Найти в Дзене

Десятина в священстве по чину Мелхиседека | Виталий Олийник

Деньги всегда были чреватой темой, особенно когда речь заходит о том, чтобы их отдавать. Посему немудрено, что и обсуждение вопроса денег в контексте служения Богу зачастую происходит с эмоциональным накалом. Всплеск эмоций же, в свою очередь, служит помехой объективности. В результате соотношение рациональности и эмоциональности оказывается не в пользу Божьей истины. Поскольку наша статья посвящена именно деньгам, просим уважаемых читателей с самого начала принять решение следить за уровнем своего эмоционального баланса, чтобы дать разуму возможность осуществить необходимую работу. Итак, десятина в священстве по чину Мелхиседека. Что такое «чин Мелхиседека»? Это словосочетание встречается в Библии шесть раз. Впервые мы находим его в книге Псалтырь: «Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (109:1,4). Этот отрывок в Своем служении цитировал Иису
Оглавление
Много денег
Много денег

Часть 1

Деньги всегда были чреватой темой, особенно когда речь заходит о том, чтобы их отдавать. Посему немудрено, что и обсуждение вопроса денег в контексте служения Богу зачастую происходит с эмоциональным накалом. Всплеск эмоций же, в свою очередь, служит помехой объективности. В результате соотношение рациональности и эмоциональности оказывается не в пользу Божьей истины.

Поскольку наша статья посвящена именно деньгам, просим уважаемых читателей с самого начала принять решение следить за уровнем своего эмоционального баланса, чтобы дать разуму возможность осуществить необходимую работу.

Итак, десятина в священстве по чину Мелхиседека. Что такое «чин Мелхиседека»? Это словосочетание встречается в Библии шесть раз. Впервые мы находим его в книге Псалтырь: «Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих… Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (109:1,4).

Этот отрывок в Своем служении цитировал Иисус: «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе [Мессии]? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Евангелие от Матфея 22:41-46). Из этого разговора следует, что как Иисус, так и Его собеседники считали 109-й псалом мессианским, т.е. описывающим служение Мессии. Мессия должен был стать священником по чину Мелхиседека.

Оставшиеся пять раз фраза «чин Мелхиседека» упоминается в Послании к Евреям. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (5:5-10 ст.).

«Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (6:16-20).

«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, —ибо с ним сопряжен закон народа, —то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?» (7:11).

«И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (7:15-17).

Эти отрывки свидетельствуют, что пророчество 109-й главы Псалтыря является не только мессианским, но и исполнилось в 1-м веке нашей эры. На смену левитскому священству по чину Аарона пришло священство по чину Мелхиседека. Более того, этим Мессией является Иисус Христос. Именно Он стал священником по чину Мелхиседека. Эпоха Нового Завета – это эпоха священства по чину Мелхиседека.

Что же такое «чин»? В древнееврейском это слово דִּבְרָה (дивра). Согласно словарю Штейнберга, оно означает «порядок, способ». В греческом это слово τάξις (таксис), которое означает «расположение в порядке, устроение, определение, назначение» (Словарь Вейсмана). Для передачи значения словосочетания «по чину Мелхиседека» Послание к Евреям использует синонимичную фразу «по подобию Мелхиседека» (7:15), в оригинале ὁμοιότης (хомойотэс). Соответственно, служение Иисуса Христа в качестве священника происходит подобно служению Мелхиседека, тем же порядком, способом, устроением.

В 7-й главе Послания к Евреям указано несколько элементов «чина Мелхиседека», но в данной статье нас интересует лишь вопрос десятины в этом священстве. Об этом написано следующее: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего… Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь—брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования» (1,2,4-6 ст.)

Приведенный отрывок позволяет сделать следующие наблюдения. Во-первых, Мелхиседек принял десятину. Во-вторых, для описания как десятины, получаемой коленом Левия, так и полученной Мелхиседеком используется один и тот же термин. В-третьих, логика аргумента о превосходстве чина Мелхиседека над чином Аарона основана на тождестве понятия «десятина»; проще говоря, поскольку сам Левий, получающий десятину, сам в лице Авраама отдал десятину Мелхиседеку, этим демонстрируется более высокий статус священства Мелхиседека. Однако этот аргумент Послания к Евреям имеет силу лишь в случае, если десятина Авраама и десятина народа Израиля – это явления одной природы.

Некоторые утверждают, что Авраам отдал десятину всего один раз в своей жизни, поэтому она была иной природы, нежели десятина Израиля. На самом же деле корректно говорить лишь о том, что Библия содержит одно описание того, как Авраам отдал десятину, а не о том, что он сделал это только один раз. В качестве иллюстрации: сколько раз в жизни Ной приносил жертву Господу? Тора содержит лишь одно описание (Быт. 8:20), однако это не означает, что жертва имела место в его жизни только единожды.

В попытке определить, был ли описанный в Торе акт отделения Авраамом десятины явлением одиночным, либо иллюстрацией его образа жизни, полезно задать вопрос: откуда ему в голову пришла идея, встретив Божьего священника, отреагировать именно таким образом? Почему его «расположение сердца» совпало с законами Торы? Почему не 7%, или 9%, или 13, и т.д.? Чем руководствовался Авраам? Быт. 18:19 суммирует призвание Авраама следующим образом: «ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд».

При исследовании оказывается, что все три понятия, описывающие то, чему Авраам должен был учить своих детей и свой дом, а именно «путь Господень», «правда» и «суд», являются описанием законов Торы. Приведем один из многочисленных примеров: «И сказал я [сам в себе]: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы» (Иер. 5:4,5). «Путь Господень» – это «закон Бога».

Еще отчетливее образ жизни Авраама описан в Быт. 25:6 – «за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Авраам соблюдал повеления Божьи, уставы и законы. Все три слова даны во множественном числе, используются термины, описывающие письменную Тору: «о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! пойди, скажи им: ‘возвратитесь в шатры свои’; а ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их, чтобы они [так] поступали на той земле, которую Я даю им во владение» (Втор. 5:29-31).

Авраам жил по Торе еще задолго до того, как она была зафиксирована в письменном виде! До Синайского откровения Божьи законы передавались из уст в уста. Именно поэтому патриарх отделил ровно 10%! Заявления послания к Евреям о единоприродности акта отделения десятины в Израиле и опыта Авраама повторяют информацию, известную читателям Послания к Евреям с детства (в отличие от не-евреев). Картину дополняет тот факт, что в Салиме, где был священником Мелхиседек, находилось Божье жилище: «И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе» (Пс. 75:3).

Итак, священство Нового Завета – это священство по чину Мелхиседека. В этом «чине» присутствует десятина, как и в «чине» Аарона. Принцип финансирования одинаков. Прочитаем на эту тему еще одно заявление из послания к Евреям: «И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет» (Евр. 7:8).

Первая часть предложения описывает священство по чину Аарона, вторая – по чину Мелхиседека. Надо знать, что в греческом языке, на котором написано Послание к Евреям, как и в русском, во избежание тавтологии в рамках одного предложения принято опускать подразумеваемые слова (например, в этом предложении мы опустили слово «языке» после слова «русском», так как оно подразумевается). Для пущей ясности еще один пример: «Здесь пьют чай, а там квас» (опущен глагол «пьют», после слова «там», так как он подразумевается). Если в исследуемом стихе указать подразумеваемые слова, полное предложение будет выглядеть так: «И здесь десятины берут человеки смертные, а там десятины берет имеющий о себе свидетельство, что он живет». Десятина есть и «здесь» и «там»! Далее, форма глагола, описывающего взимание десятины – «берут» – несовершенного вида, что означает многократное действие, повторяющееся явление. То, что верно для чина Аарона, верно для чина Мелхиседека.

Теперь зададимся следующим вопросом: к кому относится фраза «имеющий о себе свидетельство, что он живет»? Кого она описывает? Кто имеет такое свидетельство? Послание к Евреям отвечает: «Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (7:17). Речь идет об Иисусе Христе! Это о Нем засвидетельствовано! Только Он «имеет о Себе свидетельство, что Он живет»! Повторим: имеющий о Себе свидетельство, что Он живет, т.е. священник по чину Мелхиседека, Иисус Христос, берет десятины!

Как же Он это делает, находясь на небе?

Часть 2

Каким же образом Иисус Христос может брать десятины, находясь на небе и служа в небесном святилище, а не на земле?

Прежде всего напомним, что адресатом послания к Евреям были именно иудеи, с детства воспитываемые на Торе, как и апостол Павел: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деяния Апостолов 22:3). Разумение механизма возвращения и распределения десятины по законам Торы поможет нам понять слова апостола.

Ключевой вопрос здесь звучит так: кому израильтяне отдавали десятину? Тора гласит: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит 27:30). Десятина принадлежит Господу! Это Его святыня!

Далее в книге Числа описано путешествие десятины: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины» (18:20,21,24-26).

Вновь спрашиваем: кому израильтяне отдавали десятину? Невнимательный читатель может дать ответ «сынам Левия», но этот ответ неточен. Текст Торы заявляет: «десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу» (24 ст.) – израильтяне приносили десятину Господу! Как видим, здесь подтверждается тезис из Левит 27:30 – «десятина… принадлежит Господу».

Что же делал с десятиной Господь? Написано: «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля» (21 ст.); «десятину сынов Израилевых… я отдаю левитам в удел» (24 ст.); «десятину, которую Я дал вам от них в удел» (26 ст.). Итак, израильтяне отдавали десятину Господу, а Он отдавал ее сынам Левия. Это принципиально важно! Десятину брал Господь, находящийся на небе, и отдавал ее Своим служителям, находящимся на земле!

Скептически настроенный читатель может съехидничать: это как? Сыны Левия получали десятину с неба? Не похоже ли это на ироничную притчу, согласно которой представители трех известных религий рассказывают, каким образом они определяют, какую часть пожертвований, принесенных верующими в культовое здание, отделить себе? Один говорит: я подбрасываю все монеты вверх; те, которые падают «орлом», забираю себе, остальные Богу. Второй говорит: я подбрасываю все монеты вверх; те, которые падают плашмя, забираю себе, а которые ребром, Богу. Третий говорит: я подбрасываю все монеты вверх; Бог подхватывает столько, сколько нужно Ему, а все, что падает на землю, Он оставляет мне!

Тем не менее мы не властны изменять язык Торы. Описываемое движение десятины (люди – Бог – левиты) открывает не материальное, а духовное измерение: верующий должен был осознавать, что десятина – это вопрос его отношений с Господом, а не левитом или священником. Конечно, на практике десятину брали сыны Левия: «объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел» (26 ст.). Однако в терминологии Священного Писания десятину берет Господь и отдает ее левитам.

Именно в этих категориях написано послание к Евреям. Иисус Христос, имеющий о Себе свидетельство, что Он живет, берет десятину точно так же, как описано в Торе: получая ее от верующих, Он отдает ее Своим служителям – «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Послание Коринфянам 9:13,14).

В первой части процитированного отрывка дается ссылка на принцип финансирования служителей согласно Торе, во второй части утверждается право «проповедующим Евангелие жить от благовествования», а соотношение этих частей указывает находящаяся в центре краткая, но многозначительная фраза «так и», которая исполняет функцию знака тождества. В оригинале это слово οὕτως (хутос), которое означает «так, таким образом». Принцип финансирования в эпоху Нового Завета должен быть таким же, как и в эпоху Ветхого.

Важно также не упустить из внимания силу глагола «повелел» (14 ст.). Это не пожелание или рекомендация, а именно повеление – «Господь повелел». Термин «Господь» в Апостольских Писаниях относится, как правило, к Иисусу Христу. Это верно и в отношении 9-й главы 1-го Послания к Коринфянам: «Иисуса Христа, Господа нашего» (1 ст.), «братья Господни» (5 ст.). Именно Господь Иисус Христос повелел, чтобы служение проповедующих Евангелие финансировалось так же, как в Торе.

Итак, «имеющий о себе свидетельство, что Он живет», Господь Иисус Христос, священник по чину Мелхиседека, берет десятину, находясь на небе, и дает ее Своим служителям, находящимся на земле. Как и в эпоху Ветхого Завета, на практике десятина передается по горизонтали, служителям, но духовное измерение описывает путешествие десятины сначала вверх, затем вниз. Язык и концепции, использующиеся в послании к Евреям, повторяют те, что ранее использовались в Торе.

Кто-то может возразить: но ведь теперь уже нет необходимости приносить жертвы, воскурять фимиам, и совершать иные литургические действия, имевшие место в земном святилище! Соответственно нет нужды и в десятине, на которую содержали служителей, осуществлявших это!

Верно, храм на горе Мориа разрушен, служения во святилище на земле нет. Однако обязанности в храме составляли лишь малую долю объема служения колена Левия – всего две недели в году. Было создало двадцать четыре череды для служения: «И вышел первый жребий Иегоиариву, второй Иедаии… двадцать третий Делаии, двадцать четвертый Маазии. Вот порядок их при служении их, как [им] приходить в дом Господень, по уставу их чрез Аарона, отца их, как заповедал ему Господь Бог Израилев» (1 Паралипоменон 24:7,18,19)

Чем же колено Левия занималось большую часть времени? «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля» (Второзаконие 33:10); «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахия 2:7). Колено Левия в Израиле осуществляло служение духовного просвещения.

Эта функция осталась и в священстве по чину Мелхиседека. Несмотря на то, что все верующие призваны благовествовать, есть служители, которых Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Послание Ефесянам 4:11) и т.д.. Если человек посвящает все свое время служению, он имеет право «жить от благовествования».

Этот тезис апостол Павел доказывает в 9-й главе 1-го послания Коринфянам, используя ряд аргументов. Во-первых, он апеллирует к общераспространенной практике в церкви в отношении апостолов: «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (4-6 ст.). Во-вторых, Павел приводит три иллюстрации из жизни: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (7 ст.).

Далее апостол приводит иллюстрацию из Торы – «По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (8-11 ст.). В-четвертых, Павел ссылается на опыт самих Коринфян: «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?» (12 ст.).

Итак, в священстве по чину Мелхиседека в эпоху Нового Завета десятина является способом финансирования служителей, как и в священстве по чину Аарона.

Виталий Олийник,

Центр духовного просвещения.