Найти в Дзене

"Фараон Эхнатон. Человек из Афин. Сулла". Г. Гулиа. Трилогия с давящим послевкусием

Книга прочитана в 2024 году.

Читала в таком оформлении
Читала в таком оформлении

Георгий Гулиа давно был в моих планах в рамках личного марафона чтения книг абхазских писателей. Поэтому, когда я в библиотеке искала один из романов Мориса Дрюона, а наткнулась на увесистый томик в 800 с лишним страниц трилогии Георгия Гулиа, я, естественно, его взяла.

Георгий Гулиа родился в семье основоположника современной абхазской литературы Дмитрия Гулиа (чьи произведения у меня тоже в планах на прочтение, правда, в библиотеках их найти нереально, так что интернет мне в помощь). Казалось бы, самое простое — сразу пойти по стопам отца, однако Георгий заканчивает Закавказский институт инженеров путей сообщения и некоторое время работает по специальности. Но тяга к литературе и истории перевешивает, и Георгий Дмитриевич посвящает себя ей. Ещё в юные годы некоторые его произведения печатались в сборниках и периодических изданиях, но после войны он переезжает в Москву, где работает в «Литературной газете» и одновременно начинает работу над большим романом. Роман «Весна в Сакене» приносит Георгию Дмитриевичу Гулиа признание публики. В 1950 году по роману был снят одноимённый фильм.

В более зрелом возрасте Гулиа всё чаще обращается к теме исторического романа. Признаюсь честно, современные отзывы о его произведениях не лестные. Их обвиняют в плоскости персонажей, примитивности диалогов и довольно слабой исторической канве. И в какой-то мере современные читатели правы. Мы, избалованные яркими образами и красками, созданными литературой в последние года, подкреплённые сочной картинкой киноиндустрии, привыкли, что за нас всё додумано, придумано и показано. Просто смотри. Всё же в годы советской литературы писателям нужно было изрядно изгаляться, чтобы написать не только произведение, которое пройдёт цензуру, но и интересное, и смысловое. И я считаю, что в трилогии «Фараон Эхнатон», «Человек из Афин» и «Сулла» автору это удалось.

Итак, приступим.

"Фараон Эхнатон"

Что вы помните о фараоне Эхнатоне из школьного курса истории? Если ничего, то очень краткая справка такова: этот фараон первым попытался заменить пантеон египетских богов поклонением одному богу, богу Атону. Естественно, большинство его стараний не оценило. Были жесточайшие репрессии. Многие власть имущие потеряли свои посты, дворцы, деньги, жизни. Его ненавидели, презирали, боготворили, любили. История нам оставила в память об этом удивительном человеке очень мало. До сих пор даже не найдена его гробница. После его смерти все его свершения были прокляты и забыты на долгие годы.

Скрин с ЯК
Скрин с ЯК

"Человек из Афин"

Этот роман описывает нам короткий период из жизни Перикла, известного военачальника, политического деятеля, оратора, ярого сторонника греческой демократии, которого отстранили от власти. В городе чума. Умирают в том числе и близкие Перикла, а он страдает... по потерянной власти и ждёт, когда же за ним придут снова.

Скрин с ЯК
Скрин с ЯК

"Сулла"

Роман о римском военачальнике, который прославился тем, что захватил... Рим. А захватив его, под громкими словами про процветание республики устроил кровавый террор.

Что же объединяет эти три произведения, на первый взгляд, казалось бы, абсолютно между собой не связанные? Я могу высказать лишь своё мнение, а уж что там имел в виду автор, оставлю в компетенции литературоведов и историков.

Скрин с ЯК
Скрин с ЯК

Как по мне, автор показал три формы правления: монархия (а власть фараона — это всё же монархия), демократия и республика. И он, в отличие от всех ратующих за каждую из этих форм правления в отдельности и поносящих остальные, показал их неприглядность и формализм.

Казалось бы, фараон Эхнатон — потомок богов, которому должны поклоняться и чьё слово — закон. Но среди его окружения есть люди, которые не собираются мириться с его планами и прекрасно осознающие, что фараон вполне себе смертен, нужно просто выбрать момент.

Демократа Перикла тоже вряд ли можно назвать беспристрастным. Он правил слишком долго, чтобы не усомниться в его желании властвовать. Да, его правление принято считать Золотым веком для Афин, но скольких жизней стоило это простым грекам? Именно об этом и говорит ему молодой человек, настойчиво требующий приёма. Получив его, он бросает в лицо Периклу обвинения в властолюбии и тирании, говоря, что Перикл попрал принципы демократии.

Сулла не скрывает, чего он хочет. Он хочет власти. Безграничной. Он ненавидит всех этих римских патрициев. Он использует принципы римской республики и переворачивает их как ему удобно. Он убивает во имя республики, отнимает жильё и раздаёт его своим солдатам во имя республики, затыкает рты недовольным во имя республики...

Автор показал нам, что как бы ни называлась существующая ныне форма правления, рано или поздно она принимает форму тирании, потому что есть те, кто хотят просто власти. Безграничной. Любыми путями.

Но, согласна с большинством современных критиков творчества Георгия Дмитриевича Гулии, читать сегодня это непросто, а местами откровенно скучно.

Отдельно я бы хотела всё же отметить диалоги. Мне они понравились. Краткие фразы, за счёт которых создаётся впечатление настоящего разговора, а не многословная популистика, когда раб разговаривает с господином на языке великих философов.

В целом же книга оставила тяжелое впечатление. Она показала, что власть опьяняет, лишает разума, лишает совести. И не важно, как называется политический строй, которым прикрывается очередной тиран.