Найти в Дзене

Не только "Ужасающий": что ещё снял Дэмиен Леоне (на 2024 год)

XXI век подарил любителям хорроров колоритного злодея, уровня Фредди Крюгера или Майкла Майерса. Я говорю про клоуна по имени Арт, он же Ужасающий. Клоунов в качестве персонажей ужастиков мы видели и раньше: Пеннивайз, Капитан Сполдинг, "Клоуны-убийцы из открытого космоса"... Но Арт в этом списке самый пугающий, и не только из-за внешнего вида. Зритель точно знает: если Арт появился в кадре, то всем хана, причём самым жестоким образом. Играет роль и то, что этот герой общается с окружающими с помощью пантомимы: "Не промолвив даже слова, ты всё сказал", как пелось в одной старой песне. При этом Арт, парадоксальным образом, по-настоящему смешон, смотреть на его кривляния без улыбки трудно, хоть мы и знаем, ЧТО за этим последует. Создатель клоуна Арта, Дэмиен Леоне, ещё молод: в 2024 году ему исполнилось 40. И почти всё, что он снял, так или иначе связано с означенным клоуном. Почти. Пробежимся по полнометражным работам режиссёра. Хоррор-антология, а точнее - сборник собственных короткоме
Оглавление

XXI век подарил любителям хорроров колоритного злодея, уровня Фредди Крюгера или Майкла Майерса. Я говорю про клоуна по имени Арт, он же Ужасающий. Клоунов в качестве персонажей ужастиков мы видели и раньше: Пеннивайз, Капитан Сполдинг, "Клоуны-убийцы из открытого космоса"... Но Арт в этом списке самый пугающий, и не только из-за внешнего вида. Зритель точно знает: если Арт появился в кадре, то всем хана, причём самым жестоким образом.

Играет роль и то, что этот герой общается с окружающими с помощью пантомимы: "Не промолвив даже слова, ты всё сказал", как пелось в одной старой песне. При этом Арт, парадоксальным образом, по-настоящему смешон, смотреть на его кривляния без улыбки трудно, хоть мы и знаем, ЧТО за этим последует.

Создатель клоуна Арта, Дэмиен Леоне, ещё молод: в 2024 году ему исполнилось 40. И почти всё, что он снял, так или иначе связано с означенным клоуном. Почти. Пробежимся по полнометражным работам режиссёра.

"Канун Дня всех святых"/All Hallows' Eve (2013)

-2

Хоррор-антология, а точнее - сборник собственных короткометражек, которые Леоне весьма убедительно склеил в цельный фильм. По сюжету некая дама в Ночь Всех Святых присматривает за двумя детьми и смотрит видеокассету с тремя означенными короткометражками, в каждой из которых появляется клоун-кривляка с большим пластиковым мешком. Кроме него присутствуют культисты-мутанты и (почему-то) инопланетянин, агрессивный и откровенно нелепый.

-3

Снято весьма качественно и атмосферно, в каком-то смысле даже интереснее, чем последующие работы Леоне, потому что упор сделан на нагнетание напряжения, а не ультранасилие со всеми прилагающимися подробностями. В общем, вот он - первый, а точнее, "нулевой" выпуск франшизы "Ужасающий"...

А потом было нечто совершенно иное.

"Франкенштейн против мумии"/Frankenstein vs. the Mummy (2015)

-4

Молодой симпатичный профессор доктор Виктор Франкенштейн читает лекции для студентов, а в остальное время (вы догадались) пытается оживить чужие бренные останки. Тем временем возлюбленная Виктора, не менее симпатичная дама-египтолог вместе с коллегой изучает мумию фараона...

-5

Название подсказывает, что будет дальше. Франкенштейн пересадит своему творению мозг преступника, творение оживёт и возьмёт учёного в плен, а фараон тем временем также восстанет и примется охотиться за египтологом - по его мнению, именно она должна снять с него древнее проклятие... Беда в том, что и чудовище Франкенштейна охотится за той же дамой, и под конец истории две нежити сойдутся в короткой схватке.

-6

Это первая полноценная полнометражная работа Дэмиена Леоне. Она же - классический первый блин, который комом. Лишь несколько коротких сцен с ультранасилием позволяют нам опознать в авторе создателя "Ужасающего". А так... Старательно и с любовью снятая, но всё ж малобюджетка. Ругать не за что: актёры стараются, грим неплохой, цитаты из классики (It`s alive!!) на месте. Но нет ничего, за что мы любим "Ужасающего": ни харизматичного злодея, ни зашкаливающей брутальности, ни интриги - как выпутаются герои? Вполне можно смотреть вполглаза, ничего не потеряете.

С другой стороны, Леоне явно выжал из мизерного бюджета всё, что мог, даже можно смотреть без слёз. Нормальная такая ученическая работа.

"Ужасающий"/Terrifier (2016)

-7

В год выхода я это смотреть не стал. Почитал описание и решил: да ну, очередной слэшер, снятый на волне ностальгии по грайндхаусу 70-х. В общем-то, я был прав.

Сюжет простой: очень страшный клоун охотится на двух девиц в старом доме, попутно изничтожая самым изобретательным образом всех, кто попадётся на пути. Поначалу всё выглядит очень серьёзно, Леоне даже пытается нагнетать напряжение, но затем начинается какая-то студия "Трома", с бьющим через край ненатуральным насилием.

-8

При этом "Ужасающий" не лишён мрачного обаяния, да к тому же видно, что режиссёр развлекался от души и пытался развлечь зрителей. Мол: хотите трэша ради трэша? А вот во второй части всё не так просто.

"Ужасающий 2"/Terrifier 2 (2022)

-9

"Принесут меня домой, окажуся я живой..." Итак, клоун Арт благополучно воскрес, а сама история приобрела загробно-мистический оттенок, а вместе с ним - и мифологию.

Главная героиня второй части, почти взрослая девица Сиенна и её брат, младший школьник Джонатан, мучаются странными видениями: что-то страшное грядёт, и к этому имеет какое-то отношение их покойный отец, художник... Тем временем, клоун, сопровождаемый некоей мистической девочкой, продолжает вершить своё адское дело, потихоньку подбираясь к брату с сестрой. При этом изобретает такие изощрённые методы расправы над людьми, какие не снились ни Фредди Крюгеру, ни Майклу Майерсу...

-10

Если первый "Ужасающий" был сеансом ностальгии по ужастикам 70-х, то второй - это нечто большее, на что нам намекают 2-х-с-лишним-часовой хронометраж и психоделические сцены видений героини. Даже почти АРТ-хаус (каламбур?).

И вот наконец третья часть саги.

"Ужасающий 3"/Terrifier 3 (2024)

-11

Милейший клоун Арт, буквально потерявший голову в финале второго фильма, приделывает её обратно (ну разумеется). Проходит 5 лет. Сиенна, одолевшая потустороннего маньяка, возвращается из дурдома в реальный мир и поселяется у дяди с тётей. Тем временем Арт, выйдя из забытья, продолжает эпопею бессмысленного насилия, придумывая новые изобретательные способы отправки людей в лучший мир. А сопровождает его уже не девочка-клоун, а Вики, девушка с искалеченным лицом из первой части (впрочем, как я понял, они обе - одна и та же Сущность, но в разных обличиях) Разумеется, их пути с Сиенной пересекутся вновь...

-12

Третья часть саги о Арте - примерно то же самое, что и вторая. Красочные, но бессмысленные видения убрали за ненадобностью (и на том спасибо), но хронометраж по-прежнему двухчасовой: Арту же надо расправиться с многочисленными одноразовыми персонажами!

-13

В целом же смотрится неплохо, особенно если понравился вторая часть. Как всегда у Леоне, много отсылок - и к "Сиянию", и к "Психо", и к "Ребёнку Розмари", и к себе любимому (ранние короткометражки про клоуна Арта), и даже к "Бэтмену": "Откуда у тебя эти шрамы?"). В эпизоде появляется живой Том Савини. А главное: уморительные ужимки клоуна Арта по-прежнему соседствуют с чудовищной брутальностью и беспросветным мрачняком. Надо ли смотреть? Если видели первые две части - то обязательно. Если нет - начните с первой. Редкий случай, когда качество от серии к серии повышается. Но будем надеяться, что Леоне сдержит слово, и четвёртый выпуск франшизы станет последним.

Всем спасибо! Добавляйтесь!