Найти в Дзене
Древний Китай

Новый год в Древнем Китае

Празднование Китайского Нового года имеет долгую историю, насчитывающую более 3800 лет. Происхождение праздника можно проследить от ритуалов в аграрном обществе Древнего Китая. Дата церемонии несколько раз менялась вплоть до династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.), когда император У-ди закрепил использование лунного календаря. От начала празднования при династии Шан (XVII в. до н. э. - 1046 г. до н. э.) и до наших дней праздник сменил несколько названий, таких как Юаньчэнь, Юаньри и Юандань. Согласно «Малому календарю Ся» (夏小正), альманаху, который, как полагают, был закончен в период Воюющих царств (475 – 221 до н. э.), династия Ся (ок. 2070 – 1600 до н. э.) создала первый календарь, основанный на лунных циклах. Этот календарь используется и сегодня для обозначения традиционных китайских праздников и сезонов, и иногда его называют «календарем Ся» (夏历) или, чаще, «лунным календарем» (阴历)или «сельскохозяйственным календарем» (农历). Правители Ся установила празднование Юаньданя во
Оглавление

Празднование Китайского Нового года имеет долгую историю, насчитывающую более 3800 лет. Происхождение праздника можно проследить от ритуалов в аграрном обществе Древнего Китая. Дата церемонии несколько раз менялась вплоть до династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.), когда император У-ди закрепил использование лунного календаря. От начала празднования при династии Шан (XVII в. до н. э. - 1046 г. до н. э.) и до наших дней праздник сменил несколько названий, таких как Юаньчэнь, Юаньри и Юандань.

Согласно «Малому календарю Ся» (夏小正), альманаху, который, как полагают, был закончен в период Воюющих царств (475 – 221 до н. э.), династия Ся (ок. 2070 – 1600 до н. э.) создала первый календарь, основанный на лунных циклах. Этот календарь используется и сегодня для обозначения традиционных китайских праздников и сезонов, и иногда его называют «календарем Ся» (夏历) или, чаще, «лунным календарем» (阴历)или «сельскохозяйственным календарем» (农历).

Китайский календарь, реплика с артефакта X века
Китайский календарь, реплика с артефакта X века

Правители Ся установила празднование Юаньданя во время второго новолуния после зимнего солнцестояния, и этот день ознаменовал начало Чжэнъюэ и нового года. Но последующие династии устанавливали свои собственные календари, чтобы утвердить свою власть и отличиться от предыдущих правителей.

Новый год в Древнем Китае при разных династиях
Новый год в Древнем Китае при разных династиях

Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня (史记), созданным во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), династия Шан (1600–1046 г. до н. э.) установила в качестве первого месяца своего собственного календаря 12-й месяц календаря Ся, поэтому Юаньдань переместился на месяц ранее. Затем, когда к власти пришла династия Чжоу (1046–256 г. до н. э.), 11-й месяц старого календаря Ся стал новым первым месяцем.

Новый год при династии Шан (XVII век до н.э. – 1046 г. до н.э.)

История китайского Нового года была тесно связана с аграрным обществом Древнего Китая. Древние предки китайцев вывели закономерности циклов смены сезонов из своего опыта занятий сельским хозяйством. Самые ранние культовые действия составили основу праздника. Люди связывали урожай, достаток в еде и одежде с волей богов и предков. Они проводили жертвоприношения в конце каждого года, чтобы просить их благословения.

Появление названия «год» в эпоху династии Чжоу (1046 – 256 гг. до н.э.)

Слово «год», использующееся в китайском языке по сей день, появилось во времена династии Чжоу. В «Эръя» (древнейший словарь - коллективный труд, созданный в III—II веках до н. э.) записано, что иероглиф nián 年 впервые был использован при Чжоу, заменив термины использовавшиеся ранее. В «Шовэнь цзецзы» говорится, что иероглиф 年 означал «зрелость зерен» и состоял из иероглифа hé 禾 (злак) и qiān 千(1000, фонетик). Также приводится цитата из «Чуньцю», где 年 используется в значении большого урожая.

Ритуалы на Новый год в Древнем Китае
Ритуалы на Новый год в Древнем Китае

Поклонение богам и предкам превратилось в социальную практику, связанную с началом весенних сельскохозяйственных работ. При династии Западная Чжоу (1046 – 771 до н. э.) правительственные чиновники со всей страны приглашались на аудиенцию к правителю на Юаньдан. Это событие было известно как «Большое собрание» (大朝会). Это было похоже не на празднование, а на ежегодное заседание совета, на котором чиновники отчитывались о своих годовых достижениях. После собрания устраивался пир, чтобы угостить присутствовавших чиновников.

Согласно классическому конфуцианскому трактату Мэн-цзы (孟子), тексту, в котором записаны беседы философа Мэн-цзы с правителями государств того времени, «феодальные князья... которые пропустили [Великое собрание] один раз, будут понижены в должности; те, кто пропустил его дважды, увидят, что их земли урезаны; те, кто пропустил его трижды, станут мишенью для армии».

В это же время простые люди кроме поклонения предкам и молитв о хорошем урожае, также начинают почитать Бога кухни, Бога ворот, Бога радости, Бога богатства и Бога колодца.

Дата китайского Нового года фиксируется при династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

При династии Цинь (221 - 207 до н.э.) поворот годичного цикла назывался Шангри, Юаньри и Гайсуй, а 10-й лунный месяц считался началом нового годичного цикла. При династии Хань праздник стал называться Суйдань или Чжэнгри. Люди частично избавились от веры в божеств и предков, и больше подчеркивали связь праздника с жизнью.

Дата праздника окончательно закрепилась с тех пор, как император Уди из династии Хань установил его на первый день первого месяца китайского лунного календаря, что имело большое значение в истории китайского Нового года. Эта дата используется уже тысячи лет до сих пор. За столетия праздник стал общегосударственным событием. Правительство организовывало большой фестиваль, на празднование собрались государственные служащие. Появились и новые традиции и ритуалы, такие как не спать по ночам, жечь бамбук (что в наши дни равнозначно запуску фейерверков), а также развешивать деревянные доски с пожеланиями, которые позже стали парными надписями.

Няньшоу
Няньшоу

Существует история о мифическом звере Няньшоу (Нянь).  Няньшоу (年兽), что буквально означает «ежегодное чудовище», приходил в канун нового года, чтобы съесть скот, урожай и даже случайных людей.  Чтобы этот зверь не причинил разрушений, люди выставляли еду для Няня за дверью. Согласно легенде, страх людей перед Няньшоу заставлял их бежать в отдаленные горы, чтобы избежать встречи с монстром. Люди жили в страхе перед чудовищем, пока однажды «деревню не посетил старик с седыми волосами и румяным лицом». Старик сказал, что им больше не нужно жить в страхе, потому что он понял, что Нянь боится красного цвета и громких звуков.  Таким образом началась традиция зажигания красных фонарей, красной одежды и сожжения бамбука (ранняя форма петард). Однако китайские исследователи пишут, что впервые Нянь был упомянут в 1933 г. в произведении "Записки о воспоминаниях Ху Жуань" в главе "Воспоминания о сезонных обычаях". Нянь упоминается в виде собакоподобного зверя, символизирующего созвездие Пса или же в виде облака, которое и было зверем по имени Нянь.

Современное китайское название Нового года «Праздник Весны» или Чуньцзе (春节) было впервые предложено в 1914 году Юань Шикаем, который в то время был временным президентом Китайской Республики. О том как китайцы празднуют Новый год в наши дни, читайте на канале "Китай сегодня" @chinanow.