Найти в Дзене
Кино, вино и Мимино

Вьетнам от первого лица."Взвод" Оливера Стоуна - очень личное кино

Со средой, мои чуваки! Есть такая категория материалов, которая в советской прессе называлась "письмо позвало в дорогу". Когда не мы выбираем тему, а какой-нибудь комментарий, случайный разговор с подписчиком - и готово, бегом за клавиатуру. Так что поблагодарим за идею прекрасного Даниила Комарова, нашего постоянного подписчика и что уж там - возлюбленного мецената, за чей счет маленькая фэйри стрескала множество пирожных, а мы с Мыськой чего уж там - не один раз пригубляли кедровую настойку. И поговорим об одном из лучших военных, и пожалуй - лучшем фильме, посвященном вьетнамской войне. О "Взводе" Оливера Стоуна. Довольно интересно смотреть, как много порой должно сойтись обстоятельств для того, чтобы получилось кино. Так получилось, что в 1967 г. молодой раздолбай Оливер, до этого дважды (sic!) бросивший учебу в Йеле, ГРЕЗИВШИЙ писательством и уже проживший во Вьетнаме какое-то время в качестве преподавателя английского и торгового моряка, возвращается туда - теперь уже с оружием в

Со средой, мои чуваки! Есть такая категория материалов, которая в советской прессе называлась "письмо позвало в дорогу". Когда не мы выбираем тему, а какой-нибудь комментарий, случайный разговор с подписчиком - и готово, бегом за клавиатуру.

Так что поблагодарим за идею прекрасного Даниила Комарова, нашего постоянного подписчика и что уж там - возлюбленного мецената, за чей счет маленькая фэйри стрескала множество пирожных, а мы с Мыськой чего уж там - не один раз пригубляли кедровую настойку. И поговорим об одном из лучших военных, и пожалуй - лучшем фильме, посвященном вьетнамской войне. О "Взводе" Оливера Стоуна.

К слову, кадры с Джонни Деппом из взвода давно уже стали традиционными в любом нашем материале, посвященном Наму.
К слову, кадры с Джонни Деппом из взвода давно уже стали традиционными в любом нашем материале, посвященном Наму.

Довольно интересно смотреть, как много порой должно сойтись обстоятельств для того, чтобы получилось кино. Так получилось, что в 1967 г. молодой раздолбай Оливер, до этого дважды (sic!) бросивший учебу в Йеле, ГРЕЗИВШИЙ писательством и уже проживший во Вьетнаме какое-то время в качестве преподавателя английского и торгового моряка, возвращается туда - теперь уже с оружием в руках.

Стоит отметить, что, подобно своему будущему альтер-эго Крису Тейлору он сделал это добровольно, более того - отказался от возможных привилегий, полагавшихся ему как имеющему образование.

Я отказался от офицерской школы, учеба в которой отняла бы у меня несколько месяцев до исполнения моего желания. Я спешил попасть на фронт до окончания войны, наступление которого СМИ пророчили в скором времени. Я хотел быть как все: безымянным пехотинцем, пушечным мясом, одним из массы копающихся в грязи людей, о которых я читал у Джона Дон Пассоса.
Оливер Стоун "В погоне за светом"

Войны Оливер получил сполна - был дважды ранен, получил награды "Пурпурное сердце" и "Бронзовая звезда". Остался на передовой по истечению положенного годового срока командировки. Участвовал в битве за базу огневой поддержки "Берт" - и на всю жизнь запомнил ужас ночного боя, в котором ему не довелось сделать ни одного выстрела и не увидеть не одного живого противника (зато с лихвой навидаться на следующий день мертвых). Все это навсегда изменило молодого ветерана, чей жизненный путь был еще отнюдь не определен.

Оливер Стоун во Вьетнаме
Оливер Стоун во Вьетнаме

Все могло сложиться по-разному. Молодой человек начал бы заниматься строительным бизнесом вместе с бывшим сослуживцем. Раствориться в череде довольных жизни яппи, или наоборот - покатиться по наклонной, облегчая дорогу наркотиками и алкоголем. Тем более, что звоночки были, особенно когда Оливер был задержан на мексиканско-американской границе в Тихуане при попытке провезти в США пакет марихуаны. Нанятый отцом адвокат и, как намекает в воспоминаниях сам Стоун, взятка быстро решили дело, но как говорится, осадочек остался.

В итоге мятущийся юноша по возвращению в Нью-Йорк принимает решение поступать в Школу искусств при университете. Иронично, что обучение почти полностью оплачивалось МО обороны США по программе GI Bill - и оно же спустя двадцать лет с гневом откажется помогать съемкам фильма, "злостно порочащего облик американской армии". Как говорится, сами же и породили...

Впрочем, тогда еще ничто не предвещало... Выпустившись, Оливер срежиссировал пару не особо примечательных фильма ужасов (о которых стоит вспомнить лишь то, что в одном из них снялся Майкл Кейн), достигнув, впрочем, определенных успехов на сценарном поприще. Фанаты "того самого Голливуда" должны быть благодарны ему за работу над "Конаном" и "Годом дракона", но главным успехом Стоуна-сценариста конечно же стали ремейк древнего гангстерского боевика "Лицо со шрамом" и биографическая драма "Полуночный экспресс", за которую он получил "Золотой глобус", а затем и свой первый "Оскар". Церемония "Глобуса", к слову, вышла довольно любопытной...

Итак, к тому моменту, когда меня объявили победителем в номинации за лучший адаптированный сценарий, я успел за три часа принять несколько порций кокаина, парочку куаалюдов и выпить несколько бокалов вина.
Оливер Стоун "В погоне за светом"
Оливер Стоун знает толк...
Оливер Стоун знает толк...

Но сценарных успехов Оливеру было мало. Он хотел снимать кино - и не то, которое уже случилось с ним, и за которое над ним подтрунивали даже друзья. Ему хотелось высказаться на тему того, что действительно казалось важным. Тем более, что уже не один год его душу бередил сценарий, основанный на его вьетнамской службе.

И тут на жизненном пути возникла компания Hemdale Film Corporation, к тому моменту отметившаяся не одним смелым вложением. Например - именно они рискнули в свое время вложиться в фантастический боевик малоизвестного Джеймса Кэмерона - и не прогадали.

Со Стоуном компания договорилась о съемках сразу двух фильмов - долгожданному "Взводу" должен был предшествовать политический драмы "Сальвадор", основанной на биографии журналиста Дэвида Бойла (тот сам участвовал в написании сценария). Впрочем, фильм этот заслуживает отдельного разговора. Достаточно лишь помянуть тот факт, что съемки были непростыми, постпродакшн - еще сложнее, а с началом проката и вовсе начался тихий ад, фильм был разнесен консервативными критиками и уверенно проваливался в прокате (справедливости ради, позже он с лихвой отобьет все это в видеопрокате, многократно окупившись). Стоит благодарить судьбу за то, что подготовка съемок "Взвода" зашла уже слишком далеко и Hemdale Film не стали давать "заднюю".

Производственный процесс фильма был не менее драматичен, чем у другого легендарного "вьетнамского" эпоса - "Апокалипсиса сегодня" Фрэнсиса Копполы. Разница была лишь в том, что Стоун со своими скромными шестью миллионами не мог позволить себе снимать год и монтировать версии по пять часов. Зато все прочие прелести съемок в джунглях в виде жары, духоты, туч кровососущих насекомых и огромных физических нагрузок как на актеров, так и на съемочную группу. Не облегчал ситуацию и недавно произошедший на Филиппинах (как и "Апокалипсис", "Взвод" снимался там) военный переворот в результате которого все достигнутые договоренности рухнули - и пришлось заново налаживать все возможные связи, что потребовало множества нервов, а главное - денег.

Впрочем, муки были вознаграждены. Вопреки всем прогнозам, серьезное, суровое кино о войне, запрещенное к показу для детей стало настоящим событием, окупившись более чем двадцатикратно и принеся создателям четыре Оскара - включая награды за режиссуру и лучший фильм.

Вот вам еще Джонни Деппа
Вот вам еще Джонни Деппа

Все это длинное предисловие тут не случайно. При просмотре "Взвода" надо учитывать, что это крайне личное кино, впитавшее в себя не только вьетнамский, но и последующий жизненный опыт Стоуна. Чтобы оценить это, достаточно прочитать о сценарии поз названием "Прорыв", который молодой Оливер написал под первым впечатлением от войны. Фильм этот по замыслу ныне весьма напоминает "Аватара" (что признает и сам режиссер) и имеет весьма мало общего с итоговым результатом.

А тот же, утратив фантастичность (достаточно упомянуть что в "Прорыве" фигурировали древние богини и воскрешение из мертвых), стал почти биографичным. Главный герой, Крис Тейлор - такой же наивный доброволец, как и Стоун, попавший на войну, которая оказалась совершенно не тем, что он себе представлял. Все происходящее с ним, имело основу в виде случившегося с режиссером и его сослуживцами. И да, сержанты Барнс и Элайас действительно существовали, правда в реальной жизни ни разу так и не встретившись. Но поединок за душу молодого пехотинца они вели тот же.

Вообще, в отличие от мистически-эпохального "Апокалипсиса", "Взвод" кино куда более камерное. Оно о персональном пути конкретного человека на конкретной войне. Коппола мог позволить себе притчи ради менять Бельгийское Конго на Вьетнам, а торговых представителей на американских военных. Стоун же рассказывал о реальных людях, доносил именно их историю. И вопросы молодой Крис задает те же самые, что задавал молодой Оливер. Что он делает на этой войне? С кем на самом деле воюет (весьма примечательно, что солдаты НФОЮВ показаны тут как тени, практически призраки) - не с собой ли? До какого предела тьмы может дойти человек ради выживания и где он может найти в ней свет?

Примечательно, что как и в жизни - в фильме нет совершенно отрицательных персонажей. Даже сержант Барнс при всей отрицательной харизме Тома Беренджера лишь плоть от плоти войны, то что ей требуется - высококвалифицированный убийца. Он не подвержен сантиментам не в силу своей особой жестокости, просто здесь так надо. Должен выжить он и его подчиненные, в этом его работа.

В то же время и сержант Элайас не так однозначен. Ищущий света во мраке Вьетнама - он при этом остается таким же псом войны. И мечется, снедаемый этой двойственностью. Его добрые стремления так же, как и жестокость Барнса - лишь способ самозащиты. Даже если по мнению Тейлора они уже находятся в аду, Элиас все еще пытается спастись из этого ада - но и его одолевают большие сомнения в возможности побега.

Остальные солдаты взвода это в основном люди, оказавшиеся не в то время и не в том месте. Лейтенант Вульф, по слабоволию отдающий власть во взводе сержантам является типичным образчиком "военного мирного времени", которых более чем достаточно в любой армии. Большинство рядовых - просто малограмотные уличные мальчишки, мало что видевшие в этой жизни и в итоге легко поддающиеся влиянию. Даже явный псих и садист Банни - скорее напоминает капризного мальчишку, до воспитания которого никому не было дела. А потом Родина дала ему оружие - и безнаказанность...

Антивоенный пафос картины несомненен. Но именно у Стоуна-ветерана он получается не напыщенно-манифестарным как у Кубрика, превратившего в своей "Цельнометаллической оболочке" очень личный роман Хэсфорда в интеллигентсткую агитку. Его подход куда более общечеловечный, интимный, местами даже более библейский нежели эпик Копполы. В этом он похож скорее на "Охотника на оленей" но только там война в основном показана на внутренней эволюции двух персонажей, во "Взводе" же она фон, смысл и содержание. Не только для Криса Тейлора, но и для Оливера Стоуна. И так же важен ему рассказ о ней. Не случайны слова, звучащие перед финальными титрами - когда переживший свой персональный Вьетнам Крис отправляется домой.

Те из нас, кто смог из этого выбраться, обязаны восстановить всё заново, научить других тому, что знаем мы, и с помощью того, что осталось от наших жизней, попытаться отыскать доброту и обрести смысл существования.
Веселись юноша в юности своей...
Веселись юноша в юности своей...

Ну и напоследок - несколько просто интересных фактов.

  • Написав сценарий "Прорыва", Стоун отправил его Джимми Моррисону с предложением сыграть главную роль. Все же устойчиво в истории кино The Doors рифмуется со Вьетнамом...
  • На роль Криса был приглашен Киану Ривз, но тот отказался... из-за нежелания играть в фильме с большим количеством насилия. Джон Уик, как так-то?
  • Барнса же было предложено сыграть Джеймсу Вудсу, но тот настолько устал от съемок "Сальвадора", что просто послал режиссера с его предложением "опять ехать в гребаные джунгли".
  • Кастинг "Взвода" вообще отдельная песня. Тут Оливер проявил себя просто экстрасенсом - спустя годы каст выглядит внушительно, а тогда для того же Джона Макгинли (доктор Кокс же!) или Фореста Уитакера (несть числа его работам) это были одни из первых "взрослых" ролей. И да, Стоун отказался брать на главную роль Джонни Деппа, заявив, что тот до этого еще не дорос, но "однажды этот парень станет мегазвездой". Штош....
  • У Кубрика был Ли Эрми (сержант Хартман), а у Стоуна - Дейл Дай, ветеран-морпех с 20-летним стажем. Путем изнурительных тренировок он "выдрессировал" актеров настолько, что многие участники войны во Вьетнаме отдельно указывали на реалистичность и осмысленность действий персонажей на поле боя
  • Об уровне напряженности съемок говорит следующая история:
По прошествии 32 дней съемок я сорвался на нашего филиппинского продакшн-менеджера, которому уже не доверял из-за постоянных оправданий по поводу прибытия цистерн с водой на локации с большим опозданием. Поводом для моего срыва было его решение сдвинуть нашу огромную автовышку, которую мы использовали для освещения сцен в джунглях после того, как накануне вечером я потребовал от него оставить подъемник на месте. Теперь же нам предстояло потерять целых два часа на возвращение автовышки на ее первоначальное место. Два часа съемок — бесценное время, которое, и я это понимал, мне придется наверстывать за счет моего сценария. Кровь ударила мне в голову, и, натолкнувшись на его пустой, ни на что не реагирующий взгляд, я сорвался и отвесил ему пенделя, когда он собрался уйти. Двумя минутами позже он вернулся и ударил меня в грудь своей борсеткой и выкрикнул: «Я солдат. Не пинать меня!» Позже мне кто-то сказал, что в сумочке у него был пистолет. Съемочная группа встала на сторону продакшн-менеджера и заявила, что я уже не в первый раз оскорбляю их. Я уже тыкал пальцем в грудь другого парня, наезжая на него, а теперь еще и вот это. До меня доносился угрожающий ропот «со Стоуном покончено!». Поговаривали, что был нанят киллер, чтобы убить меня.
Оливер Стоун "В погоне за светом"

И многое, многое другое. Вообще, об этом фильме можно говорить бесконечно. Но зачем говорить, если можно посмотреть? Мы вот, сегодня вечером еще раз так и сделаем, чего и вам желаем.

Ну, а пока - прощаемся с вами и от всей души желаем тепла и мирного неба над головой. Увидимся!

Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 2202 2081 4572 1628 . Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

Не примените заглянуть к Ефросинии Капустиной - там интересно про другие страны и других людей

P.S. Все рекомендации мы даем исключительно на основе личной симпатии.