Найти в Дзене
Муки Зву

Кто сейчас покупает виниловые пластинки. Забавная попытка разложить по полочкам любителей грампластинок.

Сейчас в преддверии новогодних праздников все население страны озабочено поисками подарков. Одним из эффектных и реально весомых подарков стала грампластинка, несущая в себе не только звуковое послание от любимого артиста, но настоящий отпечаток эпохи, осязаемый реликт ушедшего времени. Это модно, оригинально и не банально. Черный диск виниловой пластинки. Аудиореликт, сейчас это что-то вроде звукового анахронизма ушедшей эпохи. Несмотря на то, что пластинка появилась более 100 лет назад, рассказать молодежи о ней гораздо проще, чем объяснить современному студенту, что такое перфокарты и перфолента. Хотя эти атрибуты вычислительной техники были в ходу еще совсем недавно, в 60-70-80-х годах. Я убедился в этом на собственном опыте, когда во время учебы в институте сдавал лабораторные работы на 1-м курсе на перфокартах для ЕС-1022 (PL-1), а на пятом – уже делал курсовую на 286-м PC (Modula). От огромных, тяжелых шкафов советских ЭВМ за несколько лет мы пришли к персональному компьютеру. А
Оглавление

Опыт сравнительного анализа разных категорий покупателей в 2024 г.

Там листья падают вниз, пластинки крутится диск:
«Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз».

Сейчас в преддверии новогодних праздников все население страны озабочено поисками подарков. Одним из эффектных и реально весомых подарков стала грампластинка, несущая в себе не только звуковое послание от любимого артиста, но настоящий отпечаток эпохи, осязаемый реликт ушедшего времени. Это модно, оригинально и не банально.

Черный диск виниловой пластинки. Аудиореликт, сейчас это что-то вроде звукового анахронизма ушедшей эпохи. Несмотря на то, что пластинка появилась более 100 лет назад, рассказать молодежи о ней гораздо проще, чем объяснить современному студенту, что такое перфокарты и перфолента.

Хотя эти атрибуты вычислительной техники были в ходу еще совсем недавно, в 60-70-80-х годах. Я убедился в этом на собственном опыте, когда во время учебы в институте сдавал лабораторные работы на 1-м курсе на перфокартах для ЕС-1022 (PL-1), а на пятом – уже делал курсовую на 286-м PC (Modula). От огромных, тяжелых шкафов советских ЭВМ за несколько лет мы пришли к персональному компьютеру.

Вон те круглые бандуры -- это накопители информации, такие винчестеры, каждая размером 5 Mb. Карл, пять мегабайт! У нас был один такой, заветный на ВЦ. На нем хранились "Мастер и Маргарита", "Архипелаг ГУЛАГ", "Три ветки персика" (эротика), Лука Мудищев и прочая литература для распечатывания на принтере. Это был не современный принтер, а здоровенная махина, выгоняющая бумагу из огромного рулона с перфорацией на краях. Поэтому все распечатки передавались в виде скрученных трубочек.
Вон те круглые бандуры -- это накопители информации, такие винчестеры, каждая размером 5 Mb. Карл, пять мегабайт! У нас был один такой, заветный на ВЦ. На нем хранились "Мастер и Маргарита", "Архипелаг ГУЛАГ", "Три ветки персика" (эротика), Лука Мудищев и прочая литература для распечатывания на принтере. Это был не современный принтер, а здоровенная махина, выгоняющая бумагу из огромного рулона с перфорацией на краях. Поэтому все распечатки передавались в виде скрученных трубочек.

А с пластинкой проще – вот пластинка, вот игла, вот дорожки, в них звук. По изгибу или прямой стреле тонарма он попадает в коробку с усилителем и потом на колонки. Нынешние зуммеры, когда на пальцах им объясняешь, понимают быстро, легко обучаемы, но моментально забывают. Оперативка в головах маленькая. Они привыкли, что если что забудут, то мигом найдут в интернете.

Даже кот может разобраться с пластинкой!
Даже кот может разобраться с пластинкой!

Это нашему поколению бумеров пришлось пройти технологические университеты за одно десятилетие – от библиотеки до литреса, от грампластинки до смартфона, от шкафов ЭВМ до планшета. Удивительно то, что нынешнее поколение покупает пластинки не потому, что любит музыку, а потому, что это модно и прикольно. «Зацени, я тут у одного скуфа винил прикупил, это такой вайб! Го сюда, будем чиллить!» Для нас виниловый диск – это целая культура, определенный знак цивилизованного потребления музыки.

С того момента, как пришел из армии весной 1988 г., я стал активным меломаном. Это было моей страстью – собирать пластинки, записи. Менять и разыскивать новые пласты, покупать хорошие кассеты и бобины, ездить по магазинам и толкучкам не только своего Иркутска, но и близлежащих городов Ангарска и Усолья-Сибирского. Так как снабжение в городе Ангарске в советское время было на порядок лучше, то там можно было найти много того, что не попадало в Иркутск.

В то время для нас, виниловых меломанов почти не существовало не популярной рок-музыки. Каждая новая рок-пластинка хоть нашего, хоть зарубежного исполнителя, становилась предметом интереса. А уж если это были наши тогдашние кумиры – «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», то их сметали с прилавков в первую очередь. Тоже касалось и главных столпов зарубежного рока – «Beatles», «Rolling Stones», «Deep Purple», «Pink Floyd», «Led Zeppelin» и пр.

Понятно, что тогда в условиях абсолютно не насыщенного музыкального рынка, любое количество пластинок или кассет с хитовыми записями моментально расходилось среди покупателей.

Так уж получилось в нашей стране, что все произошло в одночасье. К нам хлынул гигантский поток музпродукции, и одновременно современные аудиотехнологии сделали свой очередной эволюционный виток от виниловой пластинки к лазерному компакт-диску. И буквально, еще не успев насладиться всем многообразием рынка пластинок, меломанам пришлось выбирать. Оставаться со своими стопками винила или начинать собирать аудио-коллекции заново в новом формате CD.

Я тоже тогда поддался свежим веяниям прогресса и начал потихоньку избавляться от винила и скупать компакт-диски с любимыми группами и исполнителями. Благо теперь я уже был искушен в том, чего хочу, и что мне нравится. Потом пошли MP3, DVD, BR – пока я не остановился и не осмыслил всю эту бессмысленную гонку. А пластинки остались в шкафу, где пылились почти 20 лет. Пока не начался виниловый ренессанс.

И вот сейчас, я опять в теме винила, несколько последних лет, как наблюдаю и принимаю активное участие в покупках-продажах виниловых пластинок. И могу с высоты своего 40-летнего общего стажа высказать соображения по поводу текущих тенденций.

Кто сейчас покупает виниловые пластинки?

Всех нынешних покупателей виниловых дисков можно разделить на несколько условных категорий. В зависимости от возраста, покупательной способности и целей использования.

-4

Скуфы-скряги, олды

1 – самая преданная группа, это старперы, старые меломаны (от 50 лет и старше), со своими многолетними коллекциями, занимающими у многих значительную часть жилой площади. Они начинали собирать пластинки 30-40 лет назад, хранили верность им, сдували пыль и аккуратно мыли их с мылом под краном.

-5

Они помнят советские цены от 1-45 до 3-50 руб. за пластинку, и поэтому им тяжело принять, что сейчас такой винил может стоить от 1500 до 5000 руб. и выше. Они нещадно торгуются и злобно ругаются, когда не удается сбить цену. Помнят все издания Магомаева и Ободзинского и ругают «Балкантон» с Ташкентом. Считают себя знатоками и учат неофитов правильно держать пластинку одной ладонью.

Пиджаки, мажоры («suits»), анки

2 – относительно молодая группа виниломанов-миллениалов (35-45 лет), среди них 95% мужчин, стараются выглядеть анками (модными продвинутыми мужиками на стиле). Хотя есть среди них и дамы. Одна достойная милфа меня поразила своим знанием «Pink Floyd», хотя купила Богдана Титомира («PF» тоже купила), и резко отозвалась про Макаревича. Это добившиеся социального успеха и стабильных заработков люди, носят ладно скроенные по фигуре костюмы не массового шитья и приезжают на дорогих иномарках. Один такой персонаж только один раз приезжал ко мне сам – потом за пластинками приезжал его водитель. А все переговоры – в WhatsApp или Viber.

-6

Они вкусили все прелести музыкального разнообразия во время перестройки. Будучи тогда школьниками, они впитали в себя как губка, новую музыку конца-80-х-90-х гг., но уже не застали строгие каноны классической советской эстрады. Их уже не будил утром гимн Советского Союза с производственной гимнастикой, и уши были широко открыты как для «Дискотеки Авария», так и «Nirvana» с «Prodigy». У них хорошая дорогая аппаратура, и они более лояльны к современному ценообразованию. Моют свои пласты в специальных моющих аппаратах.

Поколение ЕГЭ. Нормис детишки.

3 – зуммеры (25-35 лет), 50/50 девочки-мальчики, непонятные соевые чечики, как они сами себя называют. Самая бестолковая категория меломанов. Я не говорю за всех, но большинство именно таково. Совершенно не разбираются в пластинках, не умеют их не только держать, но и вынимать из конверта. Самый частый вопрос у них про советские издания – «А она новая? В упаковке? А вернуть можно?» Купив в сетевом магазине электроники проигрыватель винила за 5-8 тысяч любого китайского бренда (Ritmix, Alive) считают себя состоявшимися виниломанами и пинком открывают любую дверь.

-7

С нескрываемой гордостью и преисполненные внутренного превосходства над остальным миром готовы выложить за пластинку последние 500 рублей. И разбивают в дребезги свои хрустальные мечты и чистую светлую веру в человечество перед грязным миром чистогана, когда узнают, что пластинка стоит дороже 1000 рублей.

Дарильщики

4 – «дарильщики» на День Рождения. Это вневозрастная категория людей, которые грамотно подошли к процессу одаривания. Они – прошаренные молодцы, заранее узнали, что любит поздравляемый, и на чем он будет слушать свой подарок.

-8

Они обычно не сильно торгуются, потому что покупают обычно одну-две пластинки, главное, чтобы внешне она выглядела достойно и не была потрепанной. А подарок может быть дорогим! Они доверяют продавцу и прислушиваются к его мнению. «Дарильщики» покупают обычно один раз и почти никогда не возвращаются. Словно не хотят повторяться в своих подарках.

Старьевщики

5 – старьевщики, падальщики ретропользователи, эконом-категория любителей винила. Обычно им по наследству или по случаю достается старый или старинный агрегат звуковоспроизведения и жалко выбросить. Обычно это какой-нибудь выпуск «Веги» или «Аккорда». И тогда решают его использовать по назначению в надежде, что потом когда-нибудь прикупят что-нибудь серьезное. Ну, все так говорят, но обычно дальше слов дело не идет.

-9

Недавно ко мне обратилась девушка с пожеланием «подобрать ей пластинки под ее проигрыватель» и прислала фото. Не свое, проигрывателя. Это было монофоническая ламповая радиола «Ригонда-102» 1972 года выпуска. Девушка купила сборник хитов «Queen» -- я не смог ее переубедить, что пилить на радиоле такой диск, это преступление. Иногда мне удается натолкнуть людей на мысль, что если японская или немецкая техника не по карману, то можно хотя бы обратить внимание на «Электронику», «Эстонию» или «Арктур». Привести их в тонус будет явно дешевле, чем японские 100 В подружить с нашей 220-сетью.

Вахтовики, лимит-олды

6 – Любители популярной музыки из маленьких городов, я их называю «вахтовиками». Эти покупатели очень редко выбираются из своих ебеней деревень-поселков. Это всегда случается по поводу совмещения «большой поездки в город» по служебным и личным делам. У них мало времени на изучение всех вариантов в городе, поэтому они идут к тому, кого рекомендовали знакомые, или чаще всех мелькал на авито.

-10

Говорят: «Мне Цоя, Новикова, Дип Пурпле и Антонова. И вот эту синюю». Берут много, как топовых пластинок, так и самых массовых. Торгуются до одной средней цены, а потом долго и тщательно пакуют стопу пластинок, чтобы довезти в сохранности. Приезжают раз в год.

Фанаты, стэны

7 – искренние фанаты одного исполнителя или направления. Однажды ко мне пришла девушка, исповедующая глубокую любовь к танго. Она занималась танцами и ей хотелось максимально проникнуться разными вариантами от кумпарситы до бесамо муча. Благо у меня таких сборников был большой выбор, да и Мильва со своим классическим альбомом «Танго».

-11

Или один мужик собирал все издания пластинок Пугачевой – разных заводов, лет и обложек. Ему был нужен диск в конверте «Поднимись Над Суетой» Ленинградского завода с изображением старого Ленинграда. Он даже ее миньоны все собрал – полный стэн.

Перекупы, торгаши

8 – перекупы. Это такая категория продавцов-покупателей, которая только этим и живет, что скупает за бесценок большие партии старых вещей, а потом выставляет их по бесплатным интернет-площадкам.

-12

Поэтому они в основном торгуют антиквариатом, а пластинки для них сопутствующий хлам (купил за 10-50 рублей, продал за 300). Я сам часто у них покупаю, бывают интересные экземпляры, хотя в основном привычный набор Пугачева-Караклаич-Кобзон. С ними легко договариваться, не тратишь время.

Тормоза

9 – слоупоки, тормоза одним словом. Они не только долго думают, они еще совсем не разбираются в технике (и в музыке, и ваще!). Буквально на днях позвонил один трэшовый персонаж и стал тупить в телефон. Долго выяснял, что за пластинка и сколько стоит, а потом огорошил меня вопросом «А она в ДВД проигрываться будет? Но это ведь тоже диск!».

-13

Я не стал вдаваться в детали – сказал, что не влезет по размеру. Так он потом попытался выяснить, есть ли у меня советские ДВД с Виктором Цоем. Был кстати и обратный случай, один молодой человек, всерьез выяснял, сможет ли он проигрывать MP3-диск на CD-проигрывателе в своей японо-иноматери марке.

Яжемамки-сказочницы (тожепапки)

10 – молодые и не очень мамочки, которым нужны сказки. Помните, в нашем детстве мы все их слушали в основном на проигрывателе. «Бременские Музыканты», «Старик Хоттабыч», «Карлсон», «Маша и Витя Против «Диких Гитар» и т.д. Самый частая фраза у них: "На каникулы отвезли ребенка к бабушке с дедом, а там вайфая нет, есть старый проигрыватель!"

-14

Я свои пластинки просто отдал одной активной покупательнице в качестве бонуса. У многих они свалены в самых дальних углах гаражей. Обычно в грязи и пыли, в плохом состоянии, заезженные, запиленные детскими ручками. Найти в приличном состоянии довольно трудно, я сам помню, как ставил песню разбойников из «Бременских Музыкантов» по десятку раз на дню. Но находятся иногда просто в идеальном состоянии – видимо родители сами ставили, не доверяя своим чадам.

-15

Все эти группы покупателей зачастую пересекаются между собой и являют собой сразу сплав из двух и нескольких категорий. Это мое личное наблюдение и не претендует на серьезное исследование, скорее привычка к постоянному препарированию человеческих качеств и привязанностей. В следующей главе я рассмотрю, что покупают сейчас на виниле меломаны. (в оформлении статьи использованы работы Васи Ложкина).

Продолжение. Какие виниловые пластинки сейчас покупают.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Советские винилы»:

Виниловые байки. Как фарцовщики разводили советских меломанов. Нравы и истории из недавнего прошлого: как покупались и продавались пластинки

ВИА «Тич-Ин» 1976. Пластинка детства, незаслуженно забытая и не менее замечательная. Позитивный евро-поп от группы «Диспут».

Квартет «Аккорд». «Песня Беспризорного Мальчишки» из к/ф «Генералы песчаных карьеров». Жалистная советская песня про сирот капитализма.