Ювелир по рождению, менеджер по призванию.
Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году среди благородных металлов и драгоценных камней, унаследовал ювелирное производство отца и поднял семейный бизнес до небывалых высот. Это вы наверняка знаете, а вот что же могло ускользнуть из поля зрения?
Николай II говорил о придворном ювелире:
«Лишь у Фаберже искусство достигает того совершенства, которое вдохновляет, восхищает и остается в веках».
Почему? Что выделяло Фаберже среди других? Талант – да, но его недостаточно, чтобы быть одной ногой придворным ювелиром, другой – народным гением.
Два нетипичных, но таких важных принципа работы дома Фаберже.
1. «Доступность и императрице, и горничной»
Чтобы реализовать этот принцип в ход шли до этого невостребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая.
Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена — в расчете на любой кошелек. Более того, в тяжелые для страны времена даже императрица Александра Федоровна получила в подарок подчеркнуто простое яйцо известное, как «Военное стальное».
А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.
2. «Не стоит быть слишком серьезным»
Не только изысканный вкус, но и чувство юмора отличали придворного ювелира. Юмористичный натюрморт 1905 года — «джентльменский набор»: кирпич, яичница, граненый стакан с горячительным напитком, закуска. Кирпич выполнен из яшмы; желток — из янтаря, газета, рыба, мухи — из серебра, стакан и содержимое — из кварца. Прозаичный сюжет на выходе стал произведением искусства, которое могут себе позволить приобрести только знатные особы, но при этом сюжет понятен абсолютно всем – и императору и ремесленнику, и простолюдину.
Если вы хотите посмотреть на произведения искусства мирового масштаба и наполниться вдохновением, то вы можете посетить Музей Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга. Я как раз планирую это сделать на новогодних каникулах.
Одной из главных ценностей музейной экспозиции можно с уверенностью назвать коллекцию из девяти императорских пасхальных яиц. Кроме того, вы сможете увидеть множество занятных вещиц, которые продавались сто лет назад в магазинах Фаберже в Петербурге на Большой Морской, в Москве на Кузнецком Мосту, в Одессе на Дерибасовской, в Киеве на Крещатике и в Лондоне на Бонд-стрит. Те самые предметы искусства, которые меняли вкус целой эпохи.
Карл Фаберже совершил революция в ювелирном деле сместив фокус внимания со стоимости материала на художественную ценность.
«Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», — говорил Карл.
В произведениях искусства мастер использовал сталь и олово, а для брошей мог выбрать карельскую березу. Именно благодаря Фаберже в моду вошли нестандартные материалы и формы, он придал ювелирное значение отечественным поделочным материалам, с легкостью работал с теми материалами, которые были доступны. Неизменно одно – из-под его руки всегда выходили произведения искусства мирового уровня при этом каждый желающий мог себе позволить приобрести тот или иной предмет интерьера.
Карл Фаберже - ювелир по рождению, менеджер по призванию.
Больше информации в ролике на моем канале:
Другие статьи по этой теме:
Делитесь в комментариях, какое из "яиц" Вам больше всего приглянулось?
__________________________________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали статью до конца! Если она была интересной, поддержите лайком, подпишитесь на канал и высказывайте ваше мнение в комментариях.
_________________________________________________________________________________________
Больше полезной информации в живом и легком режиме в моем Telegram канале https://t.me/Svetlana_Makarova_Style.