Начало собеседования - очень важный момент для обеих сторон. Как сделать его непринужденным? Как растопить первый лед между вами и вашим интервьюером? Попрощаться с неловкостью?
О чем статья:
- зачем нужны микроразговоры на старте?
- простые советы для начала собеседования (11 тем)
- мнения людей о снятии напряжения через разговоры
- 10 идей по практике нейтрализации неловкости
- 9 примеров мест, где и с кем можно тренировать навыки непринужденной беседы
Вызвать доверие и настроить мосты помогает small talk. "Светская беседа", она же - короткий разговор ни о чем для заполнения пауз - служит для разогрева перед основными выступлениями основной частью переговоров (в нашем случае - собеседования).
Цели непринужденной стартовой беседы:
- снять напряжение
- настроить мосты
- присмотреться: мой-не мой
- скан соответствия (работодатель/сотрудник, сотрудник/работодатель)
- сверка коммуникаций
- взаимный энергообмен
- увеличить шансы к позитивному исходу переговоров
Вот несколько вариантов тем для стартового общения:
Для всех:
- Погода
- Дорога
- Особенности офиса (если оффлайн)
- Смещение рабочих форматов (удаленка, возвращение в офис, гибрид)
- Фото на стене (о, вы тоже любите горы)
- Отпуск (уже были? только планируете?)
Для продвинутых:
- новости вашей сферы
- последнее крупное/яркое профессиональное мероприятие
- глобальная повестка дня
- книги на тему маркетинга (если вы - маркетолог)
- хобби - как восстанавливаетесь после нашей рутины/сложных клиентов/капризных заказчиков? (подставить свое)
Что думают люди о стартовых беседах?
Smalltalk - это естественный формат эмоциональной подстройки, мы не роботы, чтобы обсуждать только бизнес
Ненавижу смол токи. В 99 процентах они пропитаны фальшью и желанием понравится. Если это формальная вежливость - лучше помолчать. Я не готов с незнакомыми людьми обсуждать что-то без особой необходимости
Считаю, что в рамках школьного предмета про коммуникативные навыки нужно изучать тему искусства непринужденной беседы
В восточных странах сначала - "как мама, как папа?". Иногда вызывала улыбку мысль о том, что "невозможно перейти к обсуждению вопросов отчетности, пока не обсудили "жизненные темы"
Иногда бесит градус «дежурности» в таких беседах, но каждый раз восхищаюсь людьми, которые делают это как дышат. Несомненно - ценный социальный навык!
Сейчас я работаю в Узбекистане, и это одна из лучших стран, чтобы научиться мягкому small talk. Очень ценю здесь этот навык, он расслабляет собеседников и сонастраивает их друг на друга
Наша культура и язык - высококонтекстные, включают в себя другие способы коммуникации: внимание в жестам и деталями, чтение между строк. Смол - ток -что-то инородное в данном случае для русскоговорящих. Я не против вежливости и приветствий в лифте, но вот эти тягучие разговори ни о чем, в то время как собеседнику глубоко плевать на мой ответ, вот это бесит тем, что я чувствую что теряю время, и лучше бы просто все помолчали.
Такое общение не отнимает у меня силы. Мне интересно изучать и наблюдать за людьми. Всегда здороваюсь с охранниками - теперь меня узнают и улыбаются при встрече. В налоговой - посочувствую работникам: они идут навстречу. И вот это всё не дружба, а просто короткое общение. Для меня идеально.
Хорошие новости! Умение легко разговаривать - навык приобретенный.
Чтобы стать королем/королевой коротких разговоров
- нужно практиковаться:
- здороваться первым
- начинать разговор первым
- ходить на нетворкинговые встречи онлайн или оффлайн
- расширять кругозор
- читать
- общаться с малознакомыми людьми
- концентрироваться на другом человеке, научиться задавать вопросы, узнавать что-то необычное о собеседнике
- учиться слушать (смотреть в глаза, невербально и вербально показывать, что слышишь)
- искренне интересоваться другими
- улыбаться даже незнакомым людям - самый простой пункт
С кем можно практиковаться и где?
- день рождения - незнакомые гости (общая точка - именинник)
- таксисты (общая точка - пробки, стиль вождения, ПДД, ГАИ, штрафы, женщины за рулем)
- коллеги (общая точка - бухгалтерия, новое меню в столовой, учебная пожарная тревога через день)
- в самолете - сосед по креслу (были уже в той стране, куда летите?)
- другие покупатели в магазине (вы не знаете, эти мандарины с косточкой?)
- соседи (общая точка - уборка подъезда, консьержка, ремонт в 162 квартире, новые лифты)
- ожидающие на остановке (классное электронное табло, ностальгия по трамваям, стоимость проезда ⛔️)
- прохожие (как пройти к Торговому центру? он - хороший? я найду там кроссовки?)
- кассир в "Пятерочке" (вы-самый доброжелательный сотрудник магазина 😉)
Говорят, что навык легкого общения позитивно влияет на настроение и ваше благополучие, проверьте на себе 😉
Исследования доказали, что если в течение недели каждый день вступать в разговор хотя бы с одним незнакомцем - вы станете более уверенными в своих социально-коммуникационных навыках + будете меньше бояться заговорить с кем-то.
Сделайте так, чтобы ничем не обязывающий поверхностный разговор ни о чем превратился из бесполезной беседы в ваш инструмент продвижения к офферу.