало кто знает, что часто это происходит не из-за неожиданной турбулентности. Просто пилоту потребовалось покинуть кабину, чтобы посетить туалетную комнату. Старший бортпроводник в этот момент будет «охранять» дверь, перегородив проход тележкой.
6. Чистота внутри воздушного судна ― это реальность или миф?
Вопреки распространенному мнению, внутри самолета не так чисто, как можно было бы подумать, рассматривая рекламные проспекты и глянцевые фотографии. Плотный график полетов оставляет мало времени на тщательную уборку. В результате складные столики, ручки, подлокотники, журналы, карманы на сиденьях и ремни безопасности содержат опасное количество микробов. Более того, исследования показывают, что столики и подносы часто грязнее, чем туалеты. Этому способствуют сами пассажиры, когда меняют на столах подгузники, кладут на них ноги, а потом еще и едят. Рассадник инфекции, одним словом. Сделать с этим глобально ничего нельзя, поэтому, чтобы обезопасить себя, всегда протирайте выдвижной столик спиртовой салфеткой и дезинфицируйте руки после того, как займете свое место.
7. Правда ли, что опьянение в небе наступает быстрее, чем в пабе?
Существует миф, что из-за недостатка кислорода на борту алкоголь ударяет в голову гораздо быстрее, чем на земле. Однако, согласно исследованиям, заметной разницы между употреблением алкоголя перед взлетом и на высоте 10 000 метров нет: шесть бокалов шампанского в любом случае сделают свое дело.
8. Правда о бортовой еде и питьевой воде
Почему еда на борту самолета порой вообще не имеет вкуса? Нам говорят, что это особенности нашего восприятия в условиях большой высоты и перепадов давления. На самом деле чаще причина кроется в приготовлении и хранении. Бортпитание обычно готовится за несколько часов, если не дней, до вылета и хранится по-особенному, чтобы элементарно не испортилось. Это сильно влияет на качество и вкусовые свойства. Опять же, неслучайно многие стюардессы предпочитают приносить с собой домашнюю еду.
«Я ничего не ем в самолетах. Проработав в авиакомпании 10 лет, знаю, где была сделана эта еда, куда ее возили, и сколько времени прошло, прежде чем она попала на борт»
Страстей о питьевой воде в самолетах опубликовано не меньше. Вода для приготовления чая и кофе поступает из резервуаров, которые редко подвергаются тщательной очистке. Еще реже полностью сливают старую воду. Обычно ее просто смешивают со свежей.
Также нужно избегать употребления воды из-под крана. Известно, что баки для воды в самолетах чистить трудно и долго, поэтому, даже если их промыть дезинфицирующим средством, большинство бактерий остается в баке.
Еще одно откровение. Зачастую агрегат, из которого заливается питьевая вода для мытья рук и приготовления кофе, стоит бок о бок с тем, который одновременно используется для выгрузки мусора и заправки туалетов. Впрочем, какая разница, если сотрудник, наливающий воду, в течение дня не меняет перчатки…
Поэтому разумное поведение ― избегать употребления чая и кофе на рейсах и вместо этого употреблять напитки в бутылках.
«Кофе просто отвратительный, никто из экипажа его не пьет. Сотрудникам платят слишком мало, им наплевать на чистоту контейнера для кофе. И вообще, редко у кого есть необходимые принадлежности для его чистки. Мы просто споласкиваем его и насыпаем кофе»
9. Правда ли, что в самолетах часто отсутствует ряд номер 13?
Действительно, есть авиакомпании, которые пропускают 13-й ряд, чтобы всего лишь не пугать суеверных пассажиров. Более того, Lufthansa на своих итальянских рейсах отказалась и от 17-го ряда, чтобы не нервировать итальянцев, считающих это число несчастливым.
Из-за боязни цифры 4, а также ее производных — 14, 24 и т. д., в салонах многих китайских авиакомпаний нет 4-го и 14-го рядов.
Но все же, большинство перевозчиков «не заморачиваются» и в плохие приметы не верят. В том числе «Аэрофлот» и «Белавиа».
На схемах широкофюзеляжных самолетов отсутствуют кресла с буквой «I». Здесь причина совершенно другая: I не используется в авиации, так как ее легко спутать со строчной буквой L или цифрой 1, которые пишутся почти одинаково на всех языках
10. Велики ли шансы подхватить в самолете простуду?
Могут ли микробы активно размножаться в рециркулируемом самолетном воздухе? Нет! Самолеты оснащены высокоэффективными воздушными фильтрами HEPA, улавливающими переносимые по воздуху микробы. Свежий воздух поступает снаружи, смешивается и фильтруется, и уже чистым поступает в салон. Полная смена воздуха происходит каждые две-четыре минуты. При этом воздушные потоки направлены не вдоль салона, а вертикально.
11. Самолеты постоянно сталкиваются с птицами. Насколько это опасно?
Бедные птицы. Экстремальные случаи действительно бывают, но в большинстве ситуаций пассажиры этого даже не замечают. Наибольший риск возникает при взлете и посадке, тем более, что некоторые аэропорты находятся в непосредственной близости от мест обитания пернатых. Различные аэропортовые приспособления-отпугиватели помогают, но не на 100 процентов.
12. Реально ли в полете открыть дверь пассажирского лайнера?
История знает несколько инцидентов, когда пассажиры, находясь в невменяемом состоянии, пытались открыть двери во время полета. Хотя обычно нарушителей успевают обезвредить другие пассажиры и члены экипажа, причин для беспокойства нет в принципе. Двери современных самолетов закрываются под давлением, и чтобы их открыть, понадобится сила нескольких десятков здоровяков. Согласитесь, шансы попасть в самолет со 100 бодибилдерами, минимальны.
В мае 2023 года авиакомпания Asiana Airlines заявила, что больше не будет разрешать пассажирам занимать определенные места в ряду аварийных выходов на своих самолетах Airbus A321. Причиной послужил реальный инцидент: пассажиру удалось открыть дверь, когда машина еще находилась в воздухе в 200–250 метрах над землей.
Asiana эксплуатирует самолеты A321-200 в нескольких конфигурациях. Пострадавший самолет имеет четыре комплекта дверей, и только у одной из этих восьми дверей рядом нет сидения для стюардессы.
30-летнему нарушителю предъявлены обвинения в нарушении закона об авиационной безопасности, и теперь ему грозит тюремный срок до 10 лет
13. Секретные зоны отдыха экипажа существуют!
Если на коротких рейсах времени на отдых у стюардесс, как правило, совсем нет, то в течение дальнемагистральных экипаж имеет достаточно перерывов. Более того, большие самолеты, такие как Boeing 777 и Airbus A380, оборудованы скрытыми зонами отдыха. В эти просторные и вполне себе комфортные отсеки, обычно расположенные над главным салоном или в хвостовой части самолета, можно попасть по секретным лестницам. В комплекте ― кровати, удобные кресла и даже небольшие ванные комнаты. В общем, все что нужно для передышки между сменами. Входы сюда, как правило, не обозначены, что делает их практически невидимыми для пассажиров.
14. Зачем бортпроводники меняют освещение в салоне?
Действительно, при наличии возможности экипаж во время взлета и посадки делает освещение в пассажирском салоне более мягким, приглушенным. Но вопреки распространенному мнению, это вовсе не для того, чтобы помочь пассажирам расслабиться или уснуть.
На самом деле цель данной процедуры ― подготовить ваши глаза к внешнему освещению на случай чрезвычайной ситуации. Приглушенный свет позволяет глазам лучше адаптироваться, и при необходимости быстрее сориентироваться и безопасно покинуть самолет. В критических ситуациях, когда дорога каждая секунда, эти простые регулировки могут спасти жизнь.
15. Правда ли, что вода из туалета сливается прямо в полете, как на рельсы в советских поездах?
Во время полета технически невозможно освободиться от содержимого туалетов. Только на земле голубая жидкость вакуумируется в цистерну грузовика-ассенизатора.
Но случаи непреднамеренных утечек в истории были.
Однажды неполадка, возникшая в наружном патрубке унитаза, привела к тому, что стоки намерзли на краях, а затем ледышкой упали вниз, повредив яхту, дрейфующую в океане.
А у Boeing-727 однажды произошел отказ турбовентиляторного двигателя после того, как в него попал замерзший кусок отходов, вытекших из унитаза. Говорят, что именно так появилась известная фраза про наброс того самого на вентилятор.
В следующий раз, когда будете садиться в самолет, уделите минутку тому, чтобы оценить усилия множества конкретных людей, которые сделали ваш авиаперелет возможным. Ну и не забудьте взять с собой несколько дезинфицирующих салфеток для душевного спокойствия.