Найти в Дзене
LifeMax

Ремонт М54Б22 на Е46 рестайл своими (и не только) руками.

Пробило прокладку гбц 25 июня, загнал в гараж. Для удобства ремонта решил снести фары с бампером и телевизором. Снял пластик с салонным фильтром, отсоединил провод плюсовой, убрал свечи зажигания, снял крышку гбц, распредвалы. Постель распредвала снял и оттуда вываливаются гидрики, лучше бы что-то придумать, чтобы можно было определить, каждый из них из какой ячейки вывалились, чтобы вернуть на место. Открутить выпускной коллектор было несколько сложно, пришлось подбирать головки разной длины и погнуть откручивающий инструмент, поэтому для открутки лучше взять инструмент потолще. Открутились 15 шпилек, а 16я осталась, вместо неё открутилась гайка. Новый комплект гаек и шпилек не заказывал, оставил этот же. Впускной коллектор держится на 9 гайках сверху (головкой на 11) и на одной снизу (головкой на 17). С верхними понятно, снять топливные рейки, а чтобы добраться до нижнего, надо снять дису и дроссель. Всю инфу, как снять, смотрел в инете. В основном разбирал сам, но в инете расск

Пробило прокладку гбц 25 июня, загнал в гараж.

Дымоган в салоне
Дымоган в салоне

Для удобства ремонта решил снести фары с бампером и телевизором.

Весь мотор в доступе
Весь мотор в доступе

Снял пластик с салонным фильтром, отсоединил провод плюсовой, убрал свечи зажигания, снял крышку гбц, распредвалы. Постель распредвала снял и оттуда вываливаются гидрики, лучше бы что-то придумать, чтобы можно было определить, каждый из них из какой ячейки вывалились, чтобы вернуть на место.

Бачок антифриза так и висит, не смог снять патрубок, ломать не захотелось
Бачок антифриза так и висит, не смог снять патрубок, ломать не захотелось

Открутить выпускной коллектор было несколько сложно, пришлось подбирать головки разной длины и погнуть откручивающий инструмент, поэтому для открутки лучше взять инструмент потолще. Открутились 15 шпилек, а 16я осталась, вместо неё открутилась гайка. Новый комплект гаек и шпилек не заказывал, оставил этот же.

Впускной коллектор держится на 9 гайках сверху (головкой на 11) и на одной снизу (головкой на 17). С верхними понятно, снять топливные рейки, а чтобы добраться до нижнего, надо снять дису и дроссель. Всю инфу, как снять, смотрел в инете. В основном разбирал сам, но в инете рассказывали больше нюансов.

Гбц держат 14 одинаковых болтов, их открутил и понял, что есть ещё 2 мелких болта по углам со стороны цепи грм, открутил, снял гбц, и вижу там камеру сгорания всю в сажи, и на гбц было видно по намытым местам от сажи, где пробило прокладку.

Буэээ
Буэээ

Хлопья. Так же видно, где намыто
Хлопья. Так же видно, где намыто

Гбц отдал в сервис на опрессовку, в итоге сказали, что не кривая и всё ок, но нужна замена выпускных клапанов с их направляйками, и ремонт будет 15 тыс. Заказал клапана и втулки, забрал гбц, клапана рассухарил, выбил втулки (благо был клапан от МАЗа, им идеально выбивать втулки на м54). Пока забивал новые втулки, немного подпортил гбц, и сами втулки, клапан влезал нормально только в одну из 12ти, пришлось снова вести гбц в сервис на опрессовку и ставить новые втулки там же за 3 тыщи, сэкономить он решил блин. На втулках и дополнительной опрессовке потерял 11 тысяч. Вот чувствовал, что сам не смогу запрессовать, нет ведь, надо попробовать, попробовал. Также заменил маслосъёмные колпачки, старые были дубовые.

После опрессовки засухарить получилось самодельным инструментом: взял пасатижи, раскрыл, чтобы верхняя тарелка клапана в них упиралась, обвязал алюминиевой проволокой. Далее брал одну из опорных планок постели распредвала, прикручивал сверху на 2 гайки и использовал её уже для упора лома, которым давил на клапанную тарелку с пружиной. Чтобы не повредить опорную планку ломом, использовал много ветоши (в моем случае старая простыня). Был также нюанс с потерей верхней тарелки, когда экспериментировал с "съёмником клапана", заказал с дрома за 200 рублей+доставка 500.

Была ещё проблема с масложором, литр на 200-250. Решил заодно проверить маслосъёмные кольца и общее состояние поршней и цилиндров. Чтобы снять поддон, пришлось откручивать защиту, одну подушку двигателя со стороны пассажира (сказал бы я, но она была уже порвана. Заказал новую аналоговую за 5 тысяч, при ценнике за оригинал 10 тыс) и подвесил мотор на стальном тросике, перекинув через доску, которую концами расположил на стаканах стоек на обрезках брусов.

Подвесил мотор
Подвесил мотор

Висюлька
Висюлька

Далее открутил раму двигателя и попытался вытащить поддон, но сперва надо было снять масляный насос. Какой-то умный человек сорвал резьбу насоса гайкой и немного прихватили сваркой, пришлось выпиливать. "Старые бехи только болгаркой." На авито не нашёл конкретно ось маслонасоса, ибо мало того, что там резьба сорвана, ещё и болгаркой с двух сторон подправил. Заказал новый маслонасос с разборки за 3 тыщи.

У умных всё схвачено, у некоторых вот, сваркой
У умных всё схвачено, у некоторых вот, сваркой

Далее для удобства работы пришлось машину поднимать домкратом и ставить лонжеронами на брусья. Потом ломом упёр вниз все мешающие железяки и балки и вытащил поддон, прочистил. Выкрутил поршни, и визуальный осмотр показал, что кольца все почти чистые. Промыл азелитом, отметил маркером порядок для обратной установки поршней.

Не идеально, но уже результат
Не идеально, но уже результат

Заказал нутромер и макромер, замерил поршни и цилиндры, погрешность оказалась примерно 0.02-0.07, ещё есть ресурс. Самый сильный эллипс у второго, в пределах 0.03, остальные +- круглее, по клину тоже всё хорошо.

Замеры
Замеры

Циферки
Циферки

Вторая серия циферок
Вторая серия циферок

Пришлось ещё открутить правое колесо для более лёгкого доступа
Пришлось ещё открутить правое колесо для более лёгкого доступа

Мёртвая резьба старого насоса
Мёртвая резьба старого насоса

Пришлось отрезать шланг ГУРа, быстросъём сдох и рассыпался
Пришлось отрезать шланг ГУРа, быстросъём сдох и рассыпался

Ещё заказал 3 радиатора: антифриза, кондёра и ГУРа, поставил новый шланг ГУРа взамен отрезанного и купил новый аналоговый ГУР, со старым вышла долгая эпопея, где меня развели, залив старую чёрную жижу после ремонта рейки, хоть и в чеке взяли бабки за новую, и из-за них испортил гур в отличном состоянии , который взял с разборки взамен старого убитого.

Убитая рабочая грань ГУРа
Убитая рабочая грань ГУРа

Немного смазал вкладыши и все поршни вернул на место, маслонасос, поддон через новую прокладку, раму движка, убрал тросик и доску с брусками.

Поставил новую прокладку гбц, закрутил саму гбц новыми болтами, выбрав момент около 80 ньютонов по советам одной инструкции (где-то написано 40+45°+45°) а срывает резьбу при 100-115. На постели распредвалов расставил гидрики по ячейкам и придерживал алюминиевой трубкой диаметром около 1 см, чтобы не вывалились при установке на место, можете использовать что угодно вместо трубки. Закрутил выхлопной распредвал и когда закручивал впускной, он лопнул, ещё минус 5 тыщ.

Поставил другой, протянул по моменту, сколько не помню (предварительно смазав места трения распредвала, забыл отметить). Далее по видосу с ютуба собрал шестерни и отрегулировал фазы газораспределения с помощью того же видоса и специальных реек, которые заказал с озона за 1800, сделаны из пластика, довольно прочны оказались. Далее кое как закрутил обратно впуск, пришлось смотреть с помощью телефона в отверстия и выяснять, почему некоторые шпильки не всовывались. Подправлял новую прокладку, чтобы совпали отверстия, и немного двигал коллектор ломом во время наживления шпилек, сразу все входило.

Закрутил выпуск с новыми прокладонами
Закрутил выпуск с новыми прокладонами

Потом перешёл на впускной коллектор, в нём заменил квкг, парочку патрубков до кучи, и решил избавиться от болезни щупа м54.

Порваная мембрана из старого квкг
Порваная мембрана из старого квкг

Вытащил канал щупа, продул обратно квкг, оказалась ещё не забита, но на всякий съездил в деревню к дяде с автоматом сваркой, просверлили отверстие снаружи, чтобы просверлить отверстие перед трубкой обратки, чтобы стекало сразу к щупу, а не в канал, который бы потом забился, и заварили потом отверстие снаружи, зашлифовали и закрасить белой краской, чёрной не было. Поставил новое резиновое уплотнительное кольцо за 10 рублей и вернул на место канал щупа.

Канал щупа с вылеченной болезнью
Канал щупа с вылеченной болезнью

До кучи, фото из драйва
До кучи, фото из драйва

Далее разбирался с масляным стаканом, ибо проблема - после запуска мотора показывало красную маслянку какое-то время. Заказал с озона за 1800 новый клапан с железным сердечником, а не пластиковым. Снял старый клапан, поочерёдно поддев отвёрткой с одной и с другой стороны, пока он не вышел. Сердечник у него застопорился вбок, вот и не держал масло. Запрессовал новый клапан, новую оригинальную прокладку за 350 руб вместо старой одеревенелой и вернул стакан на место.

Новый клапан масляного стакана, прошёл испытание на удержание масла
Новый клапан масляного стакана, прошёл испытание на удержание масла

Далее вышла проблема с подшипниками гены, сейчас заказал и жду заказ.

Артикулы
Артикулы

На всякий случай сфоткал, как всё было
На всякий случай сфоткал, как всё было

Не знаю, кому пригодится вся эта информация, написал, потому что почему-то приспичило, решил оставить где-то свою историю)