Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

До полосы

Олег Коневский 26 апреля 2015 года в одноклассниках появился Александр Бондарев. Быстренько списались, созвонились и вот уже Первого мая я у него в Майкопе. Был у него недолго, торопился к внуку в Краснодар. Посидели, повспоминали….. 11 июля 1978 года через центральный КПП Армавирского Высшего Военного Училища лётчиков прошли два абитуриента, грезившие о самолётах, Саня из Палласовки и я, из Изобильного. Познакомились тут же. Дальше всё как у всех: медкомиссия, экзамены, профотбор, мандатка, КМБ и четыре с лишним года напряжённой учёбы. Саня попал в 102-е, а я в 101-е классное отделение. Подробности нашей курсантской деятельности опускаю по причине похожести на других персонажей. Собственно говоря, речь не об этом, о курсантской жизни надо писать отдельную книгу… В общем 23 октября 1982 года нам присвоили лейтенантов и зачитали приказ о назначении. И я, и Саня и ещё 70 человек поступили в распоряжение начальника АВВАКУЛ, то бишь попали в инструктора. Мы оказались в 4 АЭ под командовани
Оглавление

Олег Коневский

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

26 апреля 2015 года в одноклассниках появился Александр Бондарев. Быстренько списались, созвонились и вот уже Первого мая я у него в Майкопе. Был у него недолго, торопился к внуку в Краснодар. Посидели, повспоминали…..

11 июля 1978 года через центральный КПП Армавирского Высшего Военного Училища лётчиков прошли два абитуриента, грезившие о самолётах, Саня из Палласовки и я, из Изобильного. Познакомились тут же. Дальше всё как у всех: медкомиссия, экзамены, профотбор, мандатка, КМБ и четыре с лишним года напряжённой учёбы. Саня попал в 102-е, а я в 101-е классное отделение. Подробности нашей курсантской деятельности опускаю по причине похожести на других персонажей. Собственно говоря, речь не об этом, о курсантской жизни надо писать отдельную книгу…

В общем 23 октября 1982 года нам присвоили лейтенантов и зачитали приказ о назначении. И я, и Саня и ещё 70 человек поступили в распоряжение начальника АВВАКУЛ, то бишь попали в инструктора. Мы оказались в 4 АЭ под командованием Александра Алексеевича Вервейко, и приступили к овладению профессией лётчика-инструктора. После МиГ-21 Элка непривычно долго разбегалась и также долго висела после 4-го до посадки. Обучение длилось пару месяцев и к концу февраля 83-го мы уже самостоятельно пилотировали самолёт из задней кабины и летали методические полёты. Если я лечу в задней, то кто-то из лётчиков сидит в передней, и наоборот. Февраль в Азербайджане сырой с пронизывающим ветерком и я всегда (да и не только я), поднимал воротник своей демисезонной куртки и застёгивал его на пуговицу. Шапку на голову поглубже, и один нос торчит из воротника.

В один из лётных дней меня подсадили в переднюю кабину к Сане Бондареву. Саня отрабатывал методику полёта по кругу, а я бездельничал. Один круг, второй, третий, все с конвейера. Всё прекрасно и взлёт и заход, и посадка у посадочного "Т". Ну.. не придерёшься.

- Саня! А давай мы тебе задание усложним?

- Давай. А как? Ты же знаешь мне по…

- Давай я тебе обзор уменьшу?

С этими словами я поднял руки над головой и, скрестив кисти, положил их сверху шлемофона, растопырив локти. Не забывайте, что я был в демисезонной куртке, и находились мы перед третьим разворотом.

-Ну как, Саня?

- Да и ничего… Всё нормально. Видно плоховастенько … но для тренировки пойдёт…в самый раз.

Третий нормально, четвёртый нормально. Да и снижаемся мы ровно, без кренов, выдерживая установленную скорость. Ну вот и 30 метров. Саня должен перевести взгляд влево на угол 15-20 градусов и начать выравнивать. Ну, наверное же, перевёл, мне-то не видно. Моя задача руки держать над головой. Вижу далековато до полосы, метров сто. Ааа, пролетим. Ну, думаю, Саня сейчас чуток подтянет или обороты попозже уберёт. А вот и он, пресловутый метр! И обороты ууиить… на малый газ. Садились с курсом 325, на глазах у РП Валерия Николаевича Колесникова. А Вервейко стоял перед взлётной…Тишина в эфире… и мы до полосы …шмяк! Я и руки опустил…Что будет? Теперь Саню от..орят… Из-за моих экспериментов по внесению разнообразия в методические полёты…

Сколько метров не долетели, не помню, РП записал два, а было может десять, а может и пять. Санька ручечку поддёрнул. Подпрыгнули чуток и мягко чиркнули по бетонке возле посадочного "Т" с нормально поднятым носовым колесом. А теперь вопрос. Кто получил, как бы это помягче… нагоняй? На разборе полётов Валерий Николаевич скромно, тихо, вежливо упомянул о том, что лейтенант Бондарев коснулся грунта за два метра до полосы…Потом слово взял командир АЭ…

Используя только ему присущее красноречие и употребляя ласковые, но обидные слова из инструкторского лексикона, Александр Алексеевич оттянул меня (меня-то за что?) за слабый контроль за действиями инструктора, за отсутствие чувства локтя и войскового товарищества, за сон в полёте, за попустительство, за бездушное отношение к собственной безопасности, за невмешательство, за…за…хорошо, что Кеннеди не я…

Хороший урок, не правда ли? На всю жизнь…

Другие рассказы автора:

Олег Коневский | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Предыдущая часть:

Из Тамбова
Литературный салон "Авиатор"18 декабря 2024

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен