Пробило прокладку гбц 25 июня, загнал в гараж.
Для удобства ремонта решил снести фары с бампером и телевизором.
Снял пластик с салонным фильтром, отсоединил провод плюсовой, убрал свечи зажигания, снял крышку гбц, распредвалы. Постель распредвала снял и оттуда вываливаются гидрики, лучше бы что-то придумать, чтобы можно было определить, каждый из них из какой ячейки вывалились, чтобы вернуть на место.
Открутить выпускной коллектор было несколько сложно, пришлось подбирать головки разной длины и погнуть откручивающий инструмент, поэтому для открутки лучше взять инструмент потолще. Открутились 15 шпилек, а 16я осталась, вместо неё открутилась гайка. Новый комплект гаек и шпилек не заказывал, оставил этот же.
Впускной коллектор держится на 9 гайках сверху (головкой на 11) и на одной снизу (головкой на 17). С верхними понятно, снять топливные рейки, а чтобы добраться до нижнего, надо снять дису и дроссель. Всю инфу, как снять, смотрел в инете. В основном разбирал сам, но в инете рассказывали больше нюансов.
Гбц держат 14 одинаковых болтов, их открутил и понял, что есть ещё 2 мелких болта по углам со стороны цепи грм, открутил, снял гбц, и вижу там камеру сгорания всю в сажи, и на гбц было видно по намытым местам от сажи, где пробило прокладку.
Гбц отдал в сервис на опрессовку, в итоге сказали, что не кривая и всё ок, но нужна замена выпускных клапанов с их направляйками, и ремонт будет 15 тыс. Заказал клапана и втулки, забрал гбц, клапана рассухарил, выбил втулки (благо был клапан от МАЗа, им идеально выбивать втулки на м54). Пока забивал новые втулки, немного подпортил гбц, и сами втулки, клапан влезал нормально только в одну из 12ти, пришлось снова вести гбц в сервис на опрессовку и ставить новые втулки там же за 3 тыщи, сэкономить он решил блин. На втулках и дополнительной опрессовке потерял 11 тысяч. Вот чувствовал, что сам не смогу запрессовать, нет ведь, надо попробовать, попробовал. Также заменил маслосъёмные колпачки, старые были дубовые.
После опрессовки засухарить получилось самодельным инструментом: взял пасатижи, раскрыл, чтобы верхняя тарелка клапана в них упиралась, обвязал алюминиевой проволокой. Далее брал одну из опорных планок постели распредвала, прикручивал сверху на 2 гайки и использовал её уже для упора лома, которым давил на клапанную тарелку с пружиной. Чтобы не повредить опорную планку ломом, использовал много ветоши (в моем случае старая простыня). Был также нюанс с потерей верхней тарелки, когда экспериментировал с "съёмником клапана", заказал с дрома за 200 рублей+доставка 500.
Была ещё проблема с масложором, литр на 200-250. Решил заодно проверить маслосъёмные кольца и общее состояние поршней и цилиндров. Чтобы снять поддон, пришлось откручивать защиту, одну подушку двигателя со стороны пассажира (сказал бы я, но она была уже порвана. Заказал новую аналоговую за 5 тысяч, при ценнике за оригинал 10 тыс) и подвесил мотор на стальном тросике, перекинув через доску, которую концами расположил на стаканах стоек на обрезках брусов.
Далее открутил раму двигателя и попытался вытащить поддон, но сперва надо было снять масляный насос. Какой-то умный человек сорвал резьбу насоса гайкой и немного прихватили сваркой, пришлось выпиливать. "Старые бехи только болгаркой." На авито не нашёл конкретно ось маслонасоса, ибо мало того, что там резьба сорвана, ещё и болгаркой с двух сторон подправил. Заказал новый маслонасос с разборки за 3 тыщи.
Далее для удобства работы пришлось машину поднимать домкратом и ставить лонжеронами на брусья. Потом ломом упёр вниз все мешающие железяки и балки и вытащил поддон, прочистил. Выкрутил поршни, и визуальный осмотр показал, что кольца все почти чистые. Промыл азелитом, отметил маркером порядок для обратной установки поршней.
Заказал нутромер и макромер, замерил поршни и цилиндры, погрешность оказалась примерно 0.02-0.07, ещё есть ресурс. Самый сильный эллипс у второго, в пределах 0.03, остальные +- круглее, по клину тоже всё хорошо.
Ещё заказал 3 радиатора: антифриза, кондёра и ГУРа, поставил новый шланг ГУРа взамен отрезанного и купил новый аналоговый ГУР, со старым вышла долгая эпопея, где меня развели, залив старую чёрную жижу после ремонта рейки, хоть и в чеке взяли бабки за новую, и из-за них испортил гур в отличном состоянии , который взял с разборки взамен старого убитого.
Немного смазал вкладыши и все поршни вернул на место, маслонасос, поддон через новую прокладку, раму движка, убрал тросик и доску с брусками.
Поставил новую прокладку гбц, закрутил саму гбц новыми болтами, выбрав момент около 80 ньютонов по советам одной инструкции (где-то написано 40+45°+45°) а срывает резьбу при 100-115. На постели распредвалов расставил гидрики по ячейкам и придерживал алюминиевой трубкой диаметром около 1 см, чтобы не вывалились при установке на место, можете использовать что угодно вместо трубки. Закрутил выхлопной распредвал и когда закручивал впускной, он лопнул, ещё минус 5 тыщ.
Поставил другой, протянул по моменту, сколько не помню (предварительно смазав места трения распредвала, забыл отметить). Далее по видосу с ютуба собрал шестерни и отрегулировал фазы газораспределения с помощью того же видоса и специальных реек, которые заказал с озона за 1800, сделаны из пластика, довольно прочны оказались. Далее кое как закрутил обратно впуск, пришлось смотреть с помощью телефона в отверстия и выяснять, почему некоторые шпильки не всовывались. Подправлял новую прокладку, чтобы совпали отверстия, и немного двигал коллектор ломом во время наживления шпилек, сразу все входило.
Потом перешёл на впускной коллектор, в нём заменил квкг, парочку патрубков до кучи, и решил избавиться от болезни щупа м54.
Вытащил канал щупа, продул обратно квкг, оказалась ещё не забита, но на всякий съездил в деревню к дяде с автоматом сваркой, просверлили отверстие снаружи, чтобы просверлить отверстие перед трубкой обратки, чтобы стекало сразу к щупу, а не в канал, который бы потом забился, и заварили потом отверстие снаружи, зашлифовали и закрасить белой краской, чёрной не было. Поставил новое резиновое уплотнительное кольцо за 10 рублей и вернул на место канал щупа.
Далее разбирался с масляным стаканом, ибо проблема - после запуска мотора показывало красную маслянку какое-то время. Заказал с озона за 1800 новый клапан с железным сердечником, а не пластиковым. Снял старый клапан, поочерёдно поддев отвёрткой с одной и с другой стороны, пока он не вышел. Сердечник у него застопорился вбок, вот и не держал масло. Запрессовал новый клапан, новую оригинальную прокладку за 350 руб вместо старой одеревенелой и вернул стакан на место.
Далее вышла проблема с подшипниками гены, сейчас заказал и жду заказ.
Не знаю, кому пригодится вся эта информация, написал, потому что почему-то приспичило, решил оставить где-то свою историю)