План:
- Правонарушение и его признаки
- Виды правонарушения: проступок и преступление
Данная тема по ФРП рассчитана на два часа. На первом часе изучим правонарушение, на втором — юридическую ответственность. Для качественного проведения урока созданы презентация и рабочие листы по теме: Правонарушения и юридическая ответственность (урок №1)
Содержание теории и заданий соответствует требованиям ФРП. За основу разработки заданий взята технология развития критического мышления (ТРКМ). А модели заданий преимущественно соответствует заданиям ВПР и ОГЭ. Всё это гарантирует высокое качество учебного материала и его актуальность для образовательного процесса. Урок пройдёт более активно и эффективно, если в ходе объяснения темы по презентации ученики будут заполнять рабочие листы.
Презентации и рабочие листы доступны по подписке на закрытые материалы моего сообщества во Вконтакте. Оформить подписку можно ЗДЕСЬ
После подписки вам откроется доступ в ЗАКРЫТУЮ СТЕНУ моего сообщества, где размещено множество материалов к урокам обществознания с 6 по 9 класс, а также мои пособия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Разработки обновляются по мере необходимости. Поэтому вы будете получать актуальные материалы.
Скачать презентацию и рабочие листы к уроку по теме Правонарушения и юридическая ответственность (урок №1) можно ЗДЕСЬ
КОНСПЕКТ УРОКА:
Слайды 3-6. Вспомним:
- Что такое право? (Это совокупность норм, которые определяют обязательные для всех людей правила поведения, установленные государством и защищаемые мерами государственного принуждения.)
- Как называется поведение человека, соответствующее правовым нормам? (Правомерное поведение.)
- В каких ситуациях жизни вы проявили правомерные действия? (Соблюдение правил в школе, соблюдение правил дорожного движения, оплата покупки и т.п.)
- Какие последствия могут быть у неправомерного поведения? (Порицание, потеря доверия, можно столкнуться с полицией или попасть в суд.)
Слайд 7. Задумаемся
Случается, что некоторые из ваших сверстников, к сожалению, нарушают законы.
Какой вред они причиняют сами себе, другим людям, обществу в целом? Как можно изменить сложившуюся ситуацию?
Ожидаемый ответ:
- Нарушая законы, ребята могут быть оштрафованы или арестованы, у них могут возникнуть проблемы с учёбой. Это может плохо отразиться на их репутации и привести к потере возможностей в жизни. Правонарушения могут причинить вред другим людям: кража оставляет их без имущества, драка наносит ущерб здоровью и т.д. Высокий уровень правонарушений в обществе может привести к ухудшению общественного порядка и снижению качества жизни граждан.
- Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно говорить с друзьями о последствиях своих действий, организовывать мероприятия, направленные на формирование правовой культуры, заинтересовывать кружками, проектами, которые позволят с пользой проводить свободное время.
- Правонарушение и его признаки
Слайд 9. Большинство людей в обществе не нарушают норм права, уверенно пользуются своими правами и добровольно исполняют обязанности. Но есть и противоположное поведение — правонарушение.
Правонарушение — это виновно совершённое, противоправное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), за которое законом предусмотрено наказание.
Разберём определение детально, выделив признаки правонарушения.
Слайд 10. Во-первых, правонарушение — это всегда деяние в форме действия или бездействия.
Слайд 11. Прочитайте примеры. Укажите, какие из них иллюстрируют правонарушения в форме действия, а какие в форме бездействия.
- Человек сломал замок припаркованной машины и уехал на ней.
- Бизнесмен не уплатил налог.
- Молодой человек на улице громко выразил неуважение и оскорбил проходящего мимо мужчину.
- Врач, видя, что пациент находится в тяжёлом состоянии, не оказал ему помощь.
- Мужчина в состоянии агрессии нанёс удар по стеклу чужого автомобиля, в результате чего стекло разбилось.
- Водитель увидел красный сигнал светофора, но продолжил движение автомобиля, что привело к ДТП.
Ответ: действия — 1, 3, 5, 6; бездействия — 2,4.
Слайд 12. Во-вторых, правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее именно норму права, выраженную в законе. Например, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила будет только невежливостью, но не правонарушением.
Слайд 13. В-третьих, правонарушение — это виновное деяние. Вина — это отношение лица к собственному поведению и к его результатам. Чтобы установить вину, необходимо понять: как лицо, совершившее деяние, относится к нему? Каковы были цели человека, его замыслы, побуждения? Ответив на эти вопросы, можно установить форму вины, что очень важно, ведь от этого во многом зависит наказание. Есть две формы вины: 1) умысел, когда действия виновного сознательные и специальные; 2) неосторожность, когда лицо не желает наступления опасных последствий, но допускает, что такие последствия могут наступить, и тем не менее относится к ним безразлично.
Слайд 14. Задание на анализ ситуации.
Ожидаемый ответ:
- Пассажир, двигавшийся по эскалатору слева не нарушил правила.
- Дмитрий виновен.
- Поступил неосторожно, потому что не задумываясь поставил сумку и загородил проход.
Слайд 15. В-четвёртых, важным признаком правонарушения является общественная опасность, то есть причинение вреда. Кому же причиняется вред? Вред может причиняться отдельной личности (например, здоровью конкретного человека), интересам всего общества (например, нарушение общественного порядка) и государству в целом (например, разглашение государственной тайны).
Слайд 16. Задание. Разделитесь на группы. Выберите одно из правонарушений и проанализируйте, в чём может быть выражена опасность для личности и общества.
Ожидаемый ответ:
- Человек сломал замок припаркованной машины и уехал на ней. (Опасность для личности: владелец машины испытывает стресс и финансовые потери. Опасность для общества: угон автомобилей способствует росту преступности и создаёт чувство небезопасности в обществе.)
- Бизнесмен скрыл доход, чтобы не платить налог. (Опасность для каждой личности и общества в целом: неполучение налоговых поступлений снижает производство общественных благ государством, что в итоге ухудшает качество жизни всех граждан.)
- Молодой человек на улице громко выразил неуважение и оскорбил проходящего мимо мужчину. (Опасность для личности: стресс оскорблённого и конфликт с правонарушителем. Опасность для общества: ухудшение нравственности, создание атмосферы агрессии.)
- Врач, видя, что пациент находится в тяжёлом состоянии, не оказал ему помощь. (Опасность для личности: ухудшение состояния больного, смерть. Опасность для общества: подрыв доверия к медицинскому обслуживанию и ухудшение здоровья населения.)
- Мужчина в состоянии агрессии нанёс удар по стеклу чужого автомобиля, в результате чего стекло разбилось. (Опасность для личности: стресс, имущественный вред владельцу автомобиля. Опасность для общества: создаёт чувство страха и недоверия в обществе.)
- Водитель увидел красный сигнал светофора, но продолжил движение автомобиля, что привело к ДТП. (Опасность для личности: травмы, смерть участников дорожного движения. Опасность для общества: ДТП увеличивают нагрузку на медицинскую систему, создают ощущения небезопасности на дорогах.)
Слайд 17. В-пятых, правонарушение наказуемо по закону.
Слайд 18. Подчеркнём, что названные признаки только в комплексе характеризуют правонарушение. При отсутствии хотя бы одного из признаков деяние не является правонарушением.
- Виды правонарушения: проступок и преступление
Слайд 20. По степени тяжести и последствиям правонарушения делятся на проступки и преступления.
Проступки неоднородны и встречаются в различных сферах нашей жизни. В зависимости от этого они делятся на виды:
- административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок (нарушение правил дорожного движения, правил провоза багажа в транспорте, запрета на курение в обще ственных местах и др.).
- дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются на работе, по месту учёбы и нарушают порядок деятельности данных организаций. Ослабление трудовой (учебной) дисциплины дезорганизует работу и снижает её результативность. Согласитесь, опоздания на уроки, прогулы, невыполнение домашних заданий, списывание, занятие посторонними делами отнюдь не способствуют усвоению учебного материала.
- гражданские проступки — это правонарушения, совершённые в сфере имущественных (нанесение имущественного вреда) и личных неимущественных отношений (нанесение морального вреда). Например, если вы вошли в автобус с мороженым и при резком толчке испачкали им пиджак стоявшего рядом пассажира, то вам придётся оплатить ему стоимость химчистки пиджака.
Проступки, безусловно, мешают нормальному труду, отдыху, быту людей, нарушают общественный порядок. Кроме того, в любой момент человек, совершивший проступок, может перейти ту грань, за которой деяние будет рассматриваться уже как преступление.
Преступление — это самый опасный вид правонарушения (убийства, побои, кражи и др.), влекущий и самый строгий вид наказания — уголовную ответственность.
Слайды 21-27. Тесты формата ОГЭ на закрепление темы.
_______________________________
С заботой Барият Абулова ❤️