На этот вопрос лучше всего ответить моим любимым отрывком из книги "Искусство любить" моего любимого автора Эриха Фромма.
"Первый шаг, который необходимо сделать, — это осознать, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству.
Какие шаги необходимы в обучении любому искусству? Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа:
первый – овладение теорией; второй – овладение практикой.
Если я хочу научиться искусству медицины, я должен, в первую очередь, познать определённые факты относительно человеческого тела и относительно различных болезней. Но даже когда я обрету все эти теоретические знания, я всё ещё не смогу считаться сведущим во врачебном искусстве. Я стану мастером в этом деле после длительной практики, когда, наконец, результаты моего теоретического ЗНАНИЯ и результаты моей ПРАКТИКИ СОЛЬЮТСЯ в одно – в мою ИНТУИЦИЮ, составляющую сущность МАСТЕРСТВА в любом искусстве.
Но наряду с теорией и практикой существует третий фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве – овладение искусством должно стать предметом НАИВЫСШЕГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство. Это относится к музыке, медицине, к столярному искусству – а также и к любви. И, может быть, именно здесь содержится ответ на вопрос, почему люди нашей культуры так редко изучают это искусство, вопреки их очевидным неудачам в нем. Вопреки глубоко коренящейся жажде любви, почти всё иное считается едва ли не более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть. Почти вся наша энергия употребляется на обучение достижению этих целей, и почти никакой – на обучение искусству любви.
Может, достойными затраты сил на обучение надо считать только те вещи, при помощи которых можно приобрести деньги или престиж, а любовь, которая приносит пользу «только душе», но бесполезна в современном смысле, является роскошью, которой мы не вправе отдавать много энергии?
Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя мы обнаруживаем любовь, вернее эквивалент любви, уже у животных, их привязанности являются, в основном, частью их инстинктивной природы; у человека же действуют лишь остатки этих инстинктов. Что действительно существенно в существовании человека, так это то, что он вышел из животного царства, из сферы инстинктивной адаптации, переступил пределы природы. И всё же однажды оторвавшись от неё, он не может вернуться к ней; однажды он был изгнан из рая – состояния первоначального единства с природой – и ангел с огненным мечом преградит ему путь, если б он захотел вернуться. Человек может идти только вперёд, развивать свой разум, находя НОВУЮ ГАРМОНИЮ, человеческую гармонию вместо дочеловеческой, которая безвозвратно утеряна.
Когда человек родится – как весь человеческий род, так и отдельный индивидум – он оказывается перенесённым из ситуации, которая была определённой. Как определённы инстинкты, в ситуацию, которая не определённа, неясна, открыта. ЯСНОСТЬ существует ТОЛЬКО относительно ПРОШЛОГО, а относительно будущего ясно только, что когда-нибудь да наступит смерть.
Человек одарён разумом, он есть сознающая себя жизнь, он осознаёт себя, своего ближнего, своё прошлое и возможности своего будущего. Это осознание себя как отдельного существа, осознание краткости собственной жизни, того, что не по своей воле рождён и вопреки своей воле умрёт, что он может умереть раньше, чем те, кого он любит, или они раньше его, и осознание собственного одиночества и отделённости, собственной беспомощности перед силами природы и общества – всё это делает его отчуждённое, разобщённое с другими существование невыносимой тюрьмой. Он стал бы безумным, если бы не мог освободиться из этой тюрьмы, покинуть её, ОБЪЕДИНИВШИСЬ в той или иной форме с людьми, с окружающим миром.
ПЕРЕЖИВАНИЕ ОТДЕЛЁННОСТИ рождает тревогу, оно является ИСТОЧНИКОМ всякой ТРЕВОГИ.
Быть отделённым — значит, быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы.
Быть отделённым — это значит, быть беспомощным, неспособным активно владеть миром – вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на меня, а я при этом неспособен противостоять ему. Таким образом, ОТДЕЛЁННОСТЬ – это ИСТОЧНИК НАПРЯЖЁННОЙ ТРЕВОГИ.
Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделённость, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Этот вопрос оставался тем же для примитивного человека, жившего в пещерах, для кочевника, заботившегося о своих стадах, для крестьянина в Египте, для финикийского купца, для римского солдата, для средневекового монаха, для японского самурая, для современного клерка и фабричного рабочего. Вопрос остаётся тем же самым, потому что той же самой остаётся его основа: человеческая ситуация, условия человеческого существования.
Ответы различны.
На этот вопрос можно ответить поклонением животным, людскими жертвами, милитаристским захватом, погружением в роскошь, аскетическим отречением, одержимостью работой, художественным творчеством, любовью к богу и любовью к человеку. Хотя существует много ответов – набор которых и является человеческой историей – они, тем не менее, не бесчисленны. Напротив, если не брать в расчёт малые различия, которые касаются, скорее, отдельных частностей, чем сути дела, то придётся признать, что существует только ограниченное число ответов, которые были даны и могли быть даны человеком в различных культурах, в которых он жил. История религии и философии — это история этих ответов, их разнообразия, как и их ограниченности.
Ответ, в определённой степени, зависит от уровня индивидуальности, достигнутой человеком. У младенца «я» уже развито, но ещё очень слабо, он не чувствует отделённости, пока мать рядом. От чувства отделённости его оберегает физическое присутствие матери, её груди, её тела. Только начиная с той поры, когда в ребёнке развивается чувство своей отделённости и индивидуальности, ему становится недостаточно уже присутствия матери, и начинает ВОЗРАСТАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ИНЫМИ ПУТЯМИ ПРЕОДОЛЕТЬ отделённость.
Сходным образом человеческий род в своём младенчестве ещё чувствовал единство с природой. Земля, животные, деревья – всё ещё составляли мир человека. Он отождествлял себя с животными, и это выражалось в ношении звериных масок, поклонении тотему животного и животным-богам. Но чем больше человеческий род порывал с этими первоначальными узами, чем более он отделялся от природного мира, тем более напряжённой становилась потребность находить новые пути преодоления отделённости.
Один путь достижения этой цели составляет все виды оргиастических состояний. Они могут иметь форму транса, в который человек вводит себя сам или с помощью наркотиков. Многие ритуалы примитивных племён представляют живую картину такого типа решения проблемы. В трансовом состоянии экзальтации исчезает внешний мир, а вместе с ним и чувство отделённости от него. Ввиду того, что эти ритуалы практиковались сообща, сюда прибавлялось переживание слиянности с группой, которое делало это решение ещё более эффективным. Близко связано и часто смешивается с этим оргиастическим решением проблемы сексуальное переживание.
Сексуальное удовлетворение может вызвать состояние, подобное производственному или действием определённых наркотиков. Обряды коллективных сексуальных оргий были частью многих примитивных ритуалов. Кажется, что после оргиастического переживания человек может на некоторое время расстаться со страданием, которое во многом проистекает из его отделённости. Постепенно тревожное напряжение опять нарастает и снова спадает, благодаря повторному исполнению ритуала.
Пока эти оргиастические состояния входят в общую практику племени, они не порождают чувства тревоги и вины. Поступать так – правильно и даже добродетельно, потому что это путь, которым идут все, одобренный и поощряемый врачевателями и жрецами; следовательно, нет причины чувствовать вину или стыд. Дело совершенно меняется, когда то же самое решение избирается индивидом в культуре, которая рассталась с этой общей практикой.
Формами, которые индивид выбирает в неоргиастической культуре, являются алкоголизм и наркомания. В противоположность тем, кто участвует в социально одобренном действии, такие индивиды страдают от чувства виновности и угрызений совести. Хотя они пытаются бежать от отделённости, находя прибежище в алкоголе и наркотиках, они чувствуют еще большее одиночество после того, как оргиастические переживания заканчиваются, и тогда растёт необходимость возвращаться в своё прибежище как можно чаще и интенсивнее. Мало чем отличается от этого прибежища сексуальное оргиастическое решение проблемы.
В определённом смысле, это естественная и нормальная форма преодоления отделённости и частичный ответ на проблему изоляции. Но для многих индивидов, чья отделённость непреодолима иными способами, источник сексуального удовлетворения обретает ту функцию, которая делает его не слишком отличимым от алкоголизма и наркомании. Оно становится отчаянной попыткой избежать тревоги, порождаемой отделённостью, и в результате ведёт к ещё большему увеличению чувства отделённости, поскольку сексуальный акт без любви никогда не может перекинуть мост над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг."
© Эрих Фромм "Искусство любить"
По моим ощущениям, здесь есть ответ на самые главные вопросы любого человека и человечества в целом...