Найти в Дзене
Беседы у очага

Как художник случайно шедевр создал

– Знаешь, – начал Алекс, разглядывая знаменитое полотно, – эта картина появилась совершенно случайно. Поленов просто искал квартиру в Москве летом 1877 года, снял комнату в доме на Арбате и выглянул в окно... Олеся подошла ближе к картине: – И что он увидел? – Он увидел этот самый дворик. Обычный московский дворик в районе церкви Спаса на Песках. Представь: жаркий летний день, солнце заливает всё вокруг, играют дети, женщина развешивает бельё... И художник просто не смог устоять. – А правда, что он написал её всего за два дня? – Не совсем, – улыбнулся Алекс. – Первый эскиз действительно был сделан очень быстро, прямо из окна. Но потом Поленов долго работал над деталями. Видишь, как тщательно прописан каждый кустик, каждая травинка? Это уже результат кропотливой работы. – Смотри, какое небо! – восхитилась Олеся. – Такое высокое, с летящими облаками... – Да, это особый "поленовский" цвет неба. Он использовал несколько оттенков голубого, чтобы передать эту удивительную глубину. А облака н

– Знаешь, – начал Алекс, разглядывая знаменитое полотно, – эта картина появилась совершенно случайно. Поленов просто искал квартиру в Москве летом 1877 года, снял комнату в доме на Арбате и выглянул в окно...

мираж "Московского дворика"
мираж "Московского дворика"

Олеся подошла ближе к картине:

– И что он увидел?

– Он увидел этот самый дворик. Обычный московский дворик в районе церкви Спаса на Песках. Представь: жаркий летний день, солнце заливает всё вокруг, играют дети, женщина развешивает бельё... И художник просто не смог устоять.

– А правда, что он написал её всего за два дня?

– Не совсем, – улыбнулся Алекс. – Первый эскиз действительно был сделан очень быстро, прямо из окна. Но потом Поленов долго работал над деталями. Видишь, как тщательно прописан каждый кустик, каждая травинка? Это уже результат кропотливой работы.

– Смотри, какое небо! – восхитилась Олеся. – Такое высокое, с летящими облаками...

Летнее небо над старой Москвой раскинулось во всю ширь полотна.
Летнее небо над старой Москвой раскинулось во всю ширь полотна.

– Да, это особый "поленовский" цвет неба. Он использовал несколько оттенков голубого, чтобы передать эту удивительную глубину. А облака написаны так, что кажется – они вот-вот поплывут дальше.

– А церковь? Она сохранилась?

– К сожалению, нет. Церковь Спаса Преображения на Песках снесли в 1930-х. Но на картине она – как символ старой Москвы. Видишь, как её белые стены контрастируют с зеленью деревьев и синевой неба?

– А эти фигурки людей... Они такие маленькие, но такие живые!

– В этом весь Поленов! Он мастерски умел передавать жизнь через детали. Вот женщина развешивает бельё, дети играют во дворе, кто-то идёт по своим делам... Каждая фигурка рассказывает свою историю.

– Мне кажется, или трава на переднем плане немного рыжеватая?

– Отличное наблюдение! – оживился Алекс. – Это же разгар лета, и трава действительно чуть выгорела на солнце. Поленов очень точно передал этот оттенок. Он вообще был мастером цвета.

– А деревянные постройки? Они настоящие были?

– Абсолютно! Это типичный московский двор 1870-х годов: главный дом, флигели, сараи... Всё это создавало особую атмосферу старой Москвы. И знаешь, что интересно? Поленов был первым, кто увидел в таком обычном дворике настоящую поэзию.

– Как это?

– До него художники в основном писали либо парадные виды городов, либо помпезные исторические сцены. А Поленов показал красоту повседневности. Он как будто говорит нам: "Посмотрите, какое чудо – обычный летний день в московском дворике!"

– А почему картина стала такой знаменитой?

– Представь себе выставку 1878 года. Среди больших исторических полотен и парадных портретов вдруг появляется этот солнечный, почти интимный кусочек московской жизни. Это было что-то совершенно новое. Павел Третьяков сразу купил картину для своей галереи.

– Знаешь, – задумчиво произнесла Олеся, – глядя на эту картину, я почти чувствую запах нагретой солнцем травы и слышу детские голоса...

– Именно в этом гениальность Поленова! Он создал не просто вид двора, а настоящий портрет лета, детства, старой Москвы. Здесь есть всё: и бытовые детали, и поэзия повседневности, и какая-то удивительная теплота...

– А сейчас там что?

– Место сохранилось, это в районе Арбата. Но двор, конечно, совсем другой. Зато картина осталась – как окно в прошлое, как напоминание о том, что красота может скрываться в самых обычных вещах. Нужно только уметь её увидеть.

Они ещё долго стояли перед картиной, разглядывая детали: блики солнца на стенах церкви, тени от деревьев на траве, фигурки людей, занятых своими делами... И казалось, что летний ветерок вот-вот донесёт до них звон колоколов и детский смех из того далёкого московского дворика, который Поленов случайно увидел из окна своей съёмной комнаты и сделал бессмертным.

Другие мои статьи ЗДЕСЬ