Приветствую, дорогие читатели!
Для начала хотел бы поздравить Вас с Наступающим 2025 годом! Пожелать Вам расти большими и сильными, а тем, кто уже сделал это, защищать слабых и не обижать маленьких и всегда быть примером для подрастающего поколения! Пусть ваши дела будут добрыми и продуктивными и обязательно принесут Вам радость и процветание! Желаю сохранять хорошие воспоминания из детства, не стареть душой и уверенно идти вперёд, не боясь рисковать и совершать открытия! Счастья, мира, любви и удачи Вам в Новом Году!
Очередная статья, как вы, наверное, догадались из названия, будет наполнена воспоминаниями о маленьких увлечениях маленьких человечков с маленькой планеты Земля! Всё, как у нормальных людей. ) Тема сегодняшней встречи будет определяться простыми вопросами: какими были наши впечатления об играх на PlayStation 1 при знакомстве с ними в 1990-х - начале нулевых? Какие игры нам казались лучшими по вступительным роликам? Почему данная тема заинтересовала меня и почему я решил посвятить ей отдельную статью? Дело в том, что геймеры, жившие в 1990-х, стали счастливыми очевидцами заметного развития видеоигр на консолях третьего, четвертого и пятого поколений. Это было время, когда технологии не только росли в сухих цифрах, а наглядно демонстрировали качественный рост с каждым новым поколением консолей.
Игровые системы 1980-х и начала 1990-х ассоциировались в основном, как детские домашние развлечения, как необычный способ организовать досуг ребёнку. Так считали многие родители юных геймеров в то время. С появлением консолей пятого поколения ситуация начала кардинально меняться. Теперь на игры всё чаще стали смотреть, как на некий вид искусства.
Тогда в 1990-х искушённые знатоки хитов 8-16 бит буквально замирали от восторга при запуске игр на 3DO, PlayStation 1, Sega Saturn, Nintendo 64. Электронные развлечения снабжались фантастическими видеороликами, которые по уровню постановки напоминали голливудскую продукцию. Глядя на это, все с изумлением следили за происходящим на экране. В условиях дефицита информации мы часто оценивали игры именно по вступительным заставкам. Словно первопроходцы, мы опытным путём запускали все игры подряд, какие нам попадались и искренне радовались каждой игре, погружаясь в новый дивный мир 32 бит.
Сегодня будем вспоминать десять игр на PlayStation 1, начальные заставки которых обескураживали и восхищали геймеров, заставляя верить, что это 100 % хиты и лучшие игры того времени. Для наглядности статья содержит те самые вступительные ролики, которые глубоко запали в душу всем, кто застал то время.
Приглашаю вас в очередной экскурс в эпоху PlayStation 1, во времена, когда деревья были выше, а геймеры моложе. При желании что-то добавить, милости прошу в комментарии, только, пожалуйста, соблюдайте простое правило коммуникации: уважайте себя и окружающих, иначе - бан, без обид.
Приступаем!
10. Heart of Darkness
Платформер, разработчик - французская студия Amazing Studio, 1998.
Heart of Darkness - яркий пример развития 2D платформинга в сравнении с 8-16 битками. Мне всегда режет ухо, когда я слышу от «знатоков», что лучшими платформами для 2D игр были NES, SNES и Мегадрайв. В качестве возражения этим людям хочу привести всего два аргумента. Во-первых, на PlayStation 1 выходили весьма качественные 2D платформеры, которые были на голову выше 8-16-ти битных аналогов. Во-вторых, надо учитывать, что жанр 2D платформера в эпоху 32 бит считался устаревшим и многие разработчики перешли на создание 3D игр, технологически более сложных, а внимание к 2D проектам ушло на второй план.
С великой Heart of Darkness я имел удовольствие познакомиться в феврале 1999 года. Вступительная заставка приятно удивила мультипликационной стилистикой и продолжительностью более 6 минут. Игра казалась мега крутым мультиком. Несмотря на детскую в общем тематику, она была довольно хардкорной. Благодаря таким игрушкам мы ощущали себя зрителями и героями классных мультфильмов на игровой приставке.
Удивительное мультипликационное приключение про подростка, отправившегося в сердце тьмы для спасения своего четвероного друга. Heart of Darkness - это потрясающий 2D платформер на PlayStation 1, в который точно стоит сыграть ретро геймеру.
9. Oddworld: Abe's Oddysee
Платформер, разработчик - американская студия Oddworld Inhabitants, 1997.
Безупречный и хардкорный 2D платформер с ультра реалистичной графикой своего времени. Впервые с игрой я познакомился в июле 1998 года. Вступительный ролик нагнал столько саспенса, что я с первых минут понял - это моя игра! Мрачные локации, загадочные существа и безумно суровый мир, до боли похожий на тот, в котором живём мы с вами, просто поломали мои стереотипы о видеоиграх.
Идея, заложенная в игру, напоминала сюжет драматического фильма: главный герой узнает горькую правду и должен сбежать от своих хозяев, попутно спасая соплеменников и весь мир. Вступительный ролик Одиссеи Эйба был настолько загадочным и атмосферным, что буквально пробирало до мурашек. Ничего подобного в 90-х я больше не видел.
Реалистичный и мега качественный ролик был потрясающим прологом истории про странного человечка, который в борьбе за свободу стал настоящим мессией своего народа. Вторая часть - Oddworld: Abe’s Exoddus усилила мою любовь к этой Вселенной и её вступительный ролик был не менее мощным, чем в Oddworld: Abe’s Oddysee. Первая часть стала для меня откровением, ибо с ней у меня связано знакомство с необычным и потрясающим миром.
8. Chrono Chross
JRPG, разработчик - японская студия Square, 1999.
Игра является наглядным примером величия жанра RPG на PS 1. К сожалению, Chrono Chross не имела коммерческого успеха и поэтому не получила номерного продолжения. Несмотря на это, живые очевидцы, заставшие её в своё время, с теплом и трепетом вспоминают игру, как наследницу SNESовской Chrono Trigger.
Я познакомился с игрой в апреле 2000 года. Начальная заставка интриговала с первых минут и ясно дала понять, что перед нами красивая и оригинальная фэнтэзи. Вступительный ролик демонстрировал привлекательный дизайн персонажей, красочные и живописные пейзажи, захватывающие эффекты, словом - всё то, что ждёт игрока в этой очаровательной RPG от японских мастеров-игроделов из Square.
Игра была эксклюзивом PlayStation 1 до выхода обновленной версии - Chrono Cross: The Radical Dreamers Edition в 2022 году на платформах: Nintendo Switch, PS 4, Windows, Xbox one. Искренне желаю вам поиграть в эту прелестную сказку, особенно, если вы любитель жанра RPG.
7. Tekken 3
Fighting, разработчик - японская студия Namco, 1998.
Король файтингов на PlayStation 1 просто не мог обойтись без королевской вступительной заставки. Если в нескольких словах описать ролик Tekken 3, на ум приходят такие эпитеты: зрелищно, интригующе, технологично. Вам быстро представят основных персонажей, каждый из которых уникален настолько, насколько это возможно. Реалистичные модели бойцов выглядят стильно и смертоносно в духе голливудских боевиков. Начальная заставка создаст интуитивное представление, кто есть кто, причём выглядит всё просто безупречно.
После просмотра вступительного ролика мы с другом буквально находились в состоянии ступора какое-то время. Тогда в 90-х подобные заставки в играх были вне конкуренции, игра ощущалось как что-то сверхчеловеческое.
Один Бог знает, сколько времени мы с другом провели в этой игре, постигая тонкости геймплея. Казалось, она заменила нам кислород, мы просто не могли ей надышаться. Каждый день вечером мы собирались у меня дома, запускали Tekken 3 и уносились прочь из реального мира на несколько часов! Браво, Namco!
6. Dino Crisis 2
Action-adventure, разработчик - японская студия Capcom, 2000.
Скажу честно, вступительный ролик Dino Crisis 2 выглядел намного больше, чем оказалась сама игра. По первым кадрам всё ощущалось круче, чем в первой части. Но, к сожалению, это впечатление оказалось обманчивым. С первого взгляда, игра обещала развить игровую франшизу, но на деле, вбила жирный гвоздь в крышку гроба этой серии. Третья часть, ставшая, эксклюзивом для Xbox Original, окончательно добила серию, но об этом как-нибудь в другой раз. Я не скажу, что Dino Crisis 2 была плохой игрой, нет. Но фанаты ждали совсем другое…
После первой части франшиза была на подъёме, японские коммерсанты не могли не воспользоваться случаем и не вложиться в продолжение. Однако, если Dino Crisis была хоррором в духе Резидента, то её продолжение получилось аркадным экшеном без намёка на серьёзные исследования и решение головоломок. Геймплей игры был до безобразия упрощён и многим тогда это показалось просто не приемлемым.
С игрой я познакомился в декабре 2000 года, и с первых минут геймплея почувствовал, что это не тот Dino Crisis. Здесь явно не хватало связи с предшественником и от былого хоррора ни осталось и следа. Несмотря на это, игра в целом мне понравилась, а вступительный ролик прочно засел в моей памяти, как один из самых многообещающих прологов в играх на PlayStation 1. Просто посмотрите его и скажите, неужели он не крут?
5. Resident Evil
Survival horror, разработчик - японская студия Capcom, 1996.
Разумеется, я не мог не включить в топ супер реалистичный вступительный ролик, который отлично демонстрировал, как кино проникает в компьютерные игры. В процессе просмотра начальной заставки Resident Evil мы с другом сидели не шелохнувшись. Такой уровень видео в играх был для нас в новинку.
«Вау эффект» достиг своего апогея в момент, когда на фоне взрыва закадровый голос произнёс название игры вслух. Это было чертовски зловеще и убедительно. После этого мы с другом постоянно пытались повторить произнести название игры, как это сделал неизвестный нам голос, но получалось, скорее всего, не очень.)) Протяжное произношение: «Рэзэдэнт Ивл» (в японской версии - «Байохазард») таинственного голоса надолго врезалось в нашу память и повторялось в начале каждой новой части, став для олдскульных геймеров неотъемлемым атрибутом серии. Такие, казалось бы, мелочи, но именно они в своей совокупности, делали игры Великими!
С первой частью Резидента я познакомился в апреле 1999 года. Учитывая, что игра вышла в 1996 году, можно сказать, я немного опоздал. Но на тот момент технологии были ещё актуальны и графически игра смотрелась неплохо. Честно признаюсь, это был абсолютно новый игровой опыт. Ничего подобного прежде я не видел. Игра казалась настолько страшной и реалистичной, что мы с другом буквально боялись заходить в новые комнаты, но жажда исследования таинственного особняка не останавливала нас. На ночь я никогда не включал эту игру, реально переживая за своё психическое здоровье. )
Resident Evil стала первой игрой в жанре Survival Horror на PlayStation 1, послужив примером для всех разработчиков хорроров того времени. Продуманная, хардкорная, реалистичная и самая страшная на тот момент игра, без преувеличения стала Великим феноменом эпохи 32 бит.
4. Fear Effect 2: Retro Helix
Action-adventure, разработчик - американская студия Kronos Digital Entertainment, 2001.
Улучшенный во всех смыслах резидентоподобный hi-fi Survival horror и Action-adventure в одном флаконе. Игра вышла на закате жизненного цикла PlayStation 1 - в начале 2001 года. Сразу после ее выхода, я приобрел себе пиратскую копию. Благо игра была с качественным русским переводом, за что нашим пиратам огромное спасибо! Вступительная заставка игры приятно удивила меня несмотря на то, что я повидал много игр и ничего особенно от PS 1 уже не ждал.
При создании Fear Effect 2 американцами была использована модная по тем временам технология cel-shaded. Вступительный ролик выглядел свежо и интересно. Главные героини - красотки Хана и Рэйн подогревали кровь в жилах геймеров, вели себя дерзко и уверенно, полностью соответствуя подростковому максимализму.
Игра вышла на четырёх CD дисках, содержала много видеороликов, но главное - она была также хороша как любой резидент на PS 1. Не побоюсь сказать, что в чём-то игра превзошла резидентов, только стилистика, сеттинг и главные герои здесь совсем другие. Головоломки и загадки были в меру сложными, управление более живым, чем в резидентах, история была интригующей, графика современной.
С огромным удовольствием я прошёл Fear Effect 2 в начале 2001 года. По всем своим составляющим игра показалась мне лучше первой части. Налицо было развитие игровой франшизы. Я до сих пор не понимаю, почему на приставках шестого поколения так и не вышла третья часть. Неужели никто из продюсеров не верил в успех продолжения?! Лично для меня Fear Effect 2 стала настоящим открытием и последним ярким хитом на старушке PlayStation 1.
3. Legacy of Kain: Soul Reaver
Action-adventure, разработчик - американская студия Crystal Dynamics, 1999.
Знакомство с этой игрой состоялось в мае 2000 года. Сказать, что она перевернула моё представление об играх, значит ничего не сказать. Это был мощный выстрел прямо в сердце. Начальная заставка вызвала восхищение: я не верил собственным глазам, неужели видеоролики в играх могут быть настолько крутыми? Это одна из лучших начальных заставок, которые я видел в играх за всю свою жизнь.
Авторы игры так органично соединили действие, звук и музыку, что создаётся впечатление, что пригласили самого Спилберга для создания видео. К счастью, игра оказалась под стать вступительной заставке и каким-то мистическим образом заставила провести с ней безумное количество времени. Я словно под гипнозом запускал игру снова и снова, пока не прошёл до конца.
Legacy of Kain: Soul Reaver - величайшая игра всех времён лично по моим ощущениям. Как американцам удалось создать столь мрачный и чертовски притягательный мир, я не представляю. Такое могли сделать только инопланетяне или большие фанаты своего дела. История низвергнутого лейтенанта армии вампиров, ставшего призраком и похитителем душ для Старшего Бога - это, ребята, верх травокурения! ) Такой бурной фантазии можно только позавидовать. Приступить к прохождению Soul Reaver - всё равно, что войти в другое измерение, не зная, вернёшься ты обратно или нет.
P.S.: 10 декабря 2024 года вышли ремастеры Soul Reaver и Soul Reaver 2 на платформах: Nintendo Switch, PS 4, PS 5, Windows, Xbox one, Xbox Series X/S. Графически игра немного улучшена, но сердцевина (механика) осталась прежней. Советую ознакомиться всем ретро геймерам! Лично я уже сделал это и получил свою порцию доброй ностальгии, чего и вам желаю! ) Вступительный ролик Legacy of Kain: Soul Reaver, который вы можете увидеть здесь, взят из ремастера Switch версии.
2. Resident Evil 2
Survival horror, разработчик - японская студия Capcom, 1998.
Во времена первой PlayStation серия игр Resident Evil всегда казалась мне особенной. Баланс между ужасами и научной фантастикой, между боевиком и бродилкой был соблюден невероятно точно. Посыл игры состоял в том, что биооружие - страшная сила, которая может выйти из-под контроля человека и негативно коснуться самих создателей.
Со второй частью Resident Evil я познакомился в мае 2000 года. Близился к концу учебный год, и шестнадцатилетний подросток точно знал, чем будет заниматься в ближайшее время! ) Вступительный ролик второго Резидента отличался сильной режиссурой и солидной продолжительностью. В момент первой встречи Леона и Клэр я настолько втянулся в просмотр видео, что уже забыл, что это игра. ) Всё выглядело, как начало отличного фильма, который просто хотелось смотреть дальше. Вступительная заставка заканчивалась после взрыва грузовика, когда Леон и Клэр были разделены бушующим пламенем огня. И, когда я понял, что крутейший ролик закончился, мне стало грустно. ))
Два главных героя, два сценария, полчища зомби, новые персонажи, новый G-вирус, злющие Боссы и… Конечно же, Хэппи энд! В игре были 4 сюжетные ветки, по две за каждого героя. Первый CD диск - играем за Леона, второй - за Клэр. В сравнении с первой частью, механика подверглась незначительным изменениям, тогда как локации и масштабы игры ощутимо возросли. Вторая часть изобиловала загадками, головоломками, в общем всем, за что мы так любим классический Резидент. Перестрелок и стычек с Боссами здесь тоже хватало, поэтому здоровый экшн ощущался на 100%. Всё, что я могу сказать про Resident Evil 2 - это Великая игра от Великих игроделов из Японии. Синдзи Миками, Вы - Гений!
1. Final Fantasy VIII
JRPG, разработчик - японская студия Square, 1999.
Серия игр Final Fantasy, также как и Resident Evil, казалась мне особенной во времена PlayStation 1. Оба сериала бурно развивались именно тогда - в эпоху 32 бит. Я хорошо помню восторги игрожуров про самые дорогие CG-ролики для каждой финалки с VII по IX части. И знаете, что? Всё это - истинная правда! Японцы из Square делали в то время самые дорогие, правдоподобные и высокотехнологичные видео заставки, особенно, когда речь шла о сериале Final Fantasy. Сегодня никого не удивишь крутым видео в играх, но в 90-х - начале нулевых Square была лидером в создании лучших видео роликов.
Постановка, монтаж, передовые спецэффекты - всё до мелочей было отшлифовано, и пробирало до глубины души. Скажу прямо, я восторгался вступительным роликом Final Fantasy VIII. Такой мощный и красивый ролик могла сотворить только Square. Грань между реальностью и фантастикой стиралась благодаря мастерству японцев создавать потрясающее видео в играх!
Что касается самой игры, буду краток - она Божественна, как её вступительный ролик. 4 CD диска, десятки, а то и сотни часов геймплея, тонны контента, безумное количество секретов, оружия, брони и магии, множество уникальных Gurdian Force, блестящие синематики, трогательная любовная история!… Кажется, всех достоинств игры просто не счесть. Если вы ретрогеймер и любитель RPG, восьмая финалка точно вас не разочарует!
Как сейчас помню: на дворе сентябрь 2000 года, последний 11 класс, нужно было усилить учёбу, а тут такая игра появилась! ) К концу 2000 года, несмотря на все трудности, я прошёл её целиком. Процесс прокачки героев и битву с финальным Боссом я, наверное, не смогу забыть никогда. Кто знает, тот поймёт о чём я говорю. ) Ещё здесь были скрытые и очень сильные Боссы, которых необязательно было проходить, но геймерский долг требовал! ) Спасибо ребятам из Square за наше счастливое детство!
P.S.: В сентябре 2019 года вышел ремастер Final Fantasy VIII на платформах: Nintendo Switch, PS 4, Windows, Xbox one, а в марте 2021 года на устройствах, работающих на Android и iOS. Теперь у всех владельцев современных гаджетов появилась возможность ознакомиться с этим произведением искусства. Прелесть, не правда ли?! )
На этом наша статья заканчивается. С вами был Олежка Ретроман.
До новых встреч в 2025 году, друзья!