Данный вопрос можно разделить сразу на две части. Первая касается узкоколейки из города в сторону косы, вторая - узкоколейки цемзавода.
Касаемо второй части можно сказать, что в начале прошлого века на территории завода Общества Черноморского цементного производства (ц/з «Пролетарий») действовала узкоколейная железная дорога. Об этом факте поведал на своей странице уважаемый Новороссийский историк С.Г. Новиков https://vk.com/wall730689517_1497 украсив публикацию шикарными иллюстрациями.
Если со второй частью почти все понятно, то по первой много вопросов.
В конце 1980-х гг. в газете Новороссийский рабочий была опубликована заметка «Куда ходила «кукушка», где упоминалось о узкоколейной ж/д из центра города в район Суджукской косы (Пионерской рощи).
В архиве города хранится интересный документ «План направления железнодорожной ветви от станции Федотовки до строящегося порта». По сути это рисованная карта, которая датируется 1883 г., что весьма справедливо если учесть размеры города и отмеченные на ней нефтезавод и нефтепровод из Ильской Герберта Тведля.
На плане красным цветом изображён рельсовый путь который огибает всю Цемесскую бухту от района Восточного мола до Широкой балки(!). Можно было бы принять этот документ за проект, но факт существования рельсового пути подтверждают другие архивные материалы. Например проект 1910-х гг. о строительстве курортной железной дороги в Абрау, где упоминается действовавшая в 1880-е гг. временная ширококолейная ветка 18 вёрст (19 км.).
Я решил отмерить это расстояние на современной карте - получилось ровно 19 км.
Что же касается слова «ширококолейная», то здесь может подразумеваться как нормальная колея принятая в нашей стране 1520 мм, так и возможно более широкая.
Факт существование ж/д пути в Широкую балку косвенно подтверждают ещё несколько документов. Один из них 1912 г. о строительстве шоссированной дороги в Мысхако, где упоминаяется заброшенная ж/д насыпь, которую предполагали использовать для данного проекта. Второй источник - немецкая аэрофотосъемка 1943 г. района Мысхако, где можно увидеть остатки упомянутой ж/д насыпи и даже опоры моста в районе старого стрельбища.
Казалось бы, все понятно - железная дорога в Широкую балку была и использовалась для вывоза строительного материала из нынешнего курортного местечка для строительства пристаней и отсыпки береговой линии порта, но есть один документ который является ложкой дёгтя. Он датируется 1890 г. В нем идёт речь о строительстве узкоколейной «Дековилевской» ж/д для строительства порта, которая должна была пройти по указанному выше маршруту, но данное архивное дело заканчивается отказом - т.е. дорога так и осталась в проекте.
Тем не менее, если взглянуть на карты Новороссийска конца XIX, начала XX вв, то ж/д путь все-таки существовал, правда до района Суджукской косы.
На карте 1900-1902 гг. ветка отмечена и идёт до южной оконечности Суджукской косы, где тогда находился небольшой рыб. завод - по факту (скорее всего) это были балаганы и землянки рыбаков.
На карте 1909 г. (Рекогносцировка 1931 г.) ж/д дорога отмечена до военных лагерей (район Пионерской рощи). Интересно, что на этой же карте отмечена узкоколейка цементного завода в Геленджике.
Важно отметить, что узкая и нормальная колея на топографических картах изображается по-разному.
На карте из путеводителя Г. Москвича (1910-1914 гг.) железная дорога есть.
А вот на карте 1920-х гг. ж/д ветки нет.
Зато на военных картах она снова появляется и доходит уже не до «Лагерей», а до района современных Южных озёр, где была скорее всего погрузочная рампа для войск базировавшихся в лагерях.
Во время обороны города в сентябре 1942 г. по этой дороге передвигался бронепоезд «Народный мститель», который был построен на Вагоноремонтном заводе Новороссийска.
Говорить о какой-либо узкой колее в данном районе в довоенный период не имеет смысла. На картах железнодорожный путь обозначен как «нормальный» (нормальная колея), да и вряд ли кто-то строил бы бронепоезд для узкой колеи.
Вернёмся ненадолго к узкоколейке в Геленджике. Она существовала в начале прошлого века на территории цемзавода. Да, в городе-курорте действовал цементный завод с 1890-х до 1920-х гг. Известно, что предприятие приобрело в 1913-14 гг. узкоколейный танк-паровоз «Оренштайн и Коппель» (Orenstein & Koppel) мощностью 30 л.с. Ширина колеи локомотива была 500 мм.
Что же касается узкоколейки цемзавода в Новороссийске, то изучив справочный материал по данной тематике, я пока не обнаружил свидетельств приобретения предприятием фирменных локомотивов. Возможно наши цементники использовали паровоз локального производства. Его могли изготовить на заводе Лампе, Макларена или на вагоноремонтных мастерских Новороссийска.
Продолжая тему тягового подвижного состава рассмотрим несколько интересных фотографий. Одна из них находится в музее Локомотивного депо нашего города (скан nvrsk-kostomarovo.ru), на ней изображён танк-паровоз с мини-вагончиками для перевозки земли.
Подпись гласит, что такие паровозы (возможно самые первые) доставлены в Новороссийск по старой черкесской дороге на подводах лошадьми и волами, 1887 г. Скорее всего речь идёт о дороге через перевал «Волчьи ворота», тогда она была второстепенной. Основной была дорога через нынешнее Неберджаевское водохранилище.
Изучив документы, оказалось, что в кадре танк паровоз производства «Краус» (Krauss, München). 3 таких локомотива для нормальной (не узкой) колеи приобрело Общество Владикавказской ж/д (далее ВЛКЖД) в 1888 г. Это как раз год, когда в Новороссийске открылось ж/д движение. В 1887 г. ВЛКЖД построило в Ростовских мастерских 110 вагончиков для перевозки земли, которые можно увидеть на фото позади танк-паровоза. Кстати танк-паровоз - это паровоз без тележки (тендера) позади него.
Также в 1888 г. в Мюнхене ВЛКЖД купила один ревизионный паровозо-вагон (паровой трамвай). Возможно на нем возили почётных гостей летом 1888 г. в преддверии или во время открытия ж/д движения в Новороссийске.
Ещё один снимок, 1890-х гг. - строительство Западного мола. На нем можно увидеть ещё один танк-паровоз фирмы «Краус». Колея на фото «нормальная» - 1520 мм. Паровоз подавал каменные массивы для укладки их в основание мола.
Наконец, самый известный снимок который запечатлел «Кукушку» в Новороссийске. Это район современной Форумной площади. В кадре либо модификация «Крауса» («Немецкая кукушка»)
либо один из двух танк-паровозов Коломенского завода, которые приобрела ВЛКЖД в 1892 г.
Этот же паровоз можно увидеть на фрагменте другой открытки. Здесь он движется в районе Каботажной пристани с вагоном 3 класса. Такие вагоны строили мастерские ВЛКЖД в Ростове-на-Дону.
Сам паровоз был небольшой, возможно поэтому «малыша» считали узкоколейным.
Продолжение следует.
#vasilii_orestofff #Владикавказская_жд #СКЖД #РЖД #история